С оценкой, что в музыкальной индустрии сейчас «все плохо», солидарны все собеседники издания. Эту точку зрения разделяет композитор, художественный руководитель и главный дирижер Академического Большого концертного оркестра им. Ю.В. Силантьева Александр Клевицкий, который считает, что от коронавирусной инфекции пострадала больше всего культура, а особенно — концертная деятельность.
—. Самая пострадавшая категория — авторы, композиторы, ведь их заработок зависит от количества концертов. Поскольку эта деятельность прекращена, и непонятно когда концертные залы откроются, такие организации, как Российское авторское общество, Всероссийская организация интеллектуальной собственности не могут собирать авторские отчисления, которые шли композиторам и поэтам, — делится с «Культуроманией» дирижер.
Г-н Клевицкий говорит, что многие композиторы работают не в жанре популярной музыки, а в жанре академического искусства. Эти люди и так живут небогато, а сейчас — «вообще караул». Поэтому необходимо поддерживать академическое искусство.
По мнению композитора, преподавателя Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, музыкального руководителя театра «Практика» Алексея Сюмака ситуация в музыкальной сфере на грани катастрофы.
— У меня действительно очень большое количество друзей, знакомых, которые с началом пандемии, прекратили свою концертную деятельность. Это касается и концертирующих музыкантов, у которых просто сорвались все абсолютно концерты, все контракты, и композиторов, у которых были заказы, постановки. К сожалению, никакой помощи от государства они не получили вообще. И поэтому сейчас все на грани катастрофы, — рассказывает «Культуромании» композитор.
Конечно, вирус «заразил» всех, пострадали и театры, и цирки, но они добились хотя бы того, что эти отрасли внесены в перечень сфер деятельности, наиболее пострадавших от распространения коронавирусной инфекции, который составило правительство. Музыкальная индустрия, оказавшаяся в сложной финансовой ситуации, этого не дождалась и не получила никакой поддержки со стороны правительства.
Вы пишите, вам зачтется
Российский музыкальный союз (РМС) еще в апреле направил письмо главе Правительства РФ Михаилу Мишустину, в котором предлагал меры по преодолению кризиса в музыкальной сфере.
Оно содержало четыре конкретных предложения по поддержке индустрии: освободить музыкальные организации от уплаты НДС по сделкам по авторским правам, освободить музыкальные компании, компании, управляющие авторскими правами, от уплаты страховых взносов, разработать (это уже была просьба к Минкульту) механизм начисления вознаграждения авторам со стороны цифровых платформ и сервисов и, конечно, включить музыкальную индустрию в перечень сфер деятельности, наиболее пострадавших от распространения коронавирусной инфекции. Причем в музыкальную индустрию предлагалось внести звукозапись и издание музыкальных произведений, деятельность организаций культурной и развлекательной направленности.
Недавно РМС получил ответ за подписью замминистра Минэкономразвития Полины Крючковой. По мнению Российского музыкального союза, в данном письме «нет содержательного ответа ни на одно из предложений».
— В поступившем ответе инициатива по отмене НДС при заключении сделок по распоряжению исключительными правами на объекты авторских и смежных прав попросту проигнорирована, — сообщили в пресс-службе.
Без ответа осталась просьба о включении в перечень сфер деятельности, наиболее пострадавших от последствий пандемии, основных участников индустрии — звукозаписывающих компаний и музыкальных издательств, организаций по управлению авторскими и смежными правами.
По мнению же г-на Сюмака сделать это необходимо, чтобы поддержать композиторов, которые массово остались без заказов.
— Конечно, необходимо внести в перечень сфер деятельности, наиболее пострадавших от распространения коронавирусной инфекции и звукозаписывающие компании, и музыкантов, и композиторов, которые лишились заказов, — говорит собеседник.
На сегодняшний момент Российский музыкальный союз направил повторное обращение к председателю правительства с просьбой дать прямое указание Минэкономразвития, Минкультуры и Минфину о реализации мер поддержки музыкальной индустрии, а если сделать это невозможно, предоставить мотивированный отказ. Документ подписали сопредседатели Совета РМС композитор Эдуард Артемьев и дирижер Юрий Башмет, председатель правления РМС Андрей Кричевский. Надо отметить, что предложенные меры не требуют выделения бюджетных средств. При этом инициативы заметно поддержат всех участников музыкальной индустрии и смогут разрешить ряд наболевших проблем отрасли.
«Культуромания» обратилась за комментариями в Минэкономразвития и Министерство культуры, однако ответов не получила.
Г-н Клевицкий выражает недоумение, почему предложения Союза были фактически отвергнуты.
— У меня нет ответа, почему музыкальную сферу не внесли в правительственный перечень областей особо пострадавших от коронавирусной инфекции. Наверное потому что считается, что поддерживать надо только бизнес, а культура — обойдется, — делится г-н Клевицкий. — За все время пандемии я не слышал ни одного раза, чтобы с высоких трибун говорили о проблемах культуры, что ее надо поддерживать. Может быть, проблемы эти и упоминались, но скороговоркой, в ряде прочих проблемных областей.
Культура как приоритет?
Но так относились к культуре не всегда. Знаменитый дирижер вспоминает, как его учитель — Александра Пахмутова рассказывала, что даже во время Великой Отечественной войны в 1942-43, государство поддерживало культуру.
— Она как ученица Центральной музыкальной школы получала паек наравне с бойцом, который сражался на фронте. Власть думала, что будет после того, как война будет окончена, а враг разгромлен. Можно вспомнить и слова премьер-министра Великобритании Черчилля, который удивился, что в бюджете на 1944 год, принесенном ему на утверждение, отсутствовали расходы на культуру. И когда ему ответили, то сейчас нужнее танки, он возразил, что смысла в военной технике не будет, если отсутствует то, ради чего все это делается а именно — культура. Мне бы хотелось, чтобы наша власть тоже об этом задумалась, потому что не вся культура состоит из шоу-бизнеса.
Елена Сердечнова