Бедность не порог
По данным последних социологических опросов, большинство россиян сегодня предпочитают отдыхать на родине. Хотя это большинство тех, кто в принципе собирается куда-то поехать. В целом оно составляет всего 16% жителей нашей страны. Из них, по данным ВЦИОМ, почти две трети (10 %) планируют путешествие по территории России и лишь 6 % собираются отдохнуть за границей.
Самое удивительное в этой статистике, пожалуй, то, что даже в мечтах россиян отдых на родных курортах занял прочное первое место. Самым вожделенным местом на планете для соотечественников остается Крым. Туда, по данным того же опроса, мечтают отправиться 37%. На втором месте в списке туристических предпочтений - черноморское побережье Краснодарского края. Там хотят отдохнуть 31 % опрошенных. Кстати, такой скачок популярности черноморских курортов специалисты отмечают впервые за 12 лет наблюдений. Показательно, что уже в конце мая санатории и дома отдыха, например, Сочи были забронированы на 100 % до конца лета. Значительно этому способствовал грамотный маркетинг черноморских курортов, начавших рекламные кампании задолго до открытия сезона и предоставляющих гостям возможности для отдыха в любое время года. Узнаваемость Красной поляны и ее возможностей, а также постоянное обновление списка рекреативных предложений, без сомнения, способствовали ажиотажу. Так что тех незначительных процентов реальных россиян, которые выбрали местом летнего отдыха Сочи и окрестности, вполне хватило для того, чтобы заполнить курорт под завязку. И это, конечно, будет способствовать его дальнейшему развитию.
Примечательно, что о загранице мечтают 22% россиян. Возможно, низкий спрос на зарубежье (реально туда отправятся не больше 10% граждан России) отражает и падение популярности Турции, которая никак не преодолеет кризис даже после открытия чартерного сообщения. Уровень турецкой безопасности у нас в среднем оценивают на 2,6 балла из пяти.
Отдых по-русски
В то же время развитие отельного бизнеса в России набирает силу и мало-помалу движется к пакетной системе. Во многом это связано с тем же кризисом, так как владельцы стремятся сэкономить на расходах за счет включения в пакет услуг дополнительных опций. Так, многие отели того же Краснодарского края, который пока остается флагманом туристической отрасли в стране, в этом году перешли на систему «все включено».
Большие вложения, сделанные в отельный комплекс той же Красной поляны, дают возможность маневрировать и предлагать клиентам разнообразные формы отдыха из расчета на разный бюджет, в том числе, и весьма небольшой. Так, как сообщил перед началом сезона начальник управления курортов и туризма администрации Сочи Сергей Доморат, на туристическом рынке Сочи более 1000 небольших частных отелей и гостиниц, располагающих современной инфраструктурой и способных предложить неплохие услуги за достаточно умеренные цены. Часть гостиниц Сочи можно найти на сайте http://hochu-na-yuga.ru/sochi/gostinitsy_sochi/. Администрация города при этом берет на себя вопрос продвижения этих отелей. Например, уже сейчас работает колл-центр для тех, кто хочет снять бюджетное жилье на лето.
Кроме того, серьезные ресурсы вкладываются в подготовку пляжей. К 1 июня арендаторов всех городских пляжей Сочи обязали полностью подготовиться к началу сезона. Список обязательных мер внушительный, а за несоблюдение предписаний грозят серьезными взысканиями - от крупных штрафов до расторжения договора аренды. Так, все пляжи должны быть оборудованы не только раздевалками, но и душевыми кабинами, а зона для плавания - огорожена буйками. Кроме того, на каждом пляже должны нести постоянное дежурство спасатели. Но и это не все. Еще одно требование - установка камер видеонаблюдения и наем стоящих за ними сотрудников ЧОПов. Охранникам предписано внимательно следить за спокойствием на пляжной территории, разнимать драки и предотвращать конфликты, а также контролировать водное пространство - никто не должен лезть в воду в шторм или распивать спиртное прямо на пляже.
Но и помимо "сухопутных" охранников в штате пляжного сервиса должны быть профессиональные спасатели. Это еще одна статья расходов для пляжников, что наверняка скажется на уровне цен на предоставляемые отдыхающим услуги. Ведь один из спасателей еще и должен постоянно патрулировать берег на лодке.
Уровень требований по безопасности в Сочи впечатляет. Ни один пляж не получит лицензию, пока не предоставит паспорт антитеррористической безопасности, который подтверждает наличие не только камер видеонаблюдения, но и тревожной кнопки, и схемы эвакуации. Проверять боеготовность пляжей будет специальная межведомственная комиссия из сотрудников УВД, ФСБ, МЧС и администрации города.
