России нужна революция в оценке интеллектуальной собственности

Креативные индустрии

России нужна революция в оценке интеллектуальной собственности
12 Ноября 2019, 16:10
В конце октября в «Сколково» состоялся VIII Московский международный форум инновационного развития «Открытые инновации. Цифровая нация. Трансфер к интеллектуальной экономике»

В конце октября в «Сколково» состоялся VIII Московский международный форум инновационного развития «Открытые инновации. Цифровая нация. Трансфер к интеллектуальной экономике». В рамках деловой программы при поддержке Ассоциации IPChain прошла сессия «Intelligence value. Оценка стоимости объектов интеллектуальной собственности». Эксперты обсудили проблему оценки нематериальных активов. По их мнению, в России необходимо кардинально поменять подходы к оценке объектов интеллектуальной собственности (Intellectual Property, IP), чтобы упростить процесс монетизации результатов интеллектуального труда. О том, какие инструменты следует использовать для оценки IP и как нематериальные активы встроены в современный рынок интеллектуальной собственности, – в материале «Культуромании».


Поиск стандарта 

По словам президента Федерации интеллектуальной собственности Сергея Матвеева, выступившего модератором дискуссии, Россия не заметила важного водораздела в 1990 году, когда впервые в мире объем нематериальных активов стал превышать объем материальных. 

– Интеллектуальная собственность всегда возникает между воздушным миром идей и сложным, глубинным миром денег, где водятся «большие зубастые акулы». Впрочем, эта тонкая оболочка в последние 30 лет стала сильно утолщаться, и удивительным образом нематериальные активы в 2015 году оценивались в 20 триллионов долларов, а в 2018–м – в 53 триллиона долларов. Всего три года, а какая разная оценка мировой бухгалтерии, – говорит г-н Матвеев. – Более того, если вы возьмете топ-500 компаний, то окажется, что их инвестиции в нематериальные активы, в создание интеллектуальной собственности достигают 94 процентов от общих инвестиций.

С Матвеевым солидарен председатель Комитета по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке, вице-президент, член правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Игорь Вдовин. По его словам, в России 5% ВВП принадлежат IP, в то время как в США на нее приходится 50%, а в Юго-Восточной Азии – до 70%.

– Если посмотреть на состояние системы оценки интеллектуальной собственности в нашей стране, то можно ужаснуться. Сейчас нет ни одного стандарта, который мог бы быть принят на вооружение для оценки IP. В том числе и для решения этой проблемы мы создали специальный Комитет РСПП по интеллектуальной собственности, который возглавил президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский, – сказал Вдовин.

Для оценки интеллектуальной собственности – литературных произведений, музыкальных, конструкторских решений – обычно используют затратный, доходный или сравнительный метод. При затратном методе описываются расходы на тот или иной продукт. Однако к IP-активам, часто создаваемым с минимальными материальными затратами, такой подход не всегда применим. Доходный метод предполагает, что объект интеллектуальной собственности оценивают на основе бизнес-плана и расчета возможной прибыли – реальная стоимость актива при этом не учитывается. Сравнительный метод подразумевает, что стоимость объекта интеллектуальной собственности прогнозируют, основываясь на аналогии, – сравнивают с похожими продуктами, уже существующими на рынке. Поскольку рынок IP-активов по своему определению всегда предполагает создание неких новых продуктов, этот метод также плохо применим.

Камень для платформы

Вице-президент по стратегии АО «Ситроникс» Елена Шульгина считает, что только рынок – ключевая составляющая в оценке нематериального актива. При этом сам факт вывода продукта на рынок может повысить его стоимость, как и капитализацию всей компании. 

– Не так давно мы приняли стратегию, в соответствии с которой мы формируем так называемую архитектуру отраслевых платформ B2G (Business-to-government —  отношения между бизнесом и государством – Ред.). В их основе как раз лежит интеллектуальная собственность, – говорит Шульгина. Одну из платформ мы планируем сделать открытой, поделиться ею с рынком, который в конечном итоге признает реализацию продукта. Мы хотим предоставить открытый доступ к уже существующим разработкам . Мы готовы делиться с рынком, потому что только рынок может повысить нашу капитализацию.

