Режиссер Владимир Алеников: «На коленке» хороший детский фильм не сделаешь
18 Ноября 2019, 11:55
Поделиться
Что нужно, чтобы детское кино в России стало развиваться после тридцатилетнего упадка, и как ему может помочь государство? Отвечает режиссер и продюсер, многолетний автор киножурнала "Ералаш", создатель знаменитых музыкальных фильмов о приключениях Петрова и Васечкина Владимир Алеников
Рассмотреть вопрос о создании государственной киностудии детских и юношеских фильмов поручил правительству Владимир Путин по итогам заседания Совета по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей. Что нужно, чтобы детское кино в России стало развиваться после тридцатилетнего упадка, и как ему может помочь государство? Отвечает режиссер и продюсер, многолетний автор киножурнала "Ералаш", создатель знаменитых музыкальных фильмов о приключениях Петрова и Васечкина Владимир Алеников.
– В середине октября Владимир Путин поручил правительству рассмотреть вопрос о создании государственной киностудии детских и юношеских фильмов. На ваш взгляд, это правильная инициатива?
– Инициатива президента, безусловно, правильная, потому что этим давно никто не занимается. Когда-то Киностудия имени Горького, на которой я проработал много лет, делала 35 детских картин в год, примерно 25 делала Одесская студия, и каждая из 13 других отечественных студий делала, по крайней мере,штуки три. В итоге получалась солидная цифра и, соответственно, была большая конкуренция, возникали яркие картины, такие, например, как «Когда я стану великаном» Инны Туманян, «Гостья из будущего» Павла Арсенова, «Чудак из пятого Б» Ильи Фрэза, «Доживём до понедельника» Станислава Ростоцкого и многие другие – список можно продолжать и продолжать. Кстати, мои герои – Петров и Васечкин – появились именно на студии Горького, в сюжетах киножурнала «Ералаш», и только потом Одесская студия предложила мне делать о них фильмы. В общем, идея создания такой киностудии верная, но есть нюанс – если этой студией поставят руководить какого-то чиновника или бизнесмена, то, полагаю, принципиально ничего не изменится. – Как можно было бы организовать работу над возрождением отечественного кино. Кто должен этим заняться?
– Думаю, что для успеха всей этой затеи должен быть создан специальный Совет по детскому кино, куда бы вошли, например, Владимир Грамматиков, другие компетентные люди. Я также готов принимать в нём участие. В своё время, будучи председателем Комитета по детскому и юношескому кино Союза кинематографистов, я пытался что-то изменить в общей ситуации, но – увы! – ничего тогда не вышло, не нашло реальной поддержки. Может, теперь получится. Этот Совет мог бы стать буфером между государством и производителем – помогать и тем, и другим. – Во времена СССР детское кино процветало. Что этому способствовало?
В советское время все осознавали важность качественных детских картин. На детские фильмы денег выделялось неизмеримо больше, чем на взрослую картину, подготовительный период был не два месяца и не три, а до полугода, потому что все понимали, как трудно найти детей и обучить их. Плёнки на детскую картину выдавали не один к трём или к четырём, как на взрослую, а один к пятнадцати. То есть понимали, что дублей будет много. Сейчас же на детский фильм Минкульт выделяет меньше денег, чем на взрослый, а ведь "на коленке" хорошую детскую картину, которая будет конкурировать с американскими, сделать просто невозможно.
Кроме того, на студиях, в том числе на студии Горького, существовали худсоветы. А худсовет состоял исключительно из профессионалов-творцов высшего класса – режиссеров, сценаристов, операторов. У каждого творческого объединения был свой худрук, который отвечал за всю продукцию. Худрук и худсовет серьезно работали над уровнем фильмов, всячески старались помочь режиссёру и, после общих усилий, – я сам бывал тому свидетелем, – "сырая" картина менялась, проблемы, которые в ней были, решались, и, в конце концов, всё приходило к качественному результату. Режиссёр сдавал худсовету всё, начиная от проб и заканчивая финальным вариантом, так что совсем слабые картины просто не пропускали. Кстати, цензурой худсоветы не занимались – это была прерогатива редакторов. Всё изменилось: уже давно нет ни худруков, ни худсоветов, и даже редакторы есть далеко не везде. Я сильно сомневаюсь, что эту систему будут возвращать. – Какова сегодня потребность в детских и юношеских фильмах в России, и были ли хорошие работы в этой области в последние годы?
