Бокс-офис в 1-м квартале: окупаемость российских фильмов растет

Кино-театр

Бокс-офис в 1-м квартале: окупаемость российских фильмов растет
22 Апреля 2019, 10:45

Что происходит сегодня в отечественном прокате? Идет ли зритель в кино, и окупаются ли российские фильмы? «Культуромания» попыталась ответить на эти вопросы, анализируя кассовые сборы за первые три месяца этого года.

Что происходит сегодня в отечественном прокате? Идет ли зритель в кино, и окупаются ли российские фильмы? «Культуромания» попыталась ответить на эти вопросы, анализируя кассовые сборы за первые три месяца этого года.

Как известно, в 2018-м доля российского кино в нашей прокатной копилке заметно увеличилась. Более 28% от общего числа зрителей пришли именно на сеансы отечественных фильмов, сборы составили 26.7% всей кассы. Тем не менее, именно в 2018-м у аналитиков появился повод заговорить о существенном падении рынка. Дело в том, что снизилась не просто доходность от кинопоказа, но и серьезно просели показатели валовых сборов – почти на 10.7 %. Действительно, ниже и общая посещаемость кинозалов (на 11.4%), и, как следствие, пострадала выручка кинобаров, которая в разных регионах сократилась на 6-12%, что стало головной болью для кинотеатров, ведь треть своих доходов они получают от продажи попкорна и напитков. Что же касается причин, то главными эксперты считают недостаточное количество крупных релизов (в частности, блокбастеров) и не очень грамотную политику по регулированию отрасли извне.

Но вернемся к показателям 2019-го года. Пока рынок остается на уровне прошлого года и каких-либо революционных прорывов ждать не приходится. Для примера возьмем недельные показатели посещаемости. Так, в «хлебную» неделю с 8-го по 13 марта (длинные выходные, праздничные дни, совпадающие с датами школьных каникул) в кинотеатры заглянули 5,38 миллиона человек, что на 0,85 млн больше аналогичного периода предыдущего года. Тогда как в другие недели посещаемость или оставалась на уровне 2018-го, или заметно провисала. Например, во вторую неделю февраля количество проданных билетов остановилось на цифре в 3,15 миллиона, тогда как год назад в это же время их было 4,16.

Теперь поговорим чуть более подробно об отечественном кино. Здесь всё не так уж и плохо. В десятку самых кассовых релизов 2019-го прорвались два российских фильма: «Т-34» и «Громкая связь». Причем наше военно-приключенческое кино даже лидирует: по данным сайта «ЕАИС», у него в копилке 2,25 миллиарда рублей. Замыкает же десятку проект с участием актеров из «Квартета И»: у «Громкой связи» чуть более 500 млн, что для комедии с бюджетом в 78 миллионов рублей (!) результат просто шикарный (кстати, этот релиз окупился мгновенно, став прибыльным уже в свой первый уик-энд).

Тем не менее, не будем забывать, что та же «Громкая связь» стала лишь 120-м окупившимся фильмом за всю историю существования отечественной киноиндустрии. Тогда как до проката ежегодно добирается более ста картин. Например, в прошлом году у нас вышло 160 отечественных релизов. Из них стали прибыльными или хотя бы вышли в ноль всего 16. Таким образом, вопрос окупаемости был решен только для одного проекта из 10-ти.

Теперь же, в 2019-м, есть вероятность, что этот показатель улучшится. Потому что за первые три месяца года в прокат вышли 42 релиза. Из них окупились семь, то есть каждый шестой: «Т-34», документальный фильм «Beef: русский хип-хоп», комедии «Любовницы», «Семь ужинов», «Трезвый водитель», «Бабушка легкого поведения-2», «Громкая связь». И если подобная динамика сохранится, то по итогам года у нас может быть уже более 20 прибыльных релизов, что на данном этапе развития нашего кинопрома пока что абсолютный рекорд.

При этом, конечно, не надо думать, что полная окупаемость отрасли наступит уже в этом году (или даже в ближайшие несколько лет). Так, по данным портала «Кинодата» разрыв между суммарными тратами на производство картин, вышедших в прокат с января по март, и их суммарными сборами составил 2,5 млрд рублей. С другой стороны, в 2016-м годовые убытки отрасли, рассчитанные по той же схеме, превысили космическую цифру в 13 млрд рублей. Так что некоторая положительная динамика очевидна.

