Со 2 по 5 июня 2021 года проходил Петербургский международный экономический форум. В рамках форума впервые состоялся Форум креативного бизнеса. Корреспондент «Культуромании» — о творческих итогах ПМЭФ.
Петербургский международный экономический форум стал крупнейшей с начала пандемии площадкой для мировой бизнес-элиты. На нем было заключено 800 контрактов — и это рекорд. Глобальные проекты почти на четыре триллиона рублей, в том числе в российских регионах: в одной только сфере туризма было подписано соглашений на 150 млрд рублей. Экономика выходит из ковидного нокдауна.
Но, чтобы выйти из кризиса, требуется реагировать на актуальную повестку. Сегодня она связана с возрастающим значением в экономике креативных индустрий: дизайна, моды, ремесла, музыки, кинематографа, рекламы, IT, производства музыкальных инструментов, архитектуры, медиа- и шоу-бизнеса.
Капитализация творческой экономики в мире уже превышает 2 триллиона долларов и составляет 3% от мирового ВВП. Этот сектор продолжает расти, и Россия — не исключение. К 2019 году объем российских креативных индустрий составлял в денежном выражении 43 миллиарда долларов. Мы оказались на седьмом месте между Германией и Бразилией. Неудивительно, что в этом году впервые в рамках ПМЭФ-2021 прошел Форум креативного бизнеса (Creative Business Forum).
Его цель — объединить представителей государства, бизнеса и лидеров креативного сообщества, обсудить развитие креативных индустрий в России, мировые тренды, а также сформулировать общие задачи.
Заместитель министра культуры Ольга Ярилова объяснила, почему тема креативных индустрий так актуальна. «Роботизация и автоматизация производственных процессов постепенно приводит к изменению структуры занятости. В среднесрочном периоде развитие технологий приведет к сокращению до половины существующих рабочих мест. В то же время появляется спрос на новые формы досуга и впечатлений», — поделилась она.
Чтобы вести любой разговор, прежде всего необходимо определиться с терминами. Это и сделало Министерство культуры, подготовив законопроект, в котором впервые дается определение основных понятий и субъектов творческих индустрий.
Законопроект впервые дал определение креативных индустрий
По словам министра культуры Ольги Любимовой, документ разработан совместно с экспертным сообществом. «Мы впервые характеризуем сферу креативных индустрий, закрепляем понятия, необходимые для развития этого института», — заявила она.
Проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Лилия Овчарова уточнила, что креативная экономика и креативные индустрии – немного разные понятия.
«Индустрии – это отрасли, но помимо отраслей экономика включает в себя еще и креативные профессии. Половина людей, которые занимаются креативными профессиями, не работают в креативных отраслях».
Главный признак креативной деятельности в том, что большая часть добавленной стоимости продукта приходится на его идею, а не на производство.
Глава Минкульта сообщила, что уже есть понимание, по каким направлениям креативные индустрии должны будут развиваться. Это повышение конкурентоспособности отечественных творческих продуктов, поддержка креативных предпринимателей, акцент творческих решений на популяризацию культурного наследия нашей страны, развитие современных цифровых технологий для создания творческих продуктов.
Образование
Большую роль здесь играет образование. Ведь к креативным профессиям нужно готовить. Многообещающей выглядит модель преподавания двойных профессий, одна из которых — творческая. Людям надо показывать возможность переходить из проекта в проект, а не сидеть до пенсии на одном месте. Второе условие увеличения числа людей, занятых в креативной экономике, — это поддержка со стороны институтов развития, третье — защита прав предпринимателей.
В новой реальности человек вынужден будет непрерывно учиться. Что влечет за собой изменение формата среднего образования. Школы должны быстро реагировать на новые потребности в области практических навыков и выстраивать образовательный процесс в сотрудничестве с университетами.
Развитие территорий
Помимо экономического эффекта, креативные индустрии влияют на социальное развитие территорий. Поэтому необходимо расширять механизмы местного брендирования. Это можно сделать за счет создания уникального культурного продукта.
Глава Минкультуры привела в пример успешное функционирование мультимедийного развлекательно-развивающего центра «Союзмультпарк» на ВДНХ. А недавно в министерство обратились молодые художники, которые хотят совместно с Ростуризмом оформлять пространства гостиниц в регионах.
«Министерство продолжит оказывать поддержку лучшим практикам и давать возможность появляться интересным проектам во всех сферах — от кинематографа и анимации, до выставочных проектов и театральных постановок», — объяснила г-жа Любимова.
Популяризация науки
2021 год объявлен Годом науки и технологий, поэтому на Петербургском форуме одна из сессий была посвящена популяризации науки с помощью креативных индустрий.
Креативным индустриям отводится особая роль в современном мире. В их развитии принимают участие государство, бизнес, представители творческих сообществ. Экономика, основанная на знаниях, требует от людей определенной культуры мышления, а именно способности проявлять творческий потенциал, гибкость и инициативу в самых разных областях. Но эту культуру невозможно реализовать без помощи СМИ и новых медиа.
Поэтому Минкульт, Министерство науки и высшего образования, Политехнический музей и Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» подписали соглашение о сотрудничестве на Петербургском международном экономическом форуме.