– Несомненно, детское кино всегда будет востребовано. И это абсолютный нонсенс, что у нас на его месте зияющая дыра уже на протяжении трех десятилетий. Три поколения детей растут пусть на хорошем, но прежде всего американском детском кино. Конечно, есть исключения – например, фильм Александра Карпиловского «Частное пионерское», снятый в 2012 году, есть ещё какие-то неплохие фильмы, но за тридцать лет это ничтожно мало.Безусловно, у нас существуют достижения в анимации: и короткометражные, как фильмы серии «Гора самоцветов» студии «Пилот», и полнометражные – здесь Сергей Сельянов прекрасно себя чувствует, делая бесконечную серию мультфильмов про богатырей. Но, во-первых, это больше коммерческие работы (вспомним, что Юрий Норштейн не может доделать «Шинель» уже почти сорок лет, а Гарри Бардин собирает по всему миру деньги на каждый новый проект), а во-вторых, анимация – это только один отсек детского кино. – Выгодно ли снимать детское и семейное кино с коммерческой точки зрения?
– В любой стране, где серьёзно занимаются кинематографией, так называемое семейное кино – это огромная часть рынка. Ведь главные посетители кинотеатров – это подростки и дети, которые ходят туда с родителями. В той же Америке каждая крупная студия делает детские фильмы, помимо студии Disney, которая только детским кино и занимается. В России же – при переходе от госзаказа к рынку – продюсеры набросились на фильмы в расчете на молодежь, не задумываясь о детях. И прокатчики довольно быстро поняли, что гораздо выгодней показывать американские детские картины, на которые охотнее идут, чем на наши слабенькие. Так всё и заглохло: раз прокатчики не берут, то и продюсеры не заинтересованы в производстве. Вот такой замкнутый круг.
По телевизору детские картины тоже невыгодно показывать, ведь в них по закону нельзя вставлять рекламу, поэтому ни один канал, кроме «Карусели», в этом и не заинтересован. Кстати, 4 ноября на этом канале состоялась премьера детского фильма «Классная любовь» производства Международной Детской Академии Кино Сinemagic, которая организована в Риге, и президентом которой я являюсь уже третий год. Получасовой фильм, к которому я написал сценарий, получил уже с полдюжины призов на международных фестивалях. В том числе, за лучшую актерскую игру детей. Снимали фильм выпускники моей вгиковской Мастерской жанрового кино. Сейчас в Академии идёт работа по завершению нашей первой полнометражной детской картины. Примечательно, что и в том, и в другом фильмах снимались дети, которые учатся в Академии Cinemagic по специальной программе «Актер кино». Программу эту мы постоянно дополняем, обновляем и моделируем. И цели в нашей Академии Кино различные: с одной стороны в увлекательной форме приучить детей к СВОЕМУ (а не зарубежному) умному кино, с другой – подготовить качественную детскую актерскую базу, воспитать детей-актёров, с которыми легче и быстрее работать на съемочной площадке. Детей нужно учить и как киноактёров, и как кинозрителей! Конечно, мы, как и все, сталкиваемся со сложностями финансирования. В частности, в разработке находится сценарий очень сильного и значимого по содержанию детского фильма. Но для создания хорошей кинокартины с участием профессионалов киноиндустрии необходима серьезная финансовая поддержка. – Какие факторы мешают развитию детского игрового кино в России, кроме недостатка финансирования?
– У детского кино проблема не только в деньгах – она прежде всего в кадрах. Моя мастерская на Высших курсах кино и телевидения ВГИК – чуть ли не единственная, где готовят режиссеров детского кино. Сейчас мы вместе с Аллой Суриковой набираем мастерскую на Высших курсах сценаристов и режиссёров. Надеюсь, туда тоже придут одарённые люди, мечтающий о детских картинах. Одна из проблем детского кино – как правило, режиссёры совсем не умеют работать с детьми, от этого дети так фальшивят на экране. И другая большая проблема – очень слабые сценарии! Периодически меня приглашают на фестивали в качестве председателя жюри, и я порой даже не знаю, кому отдать главный приз, потому что уж очень всё убого.
– Если детские фильмы будут сниматься по госзаказу или при государственном участии, не станут ли они пропагандистскими?
