В сентябре в Иванове прошел первый отечественный фестиваль телесериалов «Пилот», президентом которого стал Валерий Тодоровский. И вот что интересно – на закрытии Тодоровский произнес довольно провокационную фразу: «Все самое интересное, что сегодня делается в кино, делается именно на сериальной ниве». Конечно, это лестные для устроителей и гостей смотра слова, однако доля правды в них есть. Пресловутая «сериальная нива» – сегодня самый динамично развивающийся вид киноиндустрии, и интерес к нему растет во всем мире в геометрической прогрессии.
Однако к отечественному сериальному контенту отношение у большинства наших зрителей до сих пор специфическое. Те, у кого есть возможность и привычка смотреть сериалы зарубежные, смотрят в основном их, что, в принципе, объяснимо. Бесконечные «Гадалки», «Рожденные стать звездой», «Детективы», «Мухтары» и прочие поделки до сих пор занимают львиную долю дневного эфира. Тем не менее, отечественное сериалостроение – это не только «Суды присяжных» и «Ментовские войны»: яркие проекты появляются и у нас, и их становится все больше и больше. И фестивалю «Пилоту» как раз удалось это доказать.
Кстати, анализ конкурсной программы «Пилота» дает возможность поговорить о всей ситуации в целом. И именно это мы и попытаемся сделать.
Итак…
1. Главная тенденция, на которую сразу же обращаешь внимание – все больше продакшнов начинают снимать сериалы по законам кино. Ветерок этот дует с Запада, и появился он не вчера, тем не менее, именно в последнее время этот принцип достиг буквально космических высот. Один из примеров – сериал «Легион», спродюсированный Marvel Television и FX Productions. Он снят с таким размахом, что визуально может дать фору даже блокбастерам.
По этой же дорожке пошли и наши крупные студии. Многие начали понимать, что просто посадить перед камерой двух актеров – этого мало. Нужна картинка (яркая и эффектная, или наоборот – мрачная и загадочная), нужна атмосфера, драйв, динамичный монтаж и так далее. На фестивале таких проектов было большинство («Доктор Преображенский» от Первого канала и COSMOS Studio, «Алиби» от компании «Среда», проекты «Yellow, Black and White» («Содержанки», «ИП Пирогова», «Вампиры средней полосы») и так далее).
2. Сериалы начинают выглядеть дороже, хотя, конечно, битва на равных с западными блокбастерами нам пока не грозит: бюджеты несопоставимы. Тем не менее, мы учимся работать в границах того бюджета, который для нас возможен, да и эта сумма, по счастью, понемногу растет (продюсеры понимают, что на визуальной составляющей лучше не экономить).
3. Желание тягаться с широким экраном иногда оказывает авторам медвежью услугу: амбиций у них на рубль, а бюджет на копейку. Например, в сериал «Драйв» от «Эпик Медиа» даже были приглашены голливудские каскадеры, работавшие на проекте «Миссия невыполнима». Однако долгие погони и сравнительно простые трюки на мотоциклах не идут сериалу в плюс: при сравнении с любым экшн-фильмом средней руки «Драйв» проигрывает всухую. А зрителю есть с чем сравнивать, особенно после восьми «серий» «Форсажа».
4. Малобюджетные независимые проекты снимать пока что не получается. Откровенных «безбюджеток», снятых энтузиастами на коленке в конкурсной программе было всего два: это «Офис» студии «Баблазарт» и «Смена» от «Юг без признаков Севера». Самое странное, что главная их проблема вовсе не в отсутствии денег, а в отсутствии креатива. Авторы берутся за тему, которая им кажется оригинальной, а на самом деле лишь делают кальку с уже давно набивших оскомину штампов. («Смена», например, копирует зомби-трэш, потерявший актуальность уже в конце 90-х).
5. В сериалах, как и в кино, на первый план выходит «женская тема». Главной героиней становится женщина – или сильная одиночка, или брошенная, преданная мужем (любимым). Показательный пример: Настя Каменская при всей своей занятости была счастливо замужем, а следователь Воронцова из сериала «Ворона» – живет одна и в партнере, в общем-то, не нуждается (кстати, продюсер у этих проектов один – Валерий Тодоровский). И дело тут даже не в феминизации сериалостроения, а в феминизации общества – создатели сериалов лишь откликаются на запрос времени.
6. Другая, очень важная тенденция – курс на злободневность и актуальность. Компании запускают сериалы одной темы («Восток для чайников», например, посвящен межнациональным взаимоотношениям, а «Министерство» от «ГК ГПМ КИТ» – коррупции и коррупционным схемам). Отклик на «день сегодняшний» часто встречается и в диалогах, и это не только пламенные инвективы в сторону зарвавшихся политиков, но и вполне «невинные» реплики, вроде рассказа старика-вампира, что свой гроб он купил по акции, ибо для пенсионеров были скидки («Вампиры средней полосы»).
7. Народная любовь к ретро не только не ржавеет, но, наоборот, становится все крепче и крепче. Из 21-го сериала, которые показали на фестивале, в век минувший заглядывали шесть. Самые яркие из них – «Доктор Преображенский», снятый для Первого канала, и «90-е. Весело и громко» от «Арт Пикчерс Вижн». «90-е» и вовсе стали победителями смотра, причем дважды: они получили Гран-при и приз за лучшую режиссуру.
8. Общий уровень сериалов понемногу растет: авторы знают, как «выдавить» из зрителя нужную эмоцию, они научились использовать клиповый монтаж, параллельное действие и так далее. Но вот парадокс: зритель сильнее всего клюет на самые примитивные приемы, например, на падение персонажа на экране. Или на «бухалово» и мат (тут всегда реакция очень буйная). В фаворе и эротические сцены, о чем продюсеры знают и чем, естественно, пользуются.
9. Главная беда многих проектов – их феноменальная заштампованность. Она проявляется уже на уровне формулировки темы: например, продюсер решает, что ему нужен «мелодраматический сериал, рассчитанный на женскую аудиторию, в формате телеканала Россия», после чего сценарий лепится по проверенным схемам и штампам. (Таким сборником клише оказался проект «На краю», снятый кинокомпанией «Русское»). Студии слишком хорошо знают, как снимать сериал в формате «Кухни» (очередным клоном сериала оказался проект «ИП Пирогова»), как снимать ностальгические мелодрамы («Хор» от «Марс Медиа»), и как снимать детективы. Правда, все чаще появляются продюсеры, которые рисковать не боятся, и понимают, что сериалу необходима индивидуальность, и что собственная стилистика – вопрос отнюдь не десятый.
Как бы то ни было, если ставить нашему сериальному производству общий диагноз, то пациент скорее жив, чем мертв, да и шансы на выздоровление (а также на плодотворное долголетие) у него велики, как никогда. Индустрия развивается, и это здорово. Теперь дело за малым – чтобы она развивалась в правильном направлении, а не шла по проторенному проспекту заученных схем и штампов.
Вера Алёнушкина