Петр Ануров, продюсер фильма «Тренер»: «Без государственного финансирования нашему кино просто не выжить»

Кино-театр

Петр Ануров, продюсер фильма «Тренер»: «Без государственного финансирования нашему кино просто не выжить»
23 Апреля 2018, 10:13
Место форварда на этой кинонеделе, как и предполагалось, занял «Тренер» Данилы Козловского – история футболиста, ставшего «тренером поневоле». Мы встретились с его продюсером – Петром Ануровым, благодаря которому, кстати, семь лет назад в наших кинотеатрах «прописалась» картина «Духless»

Место форварда на этой кинонеделе, как и предполагалось, занял «Тренер» Данилы Козловского – история футболиста, ставшего «тренером поневоле». Пройти мимо это проекта «Культуромания» не могла. Поэтому мы встретились с его продюсером – Петром Ануровым, благодаря которому, кстати, семь лет назад в наших кинотеатрах «прописалась» картина «Духless».

– Петр, то, что в Вашей фильмографии появилась спортивная драма –это случайность? Или все-таки сказался успех «Движения вверх»?

Ну, с «Движением вверх» это точно никак не связано. Когда (Данила Козловский – прим.редакции) предложил взяться за «Тренера» (а это была осень 2015-ого года), никакого «Движения вверх» ещё не было…

– Да, но была «Легенда 17»…

«Легенда 17», безусловно, была. Прекрасная, кстати, картина – сумевшая пробить брешь в стене недоверия к фильмам такого рода. (До нее считалось, что в России спортивные драмы зрителям не очень-то интересны). А что касается нашего фильма… Не думаю, что нас привлекал именно тот жанр, который Вы назвали. Скорее, нам хотелось рассказать историю человека, «призвав на помощь» самый зрелищный вид спорта. Ну и близость Чемпионата Мира, наверное, повлияла. А так как Данила давно хотел сыграть футбольного тренера… Ведь он, кстати, обожает футбол и сам прекрасно в него играет…

– А Вы?

А я тоже в него играю, я футбольный болельщик.

– А за кого болеете, если не секрет?

За «Спартак», конечно.

– О, именно поэтому в фильме снимались именно футболисты «Спартака»?

Знаете, нам очень хотелось, чтобы команда, которую обыгрывает наш выдуманный клуб, была, во-первых, реальной, а во-вторых, являлась большой футбольной величиной. А иначе победа «Метеора» не будет значимой. И огромное спасибо «Спартаку», что они нас поддержали и согласились помочь. И не постеснялись оказаться в роли проигравших. При том, что «Спартак», конечно – самый народный российский клуб. С этим не поспоришь.

– Кстати, а почему история в фильме – вымышленная? Может, было проще позаимствовать что-то из реальности?

Проще или сложнее – это философский вопрос. (Смеется). Но, знаете, нам нравится, что таким образом мы не встаем в ряд (замечательных!) фильмов, связанных с ретро-тематикой. Фильмов, которые строятся на советских успехах, на знаменитых личностях… А нам интереснее день сегодняшний. И завтрашний даже… Так что хотелось бы верить, что «Тренер» – это кино и про наше будущее тоже.

– Обыграем «Челси»?

Ну, а почему бы и нет?! Даня любит приводить в пример футбольный клуб «Ростов», который долго мыкался во второй лиге, а потом сыграл вничью с «Манчестер Юнайтед» и обыграл «Баварию». Это как раз история чудесного превращения, чудесной победы. Еще можно вспомнить английскую команду
«Лестер», которую никто не знал и которая внезапно выиграла чемпионат Англии. А соревновалась она с клубами, где общая стоимость игроков превышает миллиарды фунтов. Вы представляете?! Простые ребята – 27-28 лет, работающие на заводе; кто-то даже в тюрьме недавно сидел. И вот они вышли против живых легенд – и победили. Такие истории вдохновляют, будоражат сознание. Волей-неволей начинаешь задавать себе вопрос «а «почему же я не могу?». В общем, для массового, зрелищного кино такие истории идеальны.

