Благотворительный фонд Владимира Потанина создал конкурс «Общее дело», целью которого является оперативная поддержка некоммерческого сектора и культурной сферы. «Культуромания» поговорила с первыми получателями грантов, чтобы узнать с какими проблемами столкнулись организации, и как они собираются потратить выигранные средства.
Конкурс «Общее дело» был создан 23 марта 2020 года в разгар эпидемии коронавирусной инфекции. Финансовая поддержка представителей культурной сферы, которые работают в период кризиса в областях наибольшего риска и с уязвимыми группами, стала жестом солидарности Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Цель конкурса — создание условий для быстрой и качественной адаптации организаций культурной сферы и негосударственных НКО к новым требованиям времени, вызванным пандемией. Гранты должны помочь преодолеть этап нестабильности, избежать сокращения штатов или прекращения деятельности организаций, сформировать у сотрудников навыки, необходимые для дальнейшего развития учреждения. Например, музеям и организациям сферы культуры выигранные средства могут помочь перевести общение с посетителями в дистанционные форматы и сохранить таким образом свои аудитории.
В конкурсе могут принимать участие российские организации сферы культуры, включая государственные и муниципальные учреждения, негосударственные некоммерческие организации. Отбор проходит ежемесячно в один этап. Все заявки, допущенные к участию в конкурсе по формальным критериям, заочно оценивают приглашенные фондом эксперты, которые и определяют победителей.
В мае были подведены итоги первого цикла конкурса «Общее дело». В номинации «Музеи. Культура. Новая форма» победителями стали 12 организаций, получившие гранты до 1 млн рублей. Эти суммы институции могут потратить как на переформатирование своей работы в связи с эпидемией коронавируса, так и на зарплаты сотрудникам: в управлении деньгами есть значительная доля свободы. Победители рассказали нам о планах использования этой финансовой помощи в непростое для культурной отрасли время.
Онлайн-формат как решение
Одним из победителей первого этапа конкурса стал Музей изобразительных искусств Республики Карелия, находящийся в Петрозаводске. Заведующая отделом развития музея Наталья Козловская рассказала «Культуромании» о том, что в новых условиях для музея очень важен виртуальный контент и именно на его создание пойдут выигранные средства.
— Наш проект призван создать условия для расширения коммуникации музея с целевыми аудиториями в онлайн-формате. В новых условиях сайту музея и аккаунтам в социальных сетях важно стать обучающими, интерактивными, развивающими. При этом необходимо учитывать возраст, интересы и потребности различных целевых групп, в том числе людей с ограниченными возможностями здоровья. Сейчас возникла острая нехватка качественного контента — видеоэкскурсий, подкастов, мастер-классов онлайн-галерей экспозиций, дидактических пособий, — говорит собеседница.
По ее словам, сотрудники уже приступили к созданию пула качественного цифрового контента на основе экспонатов из коллекции музея — видео, аудио, дидактических пособий в графическом формате, курсов дистанционного обучения.
— Оснащается техническая база для создания цифрового контента на регулярной основе — идет закупка оборудования и ПО, проводится апгрейд сайта и аккаунтов в соцсетях. Мы работаем над повышением уровня компетенций сотрудников для подготовки цифрового контента, в частности тренингов по музейному SMM, фоторепортажу и фотофиксации, а также стремимся повысить уровень доступности музейного онлайн-контента для людей с ОВЗ: создаем версию сайта для слабовидящих, контент на русском жестовом языке для людей с ограничениями по слуху, — делится г-жа Козловская.
В Тюмени пандемия заставила вернуться к проекту виртуального театра, средства на запуск которого были выиграны в рамках конкурса «Общее дело», говорит «Культуромании» директор городского Молодежного «Экспериментального шекспировского театра», руководитель Межрегионального центра инклюзивных искусств и технологий Алексей Ушаков.
— Одним из главных направлений нашей деятельности является долгосрочная социально-культурная программа «Социальный театр», которая направлена на разработку и популяризацию инклюзивных театральных жанров, создание инновационных спектаклей и мероприятий, адаптированных и понятных для зрителей с особенностями восприятия. Пространство «Социального театра», где люди становятся равными, дает нашим особенным зрителям возможность познакомиться с полноценным сценическим искусством, а многим еще и уникальный шанс быть сопричастным процессу его создания, — поясняет г-н Ушаков.
По его словам, еще один инклюзивный и крайне актуальный проект — «Виртуальный театр» — это давняя идея театра, не реализованная до сих пор по разным причинам: отсутствие финансирования, недостаточная техническая база, отсутствие неотложной «производственной необходимости». Идея заключается в создании базы «виртуального театрального пространства», способного транслировать онлайн и офлайн спектакли, перформансы, образовательные программы, создаваемые и реализуемые театром и Центром инклюзивных искусств и технологий.
— Большая часть наших особых зрителей и участников инклюзивных студий — инвалиды и пожилые люди, которые часто, и особенно сейчас, не в состоянии очно присутствовать на наших спектаклях, занятиях, акциях, тренингах, лекциях. Организация подобного виртуального культурного пространства поможет перевести часть работы в дистанционный формат. Проект будет способствовать созданию параллельной социально-культурной среды, способной удаленно транслировать создаваемый нами творческий, досуговый и образовательный контент, — говорит директор тюменского театра. — Таким образом мы сможем поддерживать зрительский интерес к проектам театра, образовательную активность участников инклюзивных студий, проводить педагогическую работу со студентами (театр является официальной базой творческой и педагогической практики студентов и выпускников Тюменского государственного института культуры — Ред).
Еще одним победителем конкурса стало московское некоммерческое партнерство «Редакция журнала "Искусство кино». По мнению главного редактора журнала Антона Долина, участие в конкурсе «Общее дело» — это, в первую очередь, возможность сохранять проекты.
— В первую очередь, участие в конкурсе — это возможность сохранять наши специальные проекты в условиях новой реальности, а также, что немаловажно, умножение нашего присутствия в пространстве новых медиа и платформ. Наше общее дело — это поле ответственности друг за друга и возможности для безграничной связи. Карантин показал, как важно сегодня оставаться в информационном «контакте» и друг с другом, и с нашей аудиторией, и не терять возможность создавать и делиться, — отмечает Долин.
По его словам, грант Фонда Потанина будет направлен на создание аудио-лекционного курса о современных режиссерах отечественного кино, цикла эссе по визуальным решениям, а также на поддержку проекта «Пролегомены "Искусства кино», анализирующего постсоветский период отечественного кинематографа.
Подавать заявки на конкурс «Общее дело» могут некоммерческие организации и организации сферы культуры по сентябрь 2020 года включительно, отбор победителей проходит ежемесячно в один этап. Сумма гранта – до 1 миллиона рублей на период не более 12 месяцев. Грантовый фонд конкурса – 100 млн рублей.
Елена Сердечнова