А вот что думает о ситуации в нашем прокате один из экспертов рынка – аналитик и главный редактор портала «Кинодата» Сергей Лавров, к которому «Культуромания» обратилась за комментариями. «Такого количества прибыльных фильмов за первые три месяца у нас не было никогда – за всю историю нашего коммерческого проката. И это, разумеется, плюс. Однако убытки тоже еще пока слишком высоки. Один "Гурвинек. Волшебная игра" чего стоит: при бюджете в 385 млн рублей он собрал менее 30 миллионов! И всего два российских фильма в этом году перешагнули отметку в $1 миллион при прокате в других странах: «Как я стал русским» и «Балканский рубеж», что, как вы догадываетесь, тоже не очень много. Тем не менее, до конца года пока далеко, так что подождем».

Что касается зарубежных релизов, выходивших за этот период в наших кинотеатрах, то по кассовым сборам, как всегда, лидируют студийные блокбастеры и детская анимация: на третьем месте в десятке самых прибыльных релизов 2019-го года оказалась «Капитан Марвел» с результатом в 1,4 млрд рублей, на втором – третья часть франшизы «Как приручить дракона» с 1,7 миллиарда. Настоящий сюрприз устроила своим прокатчикам «Зеленая книга», ставшая мега-хитом среди знатоков и любителей серьезного кино: эта умная и искренняя драма, сделанная на стыке авторского кино и мейнстрима, собрала более 560 млн рублей и продержалась на экранах рекордные 12 недель, что для подобных проектов просто феноменально.

Вера Алёнушкина

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Бокс-офис в 1-м квартале: окупаемость российских фильмов растет