Интеллектуальная собственность
В экономике инноваций и знаний растет значение нематериальных активов компаний, а интеллектуальная собственность становится движущей силой экономического роста. Неудивительно, что она была предметом обсуждения на форуме.
Спикеры сочли, что сейчас ключевым элементом конкурентоспособности становится продуманная стратегия управления правами, а в основу маркетинговой политики должна ложиться патентная аналитика. Остро стоят вопросы развития экосистемы интеллектуальной собственности, в том числе формирование инфраструктуры рынка, механизмов ее коммерциализации.
Самой же главной проблемой в этой сфере является излишняя зарегулированность нормативными актами и бороться с ней не получается из-за инерции профильных ведомств. С таким заявлением на Петербургском международном экономическом форуме выступил председатель комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Андрей Кричевский.
Переосмыслить контрольно-надзорную функцию государства в сфере интеллектуальной собственности не получится изнутри. «Для того, чтобы заниматься системным реинжинирингом, безусловно нужны внешние разработчики», — подытожил он.
Креативные индустрии: экспорт
Эксперты задавались вопросом, можно ли превратить интеллектуальный потенциал нации в ликвидный актив глобальной экономики? «Ответить на такой вопрос непросто. Ответ будет разный для различных сегментов индустрии и даже различных компаний», — считает замглавы Минэкономразвития Владимир Ильичев.
Для начинающих важна поддержка в налоговом режиме, ведении отчетности, подготовке кадров. Крупным компаниям нужно помогать в продвижении готовых продуктов, например, в переходе торговли в онлайн-режим. «Поэтому должна быть комплексная программа со своими индивидуальными инструментами для поддержки каждого сегмента и типа предприятий», — заключает спикер.
Заведующий лабораторией «Центр исследований экономики культуры, городского развития и креативных индустрий» МГУ им. М. В. Ломоносова Сергей Капков считает, что победить в экспортной гонке смогут только те страны, которые умеют что-то придумывать.
С таким мнением согласна заведующая кафедрой территориального развития им. В.Л. Глазычева РАНХиГС Елена Зеленцова. Она отметила, что креативность очень важна, но по экспорту творческих продуктов картина у нас сейчас не самая радужная.
«Мастера народных промыслов, с которыми мы общались, говорят, что производят товары, которые уже не пользуются спросом. Они готовы меняться под современные тренды, выходить в новый сегмент», — пояснила она.
Для того, чтобы помочь российским производителям выйти на крупные зарубежные рынки на ПМЭФ-2021 было заключен меморандум о сотрудничестве между Российским экспортным центром и Alibaba.com.
Культурная экспансия
Современный мир формирует «экономика впечатлений». Поэтому огромную роль для продвижения национальных интересов играют инструменты культуры. Именно они отвечают за образ страны, обеспечивают привлекательность ее продукции, создают туристические и образовательные потоки..
По словам Ольги Яриловой, продвижение культурных ценностей является одним из самых важных направлений работы. «Сегодня открыты большие возможности для развития тех самых креативных индустрий, в основе которых лежат и традиции, и творчество, и культура, и наши духовные ценности. Это огромный потенциал для развития регионов», — поделилась замминистра.
Технологии, расширяющие горизонты
Искусственный интеллект пришел в сферу искусства в музыке, живописи, издательском деле. Произведения, созданные ИИ, начинают ценится коллекционерами. Однако помимо колоссальных возможностей, возникающих вследствие развития Creative AI, появляются вопросы, требующие решения, например вопросы регулирования создания и распространения произведений изобразительного искусства, текстов и музыки, созданных ИИ, вопросы авторского права в отношении таких произведений. И эти вопросы требуют решения.
Полный Fashion
По словам основателя и дизайнера WOS Brand Андрея Артёмова, в развитых мировых экономиках fashion-индустрия связана с технологиями и производственными мощностями. «Костюм получил много лайков? Завтра он на конвейере. Язык моды — международный, он требует, чтобы тренды разлетались со звуковой скоростью, — отметил он. — В России нужно максимально сократить цепочку «дизайнер — производитель».
Туризм и индустрия гостеприимства
На ближайшие годы перед Россией стоят крайне амбициозные задачи по развитию качественного туристского продукта. Для этого у нашей страны есть все: уникальные природные ресурсы, объекты мирового культурного и исторического наследия.
Одним из главных направлений концепции развития отечественной кинематографии до 2030 года является усиление регионального кинопроизводства. По словам главы департамента кинематографии Минкультуры Светланы Максимченко, документ планируется утвердить в ближайшее время.
«После того, как у нас будет утверждена концепция, блок про развитие региональной кинематографии, мы ознакомим с ним все субъекты Российской Федерации. Также мы порекомендуем региональным руководителям субсидировать перевозки съёмочных групп на дальние расстояния», — сказала Светлана Максимченко.
Экономика и суверенитет
Экономика любого государства напрямую связана с ее суверенитетом, человеческим капиталом, историческими традициями народа. Если мы хотим сегодня двигаться вперед и занять лидирующие позиции в мировой экономической системе, то наша историческая политика должна стать мощной, качественной, отвечать на вызовы современности.
Помощник президента Владимир Мединский отметил, что в современном мире некоторые государства отказываются от части своего суверенитета в пользу экономического развития.По мнению Мединского так делать не стоит.
Елена Сердечнова
Фото – Фонд Росконгресс