– Петр, то, что в Вашей фильмографии появилась спортивная драма –это случайность? Или все-таки сказался успех «Движения вверх»?
Ну, с «Движением вверх» это точно никак не связано. Когда (Данила Козловский – прим.редакции) предложил взяться за «Тренера» (а это была осень 2015-ого года), никакого «Движения вверх» ещё не было…
– Да, но была «Легенда 17»…
«Легенда 17», безусловно, была. Прекрасная, кстати, картина – сумевшая пробить брешь в стене недоверия к фильмам такого рода. (До нее считалось, что в России спортивные драмы зрителям не очень-то интересны). А что касается нашего фильма… Не думаю, что нас привлекал именно тот жанр, который Вы назвали. Скорее, нам хотелось рассказать историю человека, «призвав на помощь» самый зрелищный вид спорта. Ну и близость Чемпионата Мира, наверное, повлияла. А так как Данила давно хотел сыграть футбольного тренера… Ведь он, кстати, обожает футбол и сам прекрасно в него играет…
– А Вы?
А я тоже в него играю, я футбольный болельщик.
– А за кого болеете, если не секрет?
За «Спартак», конечно.
– О, именно поэтому в фильме снимались именно футболисты «Спартака»?
Знаете, нам очень хотелось, чтобы команда, которую обыгрывает наш выдуманный клуб, была, во-первых, реальной, а во-вторых, являлась большой футбольной величиной. А иначе победа «Метеора» не будет значимой. И огромное спасибо «Спартаку», что они нас поддержали и согласились помочь. И не постеснялись оказаться в роли проигравших. При том, что «Спартак», конечно – самый народный российский клуб. С этим не поспоришь.
– Кстати, а почему история в фильме – вымышленная? Может, было проще позаимствовать что-то из реальности?
Проще или сложнее – это философский вопрос. (Смеется). Но, знаете, нам нравится, что таким образом мы не встаем в ряд (замечательных!) фильмов, связанных с ретро-тематикой. Фильмов, которые строятся на советских успехах, на знаменитых личностях… А нам интереснее день сегодняшний. И завтрашний даже… Так что хотелось бы верить, что «Тренер» – это кино и про наше будущее тоже.
– Обыграем «Челси»?
Ну, а почему бы и нет?! Даня любит приводить в пример футбольный клуб «Ростов», который долго мыкался во второй лиге, а потом сыграл вничью с «Манчестер Юнайтед» и обыграл «Баварию». Это как раз история чудесного превращения, чудесной победы. Еще можно вспомнить английскую команду
«Лестер», которую никто не знал и которая внезапно выиграла чемпионат Англии. А соревновалась она с клубами, где общая стоимость игроков превышает миллиарды фунтов. Вы представляете?! Простые ребята – 27-28 лет, работающие на заводе; кто-то даже в тюрьме недавно сидел. И вот они вышли против живых легенд – и победили. Такие истории вдохновляют, будоражат сознание. Волей-неволей начинаешь задавать себе вопрос «а «почему же я не могу?». В общем, для массового, зрелищного кино такие истории идеальны.
- А как Вы думаете, Чемпионат Мира сборам поможет?
Тут можно только надеяться. Точно сказать нельзя. Кино в этом смысле уникальный сплав бизнеса и искусства, который, конечно, пытаются просчитывать и предсказывать, но…
– Просчитывать не получается?
Даже в Америке, где работают огромные корпорации, где сотни сотрудников выверяют фильм по проверенным формулам и схемам – даже там хорошие проекты проваливаются. Проекты с бюджетами в 200 миллионов долларов. И никто не может объяснить, почему. Выходит, универсального рецепта все-таки нет… И точную цифру сборов предсказать вряд ли возможно.
А что касается Чемпионата Мира… Понимаете, нашу футбольную сборную могут, конечно, ругать – но футбол у нас любят. И тот факт, что к нам скоро приедут лучшие игроки мира, должен пойти на пользу и «Тренеру», и его прокату.
– Петр, как мне показалось, «Тренер» (при всей его зрелищности) сильно приближен к реальности. Чем и отличается (в хорошем смысле) от «собратьев по жанру»…
Да, в фильме показан и скепсис по отношению к футболу, и скепсис ко всему вообще, что, в общем, для провинции совсем не редкость. И есть тотальная усталость людей, которую надо перебарывать, чтобы они сумели тебя расслышать и пошли за тобой. Это всё из жизни, конечно.