<h2> Что происходит сегодня в отечественном прокате? Идет ли зритель в кино, и окупаются ли российские фильмы? «Культуромания» попыталась ответить на эти вопросы, анализируя кассовые сборы за первые три месяца этого года. </h2> <p> </p> <p> Как известно, в 2018-м доля российского кино в нашей прокатной копилке заметно увеличилась. Более 28% от общего числа зрителей пришли именно на сеансы отечественных фильмов, сборы составили 26.7% всей кассы. Тем не менее, именно в 2018-м у аналитиков появился повод заговорить о существенном падении рынка. Дело в том, что снизилась не просто доходность от кинопоказа, но и серьезно просели показатели валовых сборов – почти на 10.7 %. Действительно, ниже и общая посещаемость кинозалов (на 11.4%), и, как следствие, пострадала выручка кинобаров, которая в разных регионах сократилась на 6-12%, что стало головной болью для кинотеатров, ведь треть своих доходов они получают от продажи попкорна и напитков. Что же касается причин, то главными эксперты считают недостаточное количество крупных релизов (в частности, блокбастеров) и не очень грамотную политику по регулированию отрасли извне. </p> <p> </p> <p> Но вернемся к показателям 2019-го года. Пока рынок остается на уровне прошлого года и каких-либо революционных прорывов ждать не приходится. Для примера возьмем недельные показатели посещаемости. Так, в «хлебную» неделю с 8-го по 13 марта (длинные выходные, праздничные дни, совпадающие с датами школьных каникул) в кинотеатры заглянули 5,38 миллиона человек, что на 0,85 млн больше аналогичного периода предыдущего года. Тогда как в другие недели посещаемость или оставалась на уровне 2018-го, или заметно провисала. Например, во вторую неделю февраля количество проданных билетов остановилось на цифре в 3,15 миллиона, тогда как год назад в это же время их было 4,16. </p> <p> </p> <p> Теперь поговорим чуть более подробно об отечественном кино. Здесь всё не так уж и плохо. В десятку самых кассовых релизов 2019-го прорвались два российских фильма: «Т-34» и «Громкая связь». Причем наше военно-приключенческое кино даже лидирует: по данным сайта «ЕАИС», у него в копилке 2,25 миллиарда рублей. Замыкает же десятку проект с участием актеров из «Квартета И»: у «Громкой связи» чуть более 500 млн, что для комедии с бюджетом в 78 миллионов рублей (!) результат просто шикарный (кстати, этот релиз окупился мгновенно, став прибыльным уже в свой первый уик-энд). </p> <p> </p> <p> Тем не менее, не будем забывать, что та же «Громкая связь» стала лишь 120-м окупившимся фильмом за всю историю существования отечественной киноиндустрии. Тогда как до проката ежегодно добирается более ста картин. Например, в прошлом году у нас вышло 160 отечественных релизов. Из них стали прибыльными или хотя бы вышли в ноль всего 16. Таким образом, вопрос окупаемости был решен только для одного проекта из 10-ти. </p> <p> </p> <p> Теперь же, в 2019-м, есть вероятность, что этот показатель улучшится. Потому что за первые три месяца года в прокат вышли 42 релиза. Из них окупились семь, то есть каждый шестой: «Т-34», документальный фильм «Beef: русский хип-хоп», комедии «Любовницы», «Семь ужинов», «Трезвый водитель», «Бабушка легкого поведения-2», «Громкая связь». И если подобная динамика сохранится, то по итогам года у нас может быть уже более 20 прибыльных релизов, что на данном этапе развития нашего кинопрома пока что абсолютный рекорд. </p> <p> </p> <p> При этом, конечно, не надо думать, что полная окупаемость отрасли наступит уже в этом году (или даже в ближайшие несколько лет). Так, по данным портала «Кинодата» разрыв между суммарными тратами на производство картин, вышедших в прокат с января по март, и их суммарными сборами составил 2,5 млрд рублей. С другой стороны, в 2016-м годовые убытки отрасли, рассчитанные по той же схеме, превысили космическую цифру в 13 млрд рублей. Так что некоторая положительная динамика очевидна. </p> <p> </p> <p> А вот что думает о ситуации в нашем прокате один из экспертов рынка – аналитик и главный редактор портала «Кинодата» Сергей Лавров, к которому «Культуромания» обратилась за комментариями. «Такого количества прибыльных фильмов за первые три месяца у нас не было никогда – за всю историю нашего коммерческого проката. И это, разумеется, плюс. Однако убытки тоже еще пока слишком высоки. Один "Гурвинек. Волшебная игра" чего стоит: при бюджете в 385 млн рублей он собрал менее 30 миллионов! И всего два российских фильма в этом году перешагнули отметку в $1 миллион при прокате в других странах: «Как я стал русским» и «Балканский рубеж», что, как вы догадываетесь, тоже не очень много. Тем не менее, до конца года пока далеко, так что подождем». </p> <p> </p> <p> Что касается зарубежных релизов, выходивших за этот период в наших кинотеатрах, то по кассовым сборам, как всегда, лидируют студийные блокбастеры и детская анимация: на третьем месте в десятке самых прибыльных релизов 2019-го года оказалась «Капитан Марвел» с результатом в 1,4 млрд рублей, на втором – третья часть франшизы «Как приручить дракона» с 1,7 миллиарда. Настоящий сюрприз устроила своим прокатчикам «Зеленая книга», ставшая мега-хитом среди знатоков и любителей серьезного кино: эта умная и искренняя драма, сделанная на стыке авторского кино и мейнстрима, собрала более 560 млн рублей и продержалась на экранах рекордные 12 недель, что для подобных проектов просто феноменально. </p> <p> </p> <p> <b>Вера Алёнушкина </b> </p>

Бокс-офис в 1-м квартале: окупаемость российских фильмов растет

Бокс-офис в 1-м квартале: окупаемость российских фильмов растет

Бокс-офис в 1-м квартале: окупаемость российских фильмов растет

Бокс-офис в 1-м квартале: окупаемость российских фильмов растет

Интересное по теме

Государство и культура

«Британская история в опасности»
11 октября 2024, 13:05

Коллекционирование/Арт-рынок

Александр Дашевский: «Куратор — это художник, который преодолел свой внутренний эгоизм»
30 сентября 2024, 14:04

Коллекционирование/Арт-рынок

Елена Белоногова, основательница арт-платформы Cube.Moscow: «Искусство может быть хорошей инвестицией в эмоцию»
18 октября 2024, 14:27