«Божественная куколка» и ее мужчина: история любви Мэри Пикфорд и Дугласа Фэрбенкса
Знаменитые истории любви такой же культурный феномен, как великие книги и фильмы. Они превращаются в питающий искусство миф, вечно живой архетип, вокруг них строятся сюжеты – даже если речь идет о других людях. И все это относится к истории Мэри Пикфорд и Дугласа Фэрбенкса.
В СССР пик их популярности пришелся на двадцатые годы. На Западе, особенно в США, они по-прежнему остаются культовыми фигурами. У нас их тоже помнят, но главное в том, что они раз и навсегда сформировали культ суперзвезд, идолов публики.
Наши соотечественники с головой погружаются в истории Аллы Пугачевой и Максима Галкина, Александра Петрова и Ирины Старшенбаум (или Стаси Милославской), Олега Табакова и Марины Зудиной. И все это бледное подобие того, что происходило вокруг Мэри Пикфорд и Дугласа Фэрбенкса. Хотя бы потому, что они создали не только легенду о Голливуде, но и сам Голливуд – с его системой студий и миром «звезд».
Это история полностью укладывается в американский миф о людях, которые сделали себя сами. Мать Мэри Пикфорд (настоящее ее дочери Глэдис Мэри Смит) играла вместе со своими детьми в провинциальных театрах, чтобы подзаработать. В 1900 году семилетняя Глэдис Мэри стала актрисой, так начался ее путь к славе: через крошечные театрики к дебюту на Бродвее, от театральной сцены – к немым короткометражкам с хронометражом в 8-10 минут, из которых состояло кино того времени. Внешность ангела, выразительные глаза: молодая актриса идеально отвечала викторианскому идеалу нежной и беззащитной девушки. А Дуглас Фэрбенкс был сыном богатого человека — он бросил Гарвард, когда решил стать актером, и отец оставил его без гроша.
Фэрбенкс был продавцом, клерком, стал театральным актером, выгодно женился, и вернулся на сцену, когда его жена разорилась. И преуспел, а потом начал сниматься в кино. В немом кинематографе многое зависело от выразительной внешности, а тут Фэрбенкс был идеален: высокий, спортивный красавец, да к тому же еще харизматичный и чрезвычайно доброжелательный.
На экране немого кино он казался образцом идеального американца, а Мэри Пикфорд была идеальной американской девушкой своего времени. Они шли к успеху – а потом и к грандиозному успеху – рука об руку, их участие в съемках гарантировало великолепные сборы любому фильму. Третьим идолом публики был их друг, великий комик Чарли Чаплин. В конце-концов, они стали коммерческими партнерами: в 1919 Мэри Пикфорд, Дуглас Фэрбенкс, Чарли Чаплин и другие «звезды» создали занимавшуюся прокатом кинокомпанию United Artists.
Фэрбенкс не был дельцом, но у Мэри Пикфорд была железная хватка. Позже Чаплин вспоминал, что его поразила реплика, которую Пикфорд бросила на одном из их совещаний – уж очень та не подходила к ее трепетным киногероиням, нежным созданиям, сотканным из света, любви и нежности.
-- Джентльмены, нам надлежит..
И она заговорила о какой-то финансовой операции.
Фэрбенкс и Пикфорд были очень разными людьми, и поэтому оказались удачной парой.
Пикфорд вышла замуж в восемнадцать лет. Ее муж, Оуэн Мур, был довольно известным актером и хроническим алкоголиком: когда карьера жены пошла в гору, а его – под уклон, он начал ее бить. В конце-концов, они расстались, и несколько лет это скрывали, репутация актрисы, к которой прочно приклеилось данное поклонниками определение «божественная куколка» должна была оставаться безупречной. Развод обошелся Пикфорд в сто тысяч долларов отступных.
А Фэрбенкс прожил в первом браке двенадцать лет, у него был сын, снимавшийся с семи лет, будущий актер, продюсер, капитан ВМФ и командир спецподразделения. По биографии Фэрбенкса-младшего можно было бы снять приключенческий фильм. Разводу его отца очень поспособствовали отношения с Пикфорд, которые они поначалу держали в глубокой тайне.
К 1920 году Пикфорд и Фэрбенкс стали самой известной американской парой, и публичность успела им осточертеть. Поэтому их свадьба была очень скромной, на нее пригласили только родственников. Впереди было без малого 16 лет совместной жизни, которые оказались очень счастливыми. Но в конце-концов Пикфорд и Фэрбенкс расстались, а почему это произошло, наверное, не смогли бы объяснить и они сами. Отношения у них остались идеальными и после развода, когда Фэрбенкс умер, Мэри Пикфорд едва не заболела от горя.
Ничего не случилось – просто их любовь истлела от времени, стала хрупкой и ненадежной. Пикфорд была домоседкой, а Фэрбенкс любил путешествовать. Он был очень завидной добычей, и во время одной из поездок на него открыла охоту леди Сильвия Эшли, светская львица и известная охотница за знаменитыми и богатыми мужчинами. В 1936 Пикфорд и Фэрбенкс развелись, в том же году он женился на англичанке.
До Фэрбенкса Сильвия Эшли был замужем за лордом, после него за бароном, затем за Кларком Гейблом и за грузинским князем, светским львом, богачом и автогонщиком. Фэрбенкс оказался украшением ее коллекции мужей, но в этом браке он протянул меньше трех лет. А Мэри Пикфорд жила долго – до 1979 года – но не слишком счастливо.
Она вышла замуж в третий раз, и этот брак продержался вплоть до ее смерти. У них с мужем было двое приемных детей. Но после развода с Фэрбенксом у нее развилась депрессия, которую Пикфорд лечила алкоголем, и за двадцать лет до смерти она перестала выходить из дома.
Эта история сама по себе сюжет, воплотившийся в реальную жизнь миф, источник вдохновения для многих поколений писателей и сценаристов. А еще за ней стоят успешные и несчастные, добившиеся всего на свете и страдавшие так же, как и все мы, люди.
Их стоит понять и пожалеть.
Алексей Филиппов
Фото: Википедия