– Алексей Борисович, в этом году на экраны вышел ваш сериал «Менталист», что зрителям необходимо знать перед просмотром?
-- В общем – ничего. Чем меньше они будут знать, тем лучше. Любая драматургия строится на том, что нужно все время удерживать внимание зрителей. Следовательно, чем меньше у них информации с самого начала, тем больше потенциала для того, чтобы это всё выстрелило в конечном итоге.
– Главную роль исполняет Ехезкель Лазаров, а озвучивает его Кирилл Кяро. Что привело к решению пригласить израильского актера?
-- Дело в том, что данный герой очень необычен для нашей повседневности. Нам нужно было найти человека, который немного отличается от нас. Основным различием является менталитет. Это совсем другая система оценок, разная манера общения с окружающей средой, некоторая оторванность от быта и тому подобное. Это все и привело к решению выбрать иностранного актёра.
– Что вы думаете об одноименном американском сериале?
-- По-моему мнению, это замечательный сериал. Но нам, к сожалению, пришлось его перелопатить, оставить только сюжетные линии. Остальное мы адаптировали под наши реалии, потому что они кардинально отличаются от американских. Это связано и с системой отношений с властью, и с системой юриспруденции. Вплоть до того, что в США разрешено носить оружие, а у нас нет, в общем, со многими вещами.
-- Что можно сказать о современных российских сериалах в целом?
-- Мне кажется, происходит то, что должно происходить. Рынок постепенно развивается, хотя, к сожалению, не теми темпами, которыми бы хотелось -- это в смысле качества. А качество очень зависит от вложенных в продукт денег. Но не только. Продюсеры продюсеры каналов вынуждены идти за потребителем, то есть за зрителями. К сожалению, получилось так что уровень сегодняшнего зрителя был воспитан не советскими фильмами, а той продукцией, которая к нам пришла с Запада во время перестройки. Скажем так – она не всегда была на уровне с точки зрения искусства. Но на ней, увы, воспиталось чуть ли не два поколения. Хотя за последнее время, как мне кажется, общий уровень сериальной продукции очень сильно подвырос.
– А теперь немного вечный вопрос – как это, быть режиссёром в России сегодня?
-- Режиссёром быть всегда очень сложно, неважно когда и где. Дело в том, что режиссёр это человек, который, как мне кажется, в первую очередь высказывает свою позицию, иногда гражданскую, иногда социальную, иногда культурологическую. А для высказывания своих мыслей надо иметь право, которое даётся очень немногим, причем это характерно для всего мира. Поэтому наше существование в России от существования в Голливуде, Болливуде или Европе мало чем отличается. Технологически мы чуть-чуть отстаем, но в кино это не самая главная вещь. Так как это тот инструмент, которым можно пользоваться, а можно – нет. Замечательно, когда режиссёр в России ловит свою тему и ему позволено эту тему высказывать. Сразу появляется возможность и желание для творчества.
– Что можно сказать про российский рынок кино?
-- Советская школа кино была очень мощная, равно как и театральная, художественная, балетная и цирковая, но с перестройкой очень многие вещи сломались. Разорвались причинно-следственные связи, самое главное, очень сильно пострадала школа, в том числе и режиссёрская. Сейчас мы получаем очень много продукта, который уже был основан на сломанных школах. И он не очень хорошо воспринимается зрителем. Сегодня сложно, только-только идёт становление. Если говорить о рынке как о бизнесе, то всё постепенно становится на ноги. Если говорить о рынке некоего искусства, самовыражения, то всё ещё труднее. На один вложенный рубль хотят получить два, а то и десять рублей. Но на уровне вещей, с точки зрения творчества важных, это не всегда возможно.
– Что для вас является главным показателем успеха для режиссёра?
Это очень сложный вопрос. С одной стороны, режиссёр это человек, который занимается искусством,а с другой стороны, производством. И тут эти параллельные дороги становятся перпендикулярными. Для тех людей, которые занимаются бизнесом и историей кино, как бизнесом, показатель успеха – кассовые сборы. Для тех, кто пытается сказать своё слово, главным критерием является быть услышанными.
– За последние несколько лет объемы кинопроизводства в России значительно выросли, как это отразилось на качестве?
-- Я думаю, что никак, но закон, что качество переходит в количество, никто не отменял. Но это работает и наоборот, поэтому я надеюсь, что чем больше будем создавать, тем быстрее добьёмся качества.
– Когда, по-вашему мнению, Россия вновь получит Оскар? Что мешает этому сейчас?
-- Политическая обстановка сегодня настолько сложная, что достаточно трудно пробиться со своими фильмами на большие фестивали. Перспектив я пока, к сожалению, не вижу.
– Какое ваше любимое российское кино? Что предпочитаете из иностранного?
-- Я люблю советский кинематограф. Работы Алексея Германа, раннего Михалкова, мне трудно выбирать, достойных очень много. Если говорить о зарубежных, мне нравятся работы Джима Джармуша. Фильм «Пролетая над гнездом кукушки» очень любопытный. Можно отметить «Почтальон всегда звонит дважды», и еще много интересных картин.
– Что вдохновило выбрать профессию режиссёра?
-- Это все из детства. Я тогда очень много смотрел фильмов и понял, что это мой способ существования и общения с окружающим миром. Отсюда пошла и режиссура. Помню, когда мне было лет 12, я, не совсем понимая, что это такое, купил книжку Ромма. В ней была глава «Монтаж» и мне очень понравилось, как автор раскрывал тему. Так я и загорелся этой профессией.
-- Над чем вы работаете в данный момент?
-- До конца года я занят на съемках большого сериала, посвященного чернобыльской трагедии, мы расскажем о временном отрезке за несколько часов до катастрофы и два месяца спустя. В сериале много драматургический линий, при этом он будет с «детективным уклоном».
Алексей Борисович Мурадов – известный режиссёр театра и кино, сценарист и продюсер. Режиссер фильмов «Змей», «Течёт река Волга» и «Истребители».
Кристина Шестакович