Реституция не работает

Коллекционирование/Арт-рынок

Реституция не работает
Вчера, 10:43

Украденную в 1973 году в Италии картину не могут вернуть обратно

Полотно эпохи Возрождения, похищенное более полувека назад из музея в Северной Италии, недавно «всплыло» в Великобритании. Казалось бы, есть все основания для возвращения картины на родину. Однако, оказывается, все не так просто. Правоохранительные органы страны считают, что это не криминальное дело, поэтому дальнейшая судьба шедевра — в руках сегодняшней владелицы картины. 

Полотно «Мадонна и дитя», созданное в XVI столетии живописцем Антонио Соларио, было похищено вместе с другими экспонатами из галереи в городе Беллуно (недалеко от Венеции) в 1973 году. К счастью, часть украденного вскоре смогли обнаружить в Австрии, однако «Мадонна» тогда исчезла без следа. Интересно, что картина провисела в музее Беллуно почти ровно 100 лет — ее приобрели в 1872 году. 

В 2017 году картина внезапно «всплыла» на одном британском региональном аукционе и немедленно была замечена кем-то, кто проинформировал о лоте галерею в Беллуно — та же подтвердила, что полотно значится в списках Интерпола как украденная. Правда, итальянская полиция — как объясняется, из-за пандемии — не смогла вовремя предоставить своим британским коллегам необходимые документы. Поэтому арестованную по их запросу картину просто-напросто вернули в 2020 году обратно владелице — аристократке Барбаре де Доза. Теперь она отказывается возвращать украденный шедевр в Италию. 

Как объясняет сама г-жа де Доза, картина была легально приобретена ее бывшим мужем, бароном де Доза, в 1973 году и с тех самых пор висела на стене в их поместье в Норфолке, здании также XVI столетия, которое в свое время посещал английский король Генрих VIII. Позже супруги развелись, однако картина осталась у бывшей жены. 

Хотя Антонио Соларио (1465–1530) и не относится к «первой когорте» художников Возрождения, его картины представлены, например, в Национальной галерее в Лондоне. Считается, что он работал в Неаполе и, возможно, посетил в свое время Англию, так как среди его заказчиков были английские купцы. 

Сама г-жа де Доза объясняет свой отказ британским законом от 1980 года, который фиксирует, что покупатель краденой собственности может быть признан ее законным владельцем, если никто не объявил данную собственность украденной в течение шести лет с момента приобретения. Вероятно, британская полиция именно по данной причине также проявляет пассивность и утверждает, что заявители из Италии сами должны разбираться с владелицей шедевра. Другой аргумент — г-жа де Доза лично не совершала ничего противозаконного, поэтому правоохранительные органы тут ни при чем. 

По словам владелицы картины, ее муж приобрел полотно в 1973 году за две сотни фунтов. Сегодня картина может стоить 60–80 тысяч фунтов, правда, чтобы вызволить ее из-под ареста после просьбы итальянской полиции, аристократке пришлось потратить 6 тысяч фунтов. Итальянские активисты, требующие вернуть шедевр в Беллуно, уже нашли спонсора, готового компенсировать эти расходы, однако г-жа де Доза не горит желанием отправить «Мадонну» в Италию. Возможно, теперь она намерена продать картину не через аукцион, а частному покупателю — и полотно исчезнет из публичного поля еще на полвека, а может и больше. 

Игорь Сирин

Фото: Art Recovery International

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Реституция не работает

<p> Полотно эпохи Возрождения, похищенное более полувека назад из музея в Северной Италии, недавно «всплыло» в Великобритании. Казалось бы, есть все основания для возвращения картины на родину. Однако, оказывается, все не так просто. Правоохранительные органы страны считают, что это не криминальное дело, поэтому дальнейшая судьба шедевра — в руках сегодняшней владелицы картины.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> Полотно «Мадонна и дитя», созданное в XVI столетии живописцем Антонио Соларио, было похищено вместе с другими экспонатами из галереи в городе Беллуно (недалеко от Венеции) в 1973 году. К счастью, часть украденного вскоре смогли обнаружить в Австрии, однако «Мадонна» тогда исчезла без следа. Интересно, что картина провисела в музее Беллуно почти ровно 100 лет — ее приобрели в 1872 году.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> В 2017 году картина внезапно «всплыла» на одном британском региональном аукционе и немедленно была замечена кем-то, кто проинформировал о лоте галерею в Беллуно — та же подтвердила, что полотно значится в списках Интерпола как украденная. Правда, итальянская полиция — как объясняется, из-за пандемии — не смогла вовремя предоставить своим британским коллегам необходимые документы. Поэтому арестованную по их запросу картину просто-напросто вернули в 2020 году обратно владелице — аристократке Барбаре де Доза. Теперь она отказывается возвращать украденный шедевр в Италию.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> Как объясняет сама г-жа де Доза, картина была легально приобретена ее бывшим мужем, бароном де Доза, в 1973 году и с тех самых пор висела на стене в их поместье в Норфолке, здании также XVI столетия, которое в свое время посещал английский король Генрих VIII. Позже супруги развелись, однако картина осталась у бывшей жены.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> Хотя Антонио Соларио (1465–1530) и не относится к «первой когорте» художников Возрождения, его картины представлены, например, в Национальной галерее в Лондоне. Считается, что он работал в Неаполе и, возможно, посетил в свое время Англию, так как среди его заказчиков были английские купцы.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> Сама г-жа де Доза объясняет свой отказ британским законом от 1980 года, который фиксирует, что покупатель краденой собственности может быть признан ее законным владельцем, если никто не объявил данную собственность украденной в течение шести лет с момента приобретения. Вероятно, британская полиция именно по данной причине также проявляет пассивность и утверждает, что заявители из Италии сами должны разбираться с владелицей шедевра. Другой аргумент — г-жа де Доза лично не совершала ничего противозаконного, поэтому правоохранительные органы тут ни при чем.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> По словам владелицы картины, ее муж приобрел полотно в 1973 году за две сотни фунтов. Сегодня картина может стоить 60–80 тысяч фунтов, правда, чтобы вызволить ее из-под ареста после просьбы итальянской полиции, аристократке пришлось потратить 6 тысяч фунтов. Итальянские активисты, требующие вернуть шедевр в Беллуно, уже нашли спонсора, готового компенсировать эти расходы, однако г-жа де Доза не горит желанием отправить «Мадонну» в Италию. Возможно, теперь она намерена продать картину не через аукцион, а частному покупателю — и полотно исчезнет из публичного поля еще на полвека, а может и больше.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>Игорь Сирин</b> </p> <p> <b>Фото</b><b>: Art Recovery International</b> </p>

Реституция не работает

Реституция не работает

Реституция не работает

Реституция не работает

Интересное по теме

Туризм

Туризм победил пандемию
24 января 2025, 13:51

Коллекционирование/Арт-рынок

Christie’s поменял «голову»
31 января 2025, 13:28

Музеи и выставки

«Иконописец — инструмент в руках отцов Церкви»
23 января 2025, 10:55