Буря. Колыбельная для страждущих. По мотивам пьесы Уильяма Шекспира.
Театр Талия, Гамбург. Режиссер Йетте Штекель.
Йетте Штекель всего тридцать пять, но у нее уже куча призов и наград за театральные работы. Она выросла в театре и несколько раз пыталась из него выбраться, чтобы изучать журналистику и право, работала на Гринпис, но театр оказался сильней. Вернее, оказалось, что со сцены можно говорить обо всем, что волнует и пугает – о потоках беженцев, войнах, экологических катастрофах и ощущении непрочности жизни, охватившего европейцев. Шекспировская «Буря» для спектакля Театра Талия – всего лишь повод. Атмосфера напоминает рок-концерт, где звучат композиции Леонарда Коэна из его последнего альбома You Want It Darker и тексты британского рэпера Кейт Темпест. В роли волшебника Просперо – прима театра Талия Барбара Нюссе.
Генрик Ибсен, Саймон Стоун. Йун Габриель Боркман.
Бургтеатр Вена в сотрудничестве с Венским фестивалем и Театром Базеля. Режиссер – Саймон Стоун.
Звезда нового европейского театра, австралийский режиссер Саймон Стоун любит ставить классику и мастерски ее переписывает -- так, что в хрестоматийном тексте начинает пульсировать кровь. Хотя пьеса Генрика Ибсена и без того выглядит современной: ее герой – директор банка, вложивший все средства вкладчиков в крупную аферу, отсидевший восемь лет в тюрьме и еще восемь – в своей комнате на втором этаже дома, принадлежащем сестре жены. Драматурга, разумеется, интересуют не подробности мошенничества, а семейные тайны, которые открываются как всегда внезапно. В спектакле Саймона Стоуна все происходит сегодня, в нынешней Европе, банковская афера – часть событий мирового финансового кризиса. Банкира Боркмана играет выдающийся немецкий актер Мартин Вуттке.
«Жизель». Английский национальный балет, Лондон. Режиссер и хореограф Акрам Хан.
Британский танцовщик и хореограф Акрам Хан сделал новую версию «Жизели», поменяв и сюжет, и музыку. Жизель здесь - мигрантка, работающая на ткацкой фабрике; во втором действии, после того как несчастная девушка теряет от горя рассудок и умирает, фабрика становится призрачной, тени фабричных работниц, жаждущих отмщения за свои погубленные жизни, встают на пуанты. Это первый полномасштабный спектакль хореографа, семья которого эмигрировала в Англию из Бангладеш. Английская пресса полна восторженных отзывов.
Тайгер Лилльз играют «Гамлета». Театр Републик (Копенгаген)
Постановка и сценография – Мартин Тулиниус.
Музыкальное трио из Лондона, отметившее в этом году свое 30-летие, разыгрывает шекспировскую пьесу в жанре черного кабаре; здесь будут цирковые номера и комические сцены, танцы и акробатика, гигантские марионетки и видеопроекции и, конечно, песни Мартина Жака под аккордеон, мрачные и смешные. Все, чтобы зритель до конца не мог понять, действительно ли датский принц сходит с ума или только притворяется.
Семь притоков реки Ота. Компания «Экс Макина» (Квебек). Режиссер – Робер Лепаж.
Канадский гений впервые поставил этот спектакль в 1994 году и с тех пор все время к нему возвращается, дополняя и внося изменения. В Москве состоится мировая премьера последней версии. Замысел этого семичастного спектакля у Лепажа родился после первой поездки в Хиросиму. «Город меня очаровал, - рассказывал он в одном из интервью. – Я ожидал увидеть все виды напоминаний о трагедии, которую он пережил, но оказалось, что кроме музея и нескольких святынь о ней ничего не напоминает. Город абсолютно живой и чувственный. Я уехал восторженным, с чувством, что жизнь сильнее смерти».
«Семь притоков реки Ота» - сага, которая начинается в Хиросиме в конце двадцатого века и охватывает пятьдесят лет и три континента. Спектакль идет семь часов с четырьмя антрактами. Самый длинный продолжается сорок минут – можно успеть пообедать.
Татьяна Филиппова