Председатель совета директоров краудлендинговой платформы CO–FI Александр Сухотин отметил, что оценка интеллектуальной собственности в качестве залога имеет свою специфику по сравнению с оценкой для разовой сделки или для расчета компенсации. 

– Краеугольный камень для нашей платформы – это оценка интеллектуальной собственности, но не абстрактно, в целом, а для целей залога. Одно дело, когда мы оцениваем, чтобы совершить разовую сделку или для того чтобы рассчитать компенсацию за неправомерное использование объекта. Другое дело – оценка для целей залога. Нужно понимать, что объект, который передается по одной стоимости, может через месяц иметь совершенно другую стоимость. Оценка для целей залога – совершенно специфическое действие, – уверен глава CO–FI. 

Сухотин считает, что для оценки объектов интеллектуального собственности в сфере авторского права необходимо разрабатывать новые подходы.

– Бывает, что автор создает уникальную композицию дома, без особых финансовых вложений. Такое произведение крайне сложно адекватно оценить как с точки зрения затрат, так и доходов. В таком случае нужно совершенствовать старые методы, применять их комплексно с новыми технологическими подходами, – делится спикер. – К примеру, есть научные методики, анализирующие эмоциональный отклик зрителя или слушателя. Также можно привлекать специалистов, способных профессионально оценить потенциал объекта.

По словам управляющего партнера Mindsmith Руслана Юсуфова, искусственный интеллект, блокчейн, технологии обработки и анализа больших данных предоставляют множество инструментов для оценки объектов интеллектуальной собственности. Однако ключевой аспект в этом вопросе – это инфраструктура. 

– Все хотят делать мобильные приложения, но пока нет App Store, пока нет Google Play, их негде выставить на продажу. Инфраструктуру же никто не хочет делать. Но когда она появляется, то на ней «вырастает» огромное количество разных решений. Например, IPChain – это один из ярких примеров инфраструктурного строительства, на базе которого можно создать самые разные сервисы, – говорит управляющий партнер Mindsmith.

Президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский отметил, что современные стандарты бухгалтерского учета и постановки активов на баланс не удовлетворяют задачам инвентаризации и оценки интеллектуальной собственности. 

– Есть очень большой разрыв между бухгалтерским типом оценки нематериальных активов и их же действительной оценкой, например, по принципу публичных финансов. Даже самые технологичные компании в России зачастую оцениваются на основе бухгалтерских показателей, а не исходя из реальной стоимости их интеллектуальной собственности, которая является основным активом. Причина – неготовность стандартов бухгалтерии к работе с материальными активами. Хотелось бы, наверное, обозначить как главный вызов изменение бухгалтерских стандартов и подходов. С текущими стандартами постановка интеллектуальной собственности на учет очень затруднена, – говорит глава IPChain.

Александр Сухотин добавил, что одним из важных критериев успешной оценки интеллектуальной собственности будет факт ее приема налоговыми органами, а также банками, регулятором и биржевыми институтами. С ним согласился Сергей Матвеев, уточнив, что грамотная оценка интеллектуальной собственности возможна при вовлечении в процесс разнообразных участников и данных.

– Что касается доверия к оценке объектов интеллектуальной собственности, то найти методы, которые устраивали бы разных участников рынка, недостаточно – придется еще «взять Бастилию» налоговых органов, убедить их в необходимости иных механизмов формирования балансовой стоимостью компании хотя бы потому, что у нас нет тех тридцати лет, в течение которых другие страны и компании форсировали свой рыночный «интеллектуальный капитал». Но мы будем к этому стремиться, – подытожил г-н Матвеев.
 