– Если государство станет главным инвестором в сфере детского кино, то появится, конечно, опасность пропагандистского уклона, но только в том случае, если к работе не будут привлечены высокопрофессиональные талантливые режиссёры и сценаристы, которые любят и знают детское кино и заинтересованы в том, чтобы развивать отрасль максимально добротно. Мария Хорькова
Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной
жизни
Режиссер Владимир Алеников: «На коленке» хороший детский фильм не сделаешь
<h2>Рассмотреть вопрос о создании государственной киностудии детских и юношеских фильмов поручил правительству Владимир Путин по итогам заседания Совета по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей. Что нужно, чтобы детское кино в России стало развиваться после тридцатилетнего упадка, и как ему может помочь государство? Отвечает режиссер и продюсер, многолетний автор киножурнала "Ералаш", создатель знаменитых музыкальных фильмов о приключениях Петрова и Васечкина Владимир Алеников. </h2>
<br>
<span style="font-size: 14pt;"><b>– В середине октября Владимир Путин поручил правительству рассмотреть вопрос о создании государственной киностудии детских и юношеских фильмов. На ваш взгляд, это правильная инициатива?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
– Инициатива президента, безусловно, правильная, потому что этим давно никто не занимается. Когда-то Киностудия имени Горького, на которой я проработал много лет, делала 35 детских картин в год, примерно 25 делала Одесская студия, и каждая из 13 других отечественных студий делала, по крайней мере,штуки три. В итоге получалась солидная цифра и, соответственно, была большая конкуренция, возникали яркие картины, такие, например, как «Когда я стану великаном» Инны Туманян, «Гостья из будущего» Павла Арсенова, «Чудак из пятого Б» Ильи Фрэза, «Доживём до понедельника» Станислава Ростоцкого и многие другие – список можно продолжать и продолжать. Кстати, мои герои – Петров и Васечкин – появились именно на студии Горького, в сюжетах киножурнала «Ералаш», и только потом Одесская студия предложила мне делать о них фильмы. В общем, идея создания такой киностудии верная, но есть нюанс – если этой студией поставят руководить какого-то чиновника или бизнесмена, то, полагаю, принципиально ничего не изменится.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>– Как можно было бы организовать работу над возрождением отечественного кино. Кто должен этим заняться?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
– Думаю, что для успеха всей этой затеи должен быть создан специальный Совет по детскому кино, куда бы вошли, например, Владимир Грамматиков, другие компетентные люди. Я также готов принимать в нём участие. В своё время, будучи председателем Комитета по детскому и юношескому кино Союза кинематографистов, я пытался что-то изменить в общей ситуации, но – увы! – ничего тогда не вышло, не нашло реальной поддержки. Может, теперь получится. Этот Совет мог бы стать буфером между государством и производителем – помогать и тем, и другим.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>– Во времена СССР детское кино процветало. Что этому способствовало?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
В советское время все осознавали важность качественных детских картин. На детские фильмы денег выделялось неизмеримо больше, чем на взрослую картину, подготовительный период был не два месяца и не три, а до полугода, потому что все понимали, как трудно найти детей и обучить их. Плёнки на детскую картину выдавали не один к трём или к четырём, как на взрослую, а один к пятнадцати. То есть понимали, что дублей будет много. Сейчас же на детский фильм Минкульт выделяет меньше денег, чем на взрослый, а ведь "на коленке" хорошую детскую картину, которая будет конкурировать с американскими, сделать просто невозможно. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Кроме того, на студиях, в том числе на студии Горького, существовали худсоветы. А худсовет состоял исключительно из профессионалов-творцов высшего класса – режиссеров, сценаристов, операторов. У каждого творческого объединения был свой худрук, который отвечал за всю продукцию. Худрук и худсовет серьезно работали над уровнем фильмов, всячески старались помочь режиссёру и, после общих усилий, – я сам бывал тому свидетелем, – "сырая" картина менялась, проблемы, которые в ней были, решались, и, в конце концов, всё приходило к качественному результату. Режиссёр сдавал худсовету всё, начиная от проб и заканчивая финальным вариантом, так что совсем слабые картины просто не пропускали. Кстати, цензурой худсоветы не занимались – это была прерогатива редакторов. Всё изменилось: уже давно нет ни худруков, ни худсоветов, и даже редакторы есть далеко не везде. Я сильно сомневаюсь, что эту систему будут возвращать. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>– Какова сегодня потребность в детских и юношеских фильмах в России, и были ли хорошие работы в этой области в последние годы?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