– А как Вы думаете, человек, оказавшись в реальности в подобном «болоте», сумеет ситуацию переломить?
Я уверен, что да. Кстати, нечто подобное Даня и сделал. Когда он начал снимать картину самостоятельно, на него смотрели не только с интересом, но и с недоверием. Включая даже кое-кого из съемочной группы. Мол, ты же актер, какую картину ты снимешь... Но он всё это преодолел. И скепсис, и недоверие, и иронию. По сути, он сам прошел ту же трансформацию, что и его герой. И победил.
– А Вы сами сталкивались с чем-то подобным?
Когда снимался «ДухLess», мы оказались в жуткой ситуации. У нас закончились деньги, от нас отвернулись инвесторы – съемки пришлось остановить. Я был никому не известным молодым человеком, у которого на руках осталось 60 минут материала (из необходимых 110), и долги на 25 миллионов рублей. Плюс заложенный дом, кредит в банке – и полное непонимание, что делать дальше.
– Не хотелось в тот момент всё бросить, профессию сменить, например?
Мне не хотелось – честно. Я верил в эту историю, старался преодолеть чужие сомнения, найти новых единомышленников. Перебороть тот сложный этап, перетерпеть, дожать. И, как Вы знаете, всё получилось. Это история с хорошим концом.
– А Ваш тандем с Данилой Козловским – он навсегда?
Я думаю, что Данила очень мощная кинематографическая личность. Многосторонняя, яркая, амбициозная. И мы наверняка будем с ним и дальше сотрудничать – как с актером, так и с режиссером. По крайней мере, я всегда к этому открыт.
– Петр, к Вам вопрос как к опытному продюсеру. Сейчас много говорят о том, что наше кино на подъеме. Как думаете, как долго будет продолжаться это «движение вверх»? И будет ли?
Ну, я бы сказал, что у нас пока довольно осторожный интерес к отечественному кино. Конечно, есть надежда, что этот ребенок встает, начинает потихоньку двигать ножками-ручками… И очень бы хотелось ему помочь, хотелось бы, чтобы он зашагал уверенно. При этом кто-то продолжает бить его по голове лопаткой, говоря, что ты, мол, урод, ты инвалид, чтоб ты сдох и так далее…
– Это зрительская реакция?
Не только. Мы все принимаем участие в этой «травле»: и СМИ, и создатели, ругающие фильмы своих же коллег. Да и зрители тоже подливают масла в огонь. Правда, недавно вышло сразу несколько фильмов, которые вроде бы возвращают веру массового зрителя к нашей индустрии. И мы видим, что крепкие западные картины немного не добирают, а наши – делают хорошие сборы. И я очень надеюсь, что ближайший год как-то эту тенденцию закрепит.
– А чем помочь нашему кино на уровне государства? Ввести систему квот, может быть?
Политика квот – довольно сложный вопрос, если уж честно. Как человек рыночного сознания, я не сторонник жестких протекционистских мер. Но будет правильно, если государство подбросит немного дровишек в этот костер, чтобы всё пламенело и разгоралось. Возможно, есть смысл подумать об увеличении государственной поддержки. Я имею в виду большие проекты.
– Именно большие?
Да, понимаете, дело в том, что государственное финансирование всё равно пока ограничено. И независимые компании, которые не входят в перечень лидеров, могут рассчитывать только на 60 миллионов рублей. Это максимум. В такой ситуации любой фильм с производственным бюджетом свыше 150 миллионов, реализовать крайне сложно. Потому что нужно искать
инвестиционные деньги, с которыми в нашей стране сейчас не очень хорошо – и вряд ли будет лучше в ближайшее время. Зарубежные деньги тоже к нам пока не торопятся, поэтому без поддержки государства не обойтись.
– А кто-то наоборот считает, что государственное финансирование лучше бы отменить…
Я не согласен с этим. Нет, я понимаю, почему так говорят – мол, пусть все будут в равных условиях. Да не получится так! Наш рынок пока не в состоянии обеспечить ту выручку, которая даст возможность делать большие серьезные проекты. А любой провал для студии (если ее проекты не поддерживались Фондом Кино или Министерством Культуры) – это закрытие компании, разорение, роспуск сотрудников и так далее. Поэтому пока мы не почувствуем, что индустрия крепко стоит на ногах, государственная поддержка необходима.
Фильм «Тренер» в прокате с 19 апреля.
Вера Алёнушкина