Елена Сердечнова
Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

России нужна революция в оценке интеллектуальной собственности

<h2>В конце октября в «Сколково» состоялся VIII Московский международный форум инновационного развития «Открытые инновации. Цифровая нация. Трансфер к интеллектуальной экономике». В рамках деловой программы при поддержке Ассоциации IPChain прошла сессия «Intelligence value. Оценка стоимости объектов интеллектуальной собственности». Эксперты обсудили проблему оценки нематериальных активов. По их мнению, в России необходимо кардинально поменять подходы к оценке объектов интеллектуальной собственности (Intellectual Property, IP), чтобы упростить процесс монетизации результатов интеллектуального труда. О том, какие инструменты следует использовать для оценки IP и как нематериальные активы встроены в современный рынок интеллектуальной собственности, – в материале «Культуромании».</h2> <br> Поиск стандарта <br> <br> По словам <b>президента Федерации интеллектуальной собственности Сергея Матвеева</b>, выступившего модератором дискуссии, Россия не заметила важного водораздела в 1990 году, когда впервые в мире объем нематериальных активов стал превышать объем материальных. <br> <br> – Интеллектуальная собственность всегда возникает между воздушным миром идей и сложным, глубинным миром денег, где водятся «большие зубастые акулы». Впрочем, эта тонкая оболочка в последние 30 лет стала сильно утолщаться, и удивительным образом нематериальные активы в 2015 году оценивались в 20 триллионов долларов, а в 2018–м – в 53 триллиона долларов. Всего три года, а какая разная оценка мировой бухгалтерии, – говорит г-н Матвеев. – Более того, если вы возьмете топ-500 компаний, то окажется, что их инвестиции в нематериальные активы, в создание интеллектуальной собственности достигают 94 процентов от общих инвестиций.<br> <br> С Матвеевым солидарен <b>председатель Комитета по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке, вице-президент, член правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Игорь Вдовин</b>. По его словам, в России 5% ВВП принадлежат IP, в то время как в США на нее приходится 50%, а в Юго-Восточной Азии – до 70%.<br> <br> – Если посмотреть на состояние системы оценки интеллектуальной собственности в нашей стране, то можно ужаснуться. Сейчас нет ни одного стандарта, который мог бы быть принят на вооружение для оценки IP. В том числе и для решения этой проблемы мы создали специальный Комитет РСПП по интеллектуальной собственности, который возглавил президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский, – сказал Вдовин.<br> <br> Для оценки интеллектуальной собственности – литературных произведений, музыкальных, конструкторских решений – обычно используют затратный, доходный или сравнительный метод. При затратном методе описываются расходы на тот или иной продукт. Однако к IP-активам, часто создаваемым с минимальными материальными затратами, такой подход не всегда применим. Доходный метод предполагает, что объект интеллектуальной собственности оценивают на основе бизнес-плана и расчета возможной прибыли – реальная стоимость актива при этом не учитывается. Сравнительный метод подразумевает, что стоимость объекта интеллектуальной собственности прогнозируют, основываясь на аналогии, – сравнивают с похожими продуктами, уже существующими на рынке. Поскольку рынок IP-активов по своему определению всегда предполагает создание неких новых продуктов, этот метод также плохо применим.<br> <br> <b> Камень для платформы</b><br> <br> <b> Вице-президент по стратегии АО «Ситроникс» Елена Шульгина</b> считает, что только рынок – ключевая составляющая в оценке нематериального актива. При этом сам факт вывода продукта на рынок может повысить его стоимость, как и капитализацию всей компании. <br> <br> – Не так давно мы приняли стратегию, в соответствии с которой мы формируем так называемую архитектуру отраслевых платформ B2G (Business-to-government —  отношения между бизнесом и государством – Ред.). В их основе как раз лежит интеллектуальная собственность, – говорит Шульгина. Одну из платформ мы планируем сделать открытой, поделиться ею с рынком, который в конечном итоге признает реализацию продукта. Мы хотим предоставить открытый доступ к уже существующим разработкам . Мы готовы делиться с рынком, потому что только рынок может повысить нашу капитализацию.<br> <br> <b> Председатель совета директоров краудлендинговой платформы CO–FI Александр Сухотин</b> отметил, что оценка интеллектуальной собственности в качестве залога имеет свою специфику по сравнению с оценкой для разовой сделки или для расчета компенсации. <br> <br> – Краеугольный камень для нашей платформы – это оценка интеллектуальной собственности, но не абстрактно, в целом, а для целей залога. Одно дело, когда мы оцениваем, чтобы совершить разовую сделку или для того чтобы рассчитать компенсацию за неправомерное использование объекта. Другое дело – оценка для целей залога. Нужно понимать, что объект, который передается по одной стоимости, может через месяц иметь совершенно другую стоимость. Оценка для целей залога – совершенно специфическое действие, – уверен глава CO–FI. <br> <br> Сухотин считает, что для оценки объектов интеллектуального собственности в сфере авторского права необходимо разрабатывать новые подходы.<br> <br> – Бывает, что автор создает уникальную композицию дома, без особых финансовых вложений. Такое произведение крайне сложно адекватно оценить как с точки зрения затрат, так и доходов. В таком случае нужно совершенствовать старые методы, применять их комплексно с новыми технологическими подходами, – делится спикер. – К примеру, есть научные методики, анализирующие эмоциональный отклик зрителя или слушателя. Также можно привлекать специалистов, способных профессионально оценить потенциал объекта.<br> <br> По словам <b>управляющего партнера Mindsmith Руслана Юсуфова</b>, искусственный интеллект, блокчейн, технологии обработки и анализа больших данных предоставляют множество инструментов для оценки объектов интеллектуальной собственности. Однако ключевой аспект в этом вопросе – это инфраструктура. <br> <br> – Все хотят делать мобильные приложения, но пока нет App Store, пока нет Google Play, их негде выставить на продажу. Инфраструктуру же никто не хочет делать. Но когда она появляется, то на ней «вырастает» огромное количество разных решений. Например, IPChain – это один из ярких примеров инфраструктурного строительства, на базе которого можно создать самые разные сервисы, – говорит управляющий партнер Mindsmith.<br> <br> <b> Президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский</b> отметил, что современные стандарты бухгалтерского учета и постановки активов на баланс не удовлетворяют задачам инвентаризации и оценки интеллектуальной собственности. <br> <br> – Есть очень большой разрыв между бухгалтерским типом оценки нематериальных активов и их же действительной оценкой, например, по принципу публичных финансов. Даже самые технологичные компании в России зачастую оцениваются на основе бухгалтерских показателей, а не исходя из реальной стоимости их интеллектуальной собственности, которая является основным активом. Причина – неготовность стандартов бухгалтерии к работе с материальными активами. Хотелось бы, наверное, обозначить как главный вызов изменение бухгалтерских стандартов и подходов. С текущими стандартами постановка интеллектуальной собственности на учет очень затруднена, – говорит глава IPChain.<br> <br> Александр Сухотин добавил, что одним из важных критериев успешной оценки интеллектуальной собственности будет факт ее приема налоговыми органами, а также банками, регулятором и биржевыми институтами. С ним согласился Сергей Матвеев, уточнив, что грамотная оценка интеллектуальной собственности возможна при вовлечении в процесс разнообразных участников и данных.<br> <br> – Что касается доверия к оценке объектов интеллектуальной собственности, то найти методы, которые устраивали бы разных участников рынка, недостаточно – придется еще «взять Бастилию» налоговых органов, убедить их в необходимости иных механизмов формирования балансовой стоимостью компании хотя бы потому, что у нас нет тех тридцати лет, в течение которых другие страны и компании форсировали свой рыночный «интеллектуальный капитал». Но мы будем к этому стремиться, – подытожил г-н Матвеев.<br>  <br> <b>Елена Сердечнова</b><br>

России нужна революция в оценке интеллектуальной собственности

России нужна революция в оценке интеллектуальной собственности

России нужна революция в оценке интеллектуальной собственности

России нужна революция в оценке интеллектуальной собственности

Интересное по теме

Коллекционирование/Арт-рынок

Дорогое не покупают
14 октября 2024, 15:43

Коллекционирование/Арт-рынок

Агент Бэнкси устроил аукцион
8 ноября 2024, 10:30

Коллекционирование/Арт-рынок

«Феррари» Анджелины Джоли сняли с аукциона
6 ноября 2024, 08:58