«Оскар» этого года оказался скуп на сюрпризы: каких-либо неожиданностей не было даже на стадии номинаций.
Но тут уж, что называется, «не до жиру»: Ее Величество Пандемия потрудилась на славу и сделала все возможное для создания многоуровневого кризиса в мировом кино. Поэтому киноакадемикам (да и зрителям тоже) приходится довольствоваться малым и выбирать из того, что имеют.
Но есть и хорошие новости: творческой или индустриальной комы, которая еще недавно казалась