Юбилейная Х московская биеннале "Мода и стиль в фотографии — 2017" традиционно представляет более 40 выставок зарубежных и российских фотографов, которые проходят на центральных площадках Москвы. Одна из них - “Модель художника в объективе фотоаппарата” в Третьяковской галерее. В одном пространстве с известными живописными полотнами представлены фотопортреты героев этих полотен - 45 оригинальных снимков из запасников галереи, часть которых публика еще не видела.
Небольшие фотографии в скромных витринах несколько теряются на фоне знаменитых и масштабных полотен. Кроме того, фотографии распределены по нескольким залам - тем, где представлены работы знаменитых художников. Поэтому, эта выставка - прекрасный повод лишний раз побывать в Третьяковке и заодно узнать что-то новое.
Оригинальные фотографии знакомят зрителя с людьми, изображенными на картинах известных мастеров, а аннотации позволяют узнать малоизвестные страницы жизни художников и их моделей, а также истории создания произведений. Зритель может оценить искусство фотографа и мастерство живописца, увидеть сходство в изображении уникальности человека и, возможно, почувствовать как рождался художественный образ.
На выставке представлены как профессиональные фотопортреты, выполненные в известных фотоателье Москвы и Петербурга, так и любительские снимки, сделанные самими художниками, некоторые из этих фотографий использовались при написании картин. На многих из них музы русских художников позируют в элегантных туалетах или в специально подобранных для будущих картин костюмах. Снимки артистов и художников, многие из которых никогда не выставлялись ранее, демонстрируют стиль жизни творческой элиты русского общества. На выставке их можно увидеть в залах Репина, Крамского, Нестерова, Серова, Коровина, Борисова-Мусатова.
В зале Ивана Крамского выставлены фотографии членов семьи Третьяковых: супругов Павла Михайловича и Веры Николаевны, а также Елены Андреевны, второй жены Сергея Михайловича, которая стала героиней картины Крамского "Лунная ночь". Первоначально художнику позировала Анна Попова, будущая жена Дмитрия Менделеева, но еще неоконченную картину решил приобрести Сергей Михайлович Третьяков, который хотел видеть на ней свою вторую жену. Она позировала для окончательного варианта полотна, однако сравнение с подлинными фотографиями дает почувствовать разницу восприятия художника и фотографа.
Интересны фотографии сестер Марии и Веры Якунчиковых, не только позировавших Константину Коровину, но и рисовавших вместе с ним во время летнего отдыха на даче художника Василия Поленова в подмосковной Жуковке. Юные девушки стали впоследствии замечательными художницами, чьи произведения тоже входят в экспозицию Третьяковской галереи. Вера Васильевна Якунчикова (в замужестве Вульф) сфотографирована в той же позе и на фоне того же пейзажа на реке Клязьме, который мы видим на картине художника "В лодке". Для этого полотна позировали и ее сестра Мария Якунчикова (в замужестве Вебер), а также сам Коровин и его учитель Василий Поленов.
Виктор Борисов-Мусатов серьезно увлекался фотографией. Несколько сделанных им снимков экспонируются в зале с его полотнами. Они позволяют сравнить художественный образ и реальный облик часто позировавшей художнику сестры Елены.
Интересен раскрашенный вручную Борисовым-Мусатовым любительский снимок, сделанный им в Черемшанах, неподалеку от Хвалынска, летом 1903 года. В лесной глуши друзья художника устроили импровизированный карнавал, нарядившись в старинные платья. Даже Владимиру Станюковичу нашли подходящий дамский костюм, только бороду и усы ему пришлось прикрыть веером.
Фотографии, экспонирующиеся на выставке, позволяют по-новому взглянуть на многие известные полотна, проследить взаимосвязь и единство живописной и фотографической коллекций Третьяковской галереи, почувствовать эпоху, когда высокое искусство и образ жизни переплетались в неразделимое целое.