- А как Вы думаете, Чемпионат Мира сборам поможет?

Тут можно только надеяться. Точно сказать нельзя. Кино в этом смысле уникальный сплав бизнеса и искусства, который, конечно, пытаются просчитывать и предсказывать, но…

– Просчитывать не получается?

Даже в Америке, где работают огромные корпорации, где сотни сотрудников выверяют фильм по проверенным формулам и схемам – даже там хорошие проекты проваливаются. Проекты с бюджетами в 200 миллионов долларов. И никто не может объяснить, почему. Выходит, универсального рецепта все-таки нет… И точную цифру сборов предсказать вряд ли возможно.
А что касается Чемпионата Мира… Понимаете, нашу футбольную сборную могут, конечно, ругать – но футбол у нас любят. И тот факт, что к нам скоро приедут лучшие игроки мира, должен пойти на пользу и «Тренеру», и его прокату.

– Петр, как мне показалось, «Тренер» (при всей его зрелищности) сильно приближен к реальности. Чем и отличается (в хорошем смысле) от «собратьев по жанру»…

Да, в фильме показан и скепсис по отношению к футболу, и скепсис ко всему вообще, что, в общем, для провинции совсем не редкость. И есть тотальная усталость людей, которую надо перебарывать, чтобы они сумели тебя расслышать и пошли за тобой. Это всё из жизни, конечно.

– А как Вы думаете, человек, оказавшись в реальности в подобном «болоте», сумеет ситуацию переломить?

Я уверен, что да. Кстати, нечто подобное Даня и сделал. Когда он начал снимать картину самостоятельно, на него смотрели не только с интересом, но и с недоверием. Включая даже кое-кого из съемочной группы. Мол, ты же актер, какую картину ты снимешь... Но он всё это преодолел. И скепсис, и недоверие, и иронию. По сути, он сам прошел ту же трансформацию, что и его герой. И победил.

– А Вы сами сталкивались с чем-то подобным?

Когда снимался «ДухLess», мы оказались в жуткой ситуации. У нас закончились деньги, от нас отвернулись инвесторы – съемки пришлось остановить. Я был никому не известным молодым человеком, у которого на руках осталось 60 минут материала (из необходимых 110), и долги на 25 миллионов рублей. Плюс заложенный дом, кредит в банке – и полное непонимание, что делать дальше.

– Не хотелось в тот момент всё бросить, профессию сменить, например?

Мне не хотелось – честно. Я верил в эту историю, старался преодолеть чужие сомнения, найти новых единомышленников. Перебороть тот сложный этап, перетерпеть, дожать. И, как Вы знаете, всё получилось. Это история с хорошим концом.

– А Ваш тандем с Данилой Козловским – он навсегда?

Я думаю, что Данила очень мощная кинематографическая личность. Многосторонняя, яркая, амбициозная. И мы наверняка будем с ним и дальше сотрудничать – как с актером, так и с режиссером. По крайней мере, я всегда к этому открыт.

– Петр, к Вам вопрос как к опытному продюсеру. Сейчас много говорят о том, что наше кино на подъеме. Как думаете, как долго будет продолжаться это «движение вверх»? И будет ли?

Ну, я бы сказал, что у нас пока довольно осторожный интерес к отечественному кино. Конечно, есть надежда, что этот ребенок встает, начинает потихоньку двигать ножками-ручками… И очень бы хотелось ему помочь, хотелось бы, чтобы он зашагал уверенно. При этом кто-то продолжает бить его по голове лопаткой, говоря, что ты, мол, урод, ты инвалид, чтоб ты сдох и так далее…

– Это зрительская реакция?

Не только. Мы все принимаем участие в этой «травле»: и СМИ, и создатели, ругающие фильмы своих же коллег. Да и зрители тоже подливают масла в огонь. Правда, недавно вышло сразу несколько фильмов, которые вроде бы возвращают веру массового зрителя к нашей индустрии. И мы видим, что крепкие западные картины немного не добирают, а наши – делают хорошие сборы. И я очень надеюсь, что ближайший год как-то эту тенденцию закрепит.