– Несомненно, детское кино всегда будет востребовано. И это абсолютный нонсенс, что у нас на его месте зияющая дыра уже на протяжении трех десятилетий. Три поколения детей растут пусть на хорошем, но прежде всего американском детском кино. Конечно, есть исключения – например, фильм Александра Карпиловского «Частное пионерское», снятый в 2012 году, есть ещё какие-то неплохие фильмы, но за тридцать лет это ничтожно мало.Безусловно, у нас существуют достижения в анимации: и короткометражные, как фильмы серии «Гора самоцветов» студии «Пилот», и полнометражные – здесь Сергей Сельянов прекрасно себя чувствует, делая бесконечную серию мультфильмов про богатырей. Но, во-первых, это больше коммерческие работы (вспомним, что Юрий Норштейн не может доделать «Шинель» уже почти сорок лет, а Гарри Бардин собирает по всему миру деньги на каждый новый проект), а во-вторых, анимация – это только один отсек детского кино.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>– Выгодно ли снимать детское и семейное кино с коммерческой точки зрения?</b></span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> </b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
– В любой стране, где серьёзно занимаются кинематографией, так называемое семейное кино – это огромная часть рынка. Ведь главные посетители кинотеатров – это подростки и дети, которые ходят туда с родителями. В той же Америке каждая крупная студия делает детские фильмы, помимо студии Disney, которая только детским кино и занимается. В России же – при переходе от госзаказа к рынку – продюсеры набросились на фильмы в расчете на молодежь, не задумываясь о детях. И прокатчики довольно быстро поняли, что гораздо выгодней показывать американские детские картины, на которые охотнее идут, чем на наши слабенькие. Так всё и заглохло: раз прокатчики не берут, то и продюсеры не заинтересованы в производстве. Вот такой замкнутый круг. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
По телевизору детские картины тоже невыгодно показывать, ведь в них по закону нельзя вставлять рекламу, поэтому ни один канал, кроме «Карусели», в этом и не заинтересован. Кстати, 4 ноября на этом канале состоялась премьера детского фильма «Классная любовь» производства Международной Детской Академии Кино Сinemagic, которая организована в Риге, и президентом которой я являюсь уже третий год. Получасовой фильм, к которому я написал сценарий, получил уже с полдюжины призов на международных фестивалях. В том числе, за лучшую актерскую игру детей. Снимали фильм выпускники моей вгиковской Мастерской жанрового кино. Сейчас в Академии идёт работа по завершению нашей первой полнометражной детской картины. Примечательно, что и в том, и в другом фильмах снимались дети, которые учатся в Академии Cinemagic по специальной программе «Актер кино». Программу эту мы постоянно дополняем, обновляем и моделируем. И цели в нашей Академии Кино различные: с одной стороны в увлекательной форме приучить детей к СВОЕМУ (а не зарубежному) умному кино, с другой – подготовить качественную детскую актерскую базу, воспитать детей-актёров, с которыми легче и быстрее работать на съемочной площадке. Детей нужно учить и как киноактёров, и как кинозрителей! Конечно, мы, как и все, сталкиваемся со сложностями финансирования. В частности, в разработке находится сценарий очень сильного и значимого по содержанию детского фильма. Но для создания хорошей кинокартины с участием профессионалов киноиндустрии необходима серьезная финансовая поддержка.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>– Какие факторы мешают развитию детского игрового кино в России, кроме недостатка финансирования?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
– У детского кино проблема не только в деньгах – она прежде всего в кадрах. Моя мастерская на Высших курсах кино и телевидения ВГИК – чуть ли не единственная, где готовят режиссеров детского кино. Сейчас мы вместе с Аллой Суриковой набираем мастерскую на Высших курсах сценаристов и режиссёров. Надеюсь, туда тоже придут одарённые люди, мечтающий о детских картинах. Одна из проблем детского кино – как правило, режиссёры совсем не умеют работать с детьми, от этого дети так фальшивят на экране. И другая большая проблема – очень слабые сценарии! Периодически меня приглашают на фестивали в качестве председателя жюри, и я порой даже не знаю, кому отдать главный приз, потому что уж очень всё убого. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
– Если детские фильмы будут сниматься по госзаказу или при государственном участии, не станут ли они пропагандистскими?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
– Если государство станет главным инвестором в сфере детского кино, то появится, конечно, опасность пропагандистского уклона, но только в том случае, если к работе не будут привлечены высокопрофессиональные талантливые режиссёры и сценаристы, которые любят и знают детское кино и заинтересованы в том, чтобы развивать отрасль максимально добротно.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>Мария Хорькова </b></span>
<p>
</p>
https://kulturomania.ru
Режиссер Владимир Алеников: «На коленке» хороший детский фильм не сделаешь
Режиссер Владимир Алеников: «На коленке» хороший детский фильм не сделаешь
Режиссер Владимир Алеников: «На коленке» хороший детский фильм не сделаешь