Позаботились об облегчении жизни туристов и в Крыму. С 30 апреля и до 30 сентября можно приобрести единый билет в семь городов Крымского полуострова: Керчь, Симферополь, Севастополь, Феодосию, Судак, Евпаторию и Ялту. Оформить единый билет теперь можно за 60 дней (ранее было 45 дней) до планируемой даты поездки в кассах любого железнодорожного вокзала, агентских сетей АО «ФПК», на сайте ОАО «РЖД».
Единый билет можно приобрести одновременно с оформлением или представлением билета на поезд до Краснодара и Анапы не позднее чем за 24 часа до отправления автобуса. При этом стоимость единого билета на автобусную и паромную составляющие осталась на уровне 2016 года.
В погоне за туристом
Совершенно очевидный тренд в развитии внутреннего туризма - хеппенинги, или попросту говоря, создание событий, привлекающих поток туристов. Традиционные центры притяжения - Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Казань, столицы федеральных округов и города-спутники. Большой интерес к заповедным уголкам, где тоже развивается инфраструктура - Алтайский край, Камчатка, Байкал.
Конечно, таким городам, как Сочи, проще многих других. Помимо огромных вложений, сделанных в инфраструктуру к Олимпиаде, город остается центром проведения многих спортивных соревнований. Эксплуатация объектов теперь будет лишь приносить дивиденды и развивать эту территорию. Только на 2017 год здесь запланировано около 200 масштабных мероприятий, в том числе, матчи Кубка Конфедераций по футболу, что позволяет строить радужные прогнозы относительно наполняемости курорта. Показательно, что спрос на Сочи бьет в этом году все рекорды. По данным туроператоров и авиаперевозчиков, продажи на этом направлении выросли уже на 62 % по сравнению с прошлым годом.
О том, как привлечь туристов, задумываются и в менее популярных регионах. И добиваются результатов. Например, в Самарской области на берегу Волги проводят ставший значительным событием большой музыкальный фестиваль классической музыки «Классика над Волгой». В Костроме - всевозможные сезонные мероприятия, например, фестиваль фейерверков «Серебряная ладья». В Переславле в этом году уже в 16 раз пройдет фестиваль воздухоплавания. Или вот Коломна, во многом ориентирующаяся на путешественников из столицы, которых притягивает историческая аутентичность. Недавно сюда запустили тематический ретро-поезд из Москвы. Прямо в укреплениях XVI века можно понаблюдать за поединками ратоборцев, зайти в «калачную» и музей пастилы.
С осознанием того, как работает туристический бизнес, приходит развитие отрасли. Создание центров притяжение способствует и развитию инфраструктуры. Будет интересно - люди потянутся, а полученные деньги можно будет вложить в развитие инфраструктуры. Почти у всех знаковых мест - и городов, и отдельных музеев, и даже усадеб и отдаленных домов-музеев, как, например, Константиново - родина Есенина, есть свои аккаунты в соцсетях, что немало способствует наведению мостов с потенциальными гостями. Увидев красоты Царского села или гейзеров Камчатки, устоять становится все сложнее, и многие, заражаясь ранее не виданными прелестями родной земли, начинают планировать поездки заранее.
Снижение стоимости внутреннего отдыха - существенный фактор сближения спроса и предложения. Стали более доступными авиабилеты - средняя стоимость сократилась примерно на 23% по сравнению с прошлым годом и составила 13400 рублей вместо 17400. Это, в частности, связано и с укреплением рубля на валютном рынке.
Родина зовет
У российских курортов - не будем брать в расчет заповедные места, в которые кто-то поедет и с рюкзаком за спиной - еще многое впереди. Им только предстоит стать курортами в полном смысле этого слова. При огромном потенциале территорий от Камчатки до Калининграда инфраструктура слишком слабо развита. Гостиницы маленькие, с устаревшим номерным фондом, персонал обучен плохо, территории не благоустроены так, как мы это видим в той же Турции или Египте. И цены, к сожалению, не могут еще должным образом быть "своими". Однако лед тронулся. В каждом крупном городе, да и в глубинке появляются гостиницы на разный вкус и кошелек. Есть и хостелы, и так называемые зеленые дома, и коттеджи, домашние мини-отели. Например, в Суздале можно заночевать в гостевом доме на сенавале. Можно снять номер в юрте. Значительно упростили поиск отелей международные системы онлайн-бронирования, с которыми охотно сотрудничают большинство российских отелей. И этот же фактор существенно влияет на внедрение стандартов качества в отелях, которые становятся зависимыми от неумолимых показателей рейтинга.
В то же время, у внутреннего туризма есть неоспоримые преимущества. И это как раз признаки родины - отсутствие языкового барьера, рублевая зона, субсидированные авиаперевозки, а главное - проснувшаяся любовь к родным просторам и гордость за достояние предков.