– А чем помочь нашему кино на уровне государства? Ввести систему квот, может быть?

Политика квот – довольно сложный вопрос, если уж честно. Как человек рыночного сознания, я не сторонник жестких протекционистских мер. Но будет правильно, если государство подбросит немного дровишек в этот костер, чтобы всё пламенело и разгоралось. Возможно, есть смысл подумать об увеличении государственной поддержки. Я имею в виду большие проекты.

– Именно большие?

Да, понимаете, дело в том, что государственное финансирование всё равно пока ограничено. И независимые компании, которые не входят в перечень лидеров, могут рассчитывать только на 60 миллионов рублей. Это максимум. В такой ситуации любой фильм с производственным бюджетом свыше 150 миллионов, реализовать крайне сложно. Потому что нужно искать
инвестиционные деньги, с которыми в нашей стране сейчас не очень хорошо – и вряд ли будет лучше в ближайшее время. Зарубежные деньги тоже к нам пока не торопятся, поэтому без поддержки государства не обойтись.

– А кто-то наоборот считает, что государственное финансирование лучше бы отменить…

Я не согласен с этим. Нет, я понимаю, почему так говорят – мол, пусть все будут в равных условиях. Да не получится так! Наш рынок пока не в состоянии обеспечить ту выручку, которая даст возможность делать большие серьезные проекты. А любой провал для студии (если ее проекты не поддерживались Фондом Кино или Министерством Культуры) – это закрытие компании, разорение, роспуск сотрудников и так далее. Поэтому пока мы не почувствуем, что индустрия крепко стоит на ногах, государственная поддержка необходима.

Фильм «Тренер» в прокате с 19 апреля.

Вера Алёнушкина

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Петр Ануров, продюсер фильма «Тренер»: «Без государственного финансирования нашему кино просто не выжить»

<h2>Место форварда на этой кинонеделе, как и предполагалось, занял «Тренер» Данилы Козловского – история футболиста, ставшего «тренером поневоле». Пройти мимо это проекта «Культуромания» не могла. Поэтому мы встретились с его продюсером – Петром Ануровым, благодаря которому, кстати, семь лет назад в наших кинотеатрах «прописалась» картина «Духless». </h2> <p> <span style="font-size: 14pt;"><b>– Петр, то, что в Вашей фильмографии появилась спортивная драма –это случайность? Или все-таки сказался успех «Движения вверх»? </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Ну, с «Движением вверх» это точно никак не связано. Когда (Данила Козловский – прим.редакции) предложил взяться за «Тренера» (а это была осень 2015-ого года), никакого «Движения вверх» ещё не было…</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b> – Да, но была «Легенда 17»… </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> «Легенда 17», безусловно, была. Прекрасная, кстати, картина – сумевшая пробить брешь в стене недоверия к фильмам такого рода. (До нее считалось, что в России спортивные драмы зрителям не очень-то интересны). А что касается нашего фильма… Не думаю, что нас привлекал именно тот жанр, который Вы назвали. Скорее, нам хотелось рассказать историю человека, «призвав на помощь» самый зрелищный вид спорта. Ну и близость Чемпионата Мира, наверное, повлияла. А так как Данила давно хотел сыграть футбольного тренера… Ведь он, кстати, обожает футбол и сам прекрасно в него играет…</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>– А Вы? </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> А я тоже в него играю, я футбольный болельщик. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>– А за кого болеете, если не секрет? </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b> </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> За «Спартак», конечно. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>– О, именно поэтому в фильме снимались именно футболисты «Спартака»? </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Знаете, нам очень хотелось, чтобы команда, которую обыгрывает наш выдуманный клуб, была, во-первых, реальной, а во-вторых, являлась большой футбольной величиной. А иначе победа «Метеора» не будет значимой. И огромное спасибо «Спартаку», что они нас поддержали и согласились помочь. И не постеснялись оказаться в роли проигравших. При том, что «Спартак», конечно – самый народный российский клуб. С этим не поспоришь. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b> – Кстати, а почему история в фильме – вымышленная? Может, было проще позаимствовать что-то из реальности?</b> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Проще или сложнее – это философский вопрос. (Смеется). Но, знаете, нам нравится, что таким образом мы не встаем в ряд (замечательных!) фильмов, связанных с ретро-тематикой. Фильмов, которые строятся на советских успехах, на знаменитых личностях… А нам интереснее день сегодняшний. И завтрашний даже… Так что хотелось бы верить, что «Тренер» – это кино и про наше будущее тоже.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>– Обыграем «Челси»? </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Ну, а почему бы и нет?! Даня любит приводить в пример футбольный клуб «Ростов», который долго мыкался во второй лиге, а потом сыграл вничью с «Манчестер Юнайтед» и обыграл «Баварию». Это как раз история чудесного превращения, чудесной победы. Еще можно вспомнить английскую команду </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> «Лестер», которую никто не знал и которая внезапно выиграла чемпионат Англии. А соревновалась она с клубами, где общая стоимость игроков превышает миллиарды фунтов. Вы представляете?! Простые ребята – 27-28 лет, работающие на заводе; кто-то даже в тюрьме недавно сидел. И вот они вышли против живых легенд – и победили. Такие истории вдохновляют, будоражат сознание. Волей-неволей начинаешь задавать себе вопрос «а «почему же я не могу?». В общем, для массового, зрелищного кино такие истории идеальны. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>- А как Вы думаете, Чемпионат Мира сборам поможет? </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b> </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Тут можно только надеяться. Точно сказать нельзя. Кино в этом смысле уникальный сплав бизнеса и искусства, который, конечно, пытаются просчитывать и предсказывать, но… </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>– Просчитывать не получается? </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Даже в Америке, где работают огромные корпорации, где сотни сотрудников выверяют фильм по проверенным формулам и схемам – даже там хорошие проекты проваливаются. Проекты с бюджетами в 200 миллионов долларов. И никто не может объяснить, почему. Выходит, универсального рецепта все-таки нет… И точную цифру сборов предсказать вряд ли возможно. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> А что касается Чемпионата Мира… Понимаете, нашу футбольную сборную могут, конечно, ругать – но футбол у нас любят. И тот факт, что к нам скоро приедут лучшие игроки мира, должен пойти на пользу и «Тренеру», и его прокату. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>– Петр, как мне показалось, «Тренер» (при всей его зрелищности) сильно приближен к реальности. Чем и отличается (в хорошем смысле) от «собратьев по жанру»… </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Да, в фильме показан и скепсис по отношению к футболу, и скепсис ко всему вообще, что, в общем, для провинции совсем не редкость. И есть тотальная усталость людей, которую надо перебарывать, чтобы они сумели тебя расслышать и пошли за тобой. Это всё из жизни, конечно.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>– А как Вы думаете, человек, оказавшись в реальности в подобном «болоте», сумеет ситуацию переломить? </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b> </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Я уверен, что да. Кстати, нечто подобное Даня и сделал. Когда он начал снимать картину самостоятельно, на него смотрели не только с интересом, но и с недоверием. Включая даже кое-кого из съемочной группы. Мол, ты же актер, какую картину ты снимешь... Но он всё это преодолел. И скепсис, и недоверие, и иронию. По сути, он сам прошел ту же трансформацию, что и его герой. И победил.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>– А Вы сами сталкивались с чем-то подобным? </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b> </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Когда снимался «ДухLess», мы оказались в жуткой ситуации. У нас закончились деньги, от нас отвернулись инвесторы – съемки пришлось остановить. Я был никому не известным молодым человеком, у которого на руках осталось 60 минут материала (из необходимых 110), и долги на 25 миллионов рублей. Плюс заложенный дом, кредит в банке – и полное непонимание, что делать дальше. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>– Не хотелось в тот момент всё бросить, профессию сменить, например? </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Мне не хотелось – честно. Я верил в эту историю, старался преодолеть чужие сомнения, найти новых единомышленников. Перебороть тот сложный этап, перетерпеть, дожать. И, как Вы знаете, всё получилось. Это история с хорошим концом. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>– А Ваш тандем с Данилой Козловским – он навсегда? </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Я думаю, что Данила очень мощная кинематографическая личность. Многосторонняя, яркая, амбициозная. И мы наверняка будем с ним и дальше сотрудничать – как с актером, так и с режиссером. По крайней мере, я всегда к этому открыт.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>– Петр, к Вам вопрос как к опытному продюсеру. Сейчас много говорят о том, что наше кино на подъеме. Как думаете, как долго будет продолжаться это «движение вверх»? И будет ли? </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Ну, я бы сказал, что у нас пока довольно осторожный интерес к отечественному кино. Конечно, есть надежда, что этот ребенок встает, начинает потихоньку двигать ножками-ручками… И очень бы хотелось ему помочь, хотелось бы, чтобы он зашагал уверенно. При этом кто-то продолжает бить его по голове лопаткой, говоря, что ты, мол, урод, ты инвалид, чтоб ты сдох и так далее… </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>– Это зрительская реакция? </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b> </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Не только. Мы все принимаем участие в этой «травле»: и СМИ, и создатели, ругающие фильмы своих же коллег. Да и зрители тоже подливают масла в огонь. Правда, недавно вышло сразу несколько фильмов, которые вроде бы возвращают веру массового зрителя к нашей индустрии. И мы видим, что крепкие западные картины немного не добирают, а наши – делают хорошие сборы. И я очень надеюсь, что ближайший год как-то эту тенденцию закрепит.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b> – А чем помочь нашему кино на уровне государства? Ввести систему квот, может быть? </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Политика квот – довольно сложный вопрос, если уж честно. Как человек рыночного сознания, я не сторонник жестких протекционистских мер. Но будет правильно, если государство подбросит немного дровишек в этот костер, чтобы всё пламенело и разгоралось. Возможно, есть смысл подумать об увеличении государственной поддержки. Я имею в виду большие проекты. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b> – Именно большие? </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Да, понимаете, дело в том, что государственное финансирование всё равно пока ограничено. И независимые компании, которые не входят в перечень лидеров, могут рассчитывать только на 60 миллионов рублей. Это максимум. В такой ситуации любой фильм с производственным бюджетом свыше 150 миллионов, реализовать крайне сложно. Потому что нужно искать </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> инвестиционные деньги, с которыми в нашей стране сейчас не очень хорошо – и вряд ли будет лучше в ближайшее время. Зарубежные деньги тоже к нам пока не торопятся, поэтому без поддержки государства не обойтись. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>– А кто-то наоборот считает, что государственное финансирование лучше бы отменить… </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b> </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Я не согласен с этим. Нет, я понимаю, почему так говорят – мол, пусть все будут в равных условиях. Да не получится так! Наш рынок пока не в состоянии обеспечить ту выручку, которая даст возможность делать большие серьезные проекты. А любой провал для студии (если ее проекты не поддерживались Фондом Кино или Министерством Культуры) – это закрытие компании, разорение, роспуск сотрудников и так далее. Поэтому пока мы не почувствуем, что индустрия крепко стоит на ногах, государственная поддержка необходима. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>Фильм «Тренер» в прокате с 19 апреля.</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b> </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b> Вера Алёнушкина </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span> </p>

Петр Ануров, продюсер фильма «Тренер»: «Без государственного финансирования нашему кино просто не выжить»

Петр Ануров, продюсер фильма «Тренер»: «Без государственного финансирования нашему кино просто не выжить»

Петр Ануров, продюсер фильма «Тренер»: «Без государственного финансирования нашему кино просто не выжить»

Петр Ануров, продюсер фильма «Тренер»: «Без государственного финансирования нашему кино просто не выжить»