В октябре 1917 рухнула историческая Россия и родилась новая, живущая по другим правилам страна. Знаменитые художники были защищены своей славой – как правило, их не репрессировали и давали им умереть своей смертью. Но у них были дети, многие из них тоже занимались искусством – и их жизни в новом мире складывались по-разному. Вот судьбы трех потомков великих русских художников.
Один из них успешно бежал из Советской России, другой пытался вернуться, а третья в ней осталась.
Иван Мясоедов, художник, фальшивомонетчик и силач, бежавший от красных
Иван Мясоедов, сын знаменитого художника-передвижника Григория Мясоедова, был совершенно не похож на русского интеллигента начала ХХ века. Ему бы родиться в Италии времен Возрождения, там он был бы более уместен. Читая биографии Мясоедова-младшего, вспоминаешь Бенвенуто Челлини, родившегося в 1500 году великого ювелира, вояки и дуэлянта, убийцы, любимца римских пап и французского короля. Челлини пришлось побывать и в тюрьме – тут они с Мясоедовым похожи. Но русский художник, пожалуй, даже перещеголял итальянца: Бенвенуто Челлини фальшивомонетчиком не был.
Судьба Ивана Мясоедова напоминает и о его современнике, знаменитом мошеннике и махинаторе корнете Савине, во время Февральской революции продавшего заезжему американцу Зимний дворец. Мясоедов-младший тоже ни во что не ставил закон, но законченным преступником так и не стал. Главным делом его жизни оставалась живопись. А еще Иван Мясоедов был идеальным семьянином, и это стало его жизненным якорем.
Отец долго не признавал Ивана своим сыном, потом он разлучил его с матерью. Григорий Мясоедов был желчным, крутым человеком: не зря он позировал Репину для картины «Иван Грозный убивает своего сына». Однажды, в сердцах, он и в самом деле едва не пришиб маленького Ивана.
Детство у мальчика было тяжелым, отец и сын и позже не ладили. Возможно, именно поэтому Мясоедов-младший скрупулезно зарисовал отцовскую предсмертную агонию: судя по тому, каким получился рисунок, рука у него в этот момент была точной и твердой, а глаза не застилали слезы.
Иван Мясоедов был писаным красавцем. Еще он был силачом, выступавшим в цирке. И декадентом, это подчеркивала и внешность: на свои веки он нанес татуировки, и его глаза казались подведенными. Женился Иван Мясоедов на гастролировавшей в России итальянской танцовщице. На жизнь зарабатывал, выступая в цирке. При этом он закончил Академию художеств и был превосходным живописцем. И одним из лучших граверов своего времени – позднее он использует это мастерство не по назначению.
В гражданскую войну Мясоедов-младший был у Деникина, считался «художественным корреспондентом». Он попал в плен к красным, был приговорен к расстрелу, и бежал, выломав решетку. Ему это было нетрудно: в молодости он развлекался, завязывая узлом кочергу.
Потом была эмиграция, -- в Германии Мясоедов пользовался успехом, как художник. Его семья жила на очень широкую ногу: до тех пор, пока берлинская полиция не выяснила, что Мясоедов поставил на поток производство великолепно сделанных фальшивых фунтов стерлингов и долларов.
В 1923 его приговорили к 3 годам тюрьмы. Но он не образумился, и в 1934 получил еще один год. После этого семейство Мясоедовых переехало в княжество Лихтенштейн. Криминального прошлого у художника больше не было: Мясоедовы обзавелись фальшивыми паспортами на имя чехословацких граждан Зотовых. Там Иван Мясоедов стал придворным художником и был очень популярен – в Лихтенштейне до сих пор существует художественный фонд «профессора Евгения Зотова – Ивана Мясоедова». Но в 1948 его судили и в Лихтенштейне. 67-летний старик получил два года условного срока за изготовление фальшивых долларов и поддельных паспортов. Умер художник в Аргентине, куда Мясоедовы перебрались в 1953.
В СССР человек с такими разносторонними способностями долго бы не прожил. Но он эмигрировал – и в результате мир сохранил превосходного художника.
В 1998 в Третьяковской галерее прошла выставка «Иван Мясоедов - Евгений Зотов. Путь скитаний».
Дий Репин, расстрелянный за то, что он хотел «жить, учиться и работать в Ленинграде»
Иван Мясоедов бежал от советской власти, а внук Ильи Репина Дий погиб из-за того, что решил вернуться в СССР. Причиной этого была мечта: он хотел стать художником, а получить профессионального образования не мог. Его отец, Юрий Репин, бросил учиться из-за женитьбы, не получив звания классного художника. Но он успешно работал, выставлялся, был довольно известен. Юрий Репин остался в эмиграции вместе с великим отцом, жил в Финляндии, но дела его шли неважно. Художник медленно сходил с ума – к концу жизни он превратился в бездомного, безумного бродягу. В 1954 Юрий Репин покончит с собой, выпрыгнув из окна ночлежки.
Дий стал моряком торгового флота, но его мечтой была живопись. Он хотел поступить в Ленинградский институт пролетарского изобразительного искусства, но ему не дали визы. В Парижскую академию искусств Дия не приняли.
В феврале 1935 он перешел советско-финскую границу. Когда его задержали, сказал, что «хочет жить, учиться и работать в Ленинграде». Во время следствия Дий превратился в члена подпольной террористической группы, проникшего в СССР для убийства руководителей страны.
Летом 1935 его расстреляли.
Софья Крамская, оставшаяся со своей страной
Дочь знаменитого передвижника Ивана Крамского Софья и сама была талантливой художницей. Не знаменитой, но вполне успешной: она писала портреты императорской семьи, участвовала в выставках. После революции ее жизнь казалась вполне устроенной: она работала иллюстратором и музейным художником. В том числе занималась созданием Антирелигиозного музея в Ленинграде – при этом сама Софья Ивановна была человеком глубоко религиозным. И очень добрым – это, в конце концов, ее и погубило.
В 1930-м ее арестовали и обвинили в создании контрреволюционной группировки из бывшей знати. Дело было в том, что она помогала устроиться на работу тем, кого новая власть выбросила из жизни, и кому было не на что существовать: «смолянкам», бывшим офицерам, дворянам.
В 1931 Софье Крамской дали три года ссылки, но приговор был отсрочен из-за разбившего ее паралича. В Восточную Сибирь 64-летнюю женщину все-таки отправили, в Красноярске она работала иллюстратором, фотографом и ретушером. Там с ней случился второй инсульт, после которого отнялась левая часть тела.
Она написала жене Горького, Екатерине Пешковой. Та вмешалась: Софье Крамской помог вернуться в Ленинград Политический Красный Крест. Его распустят в 1938-м, но тогда помогавшая политическим заключенным организация еще существовала.
В 1933 Софья Ивановна Крамская умерла.
Едва ли такое мог представить ее отец, человек прогрессивных убеждений, один из создателей Товарищества передвижных художественных выставок, находившегося под сильным влиянием демократов-революционеров.
Алексей Филиппов
Фото: картина художника Ивана Крамского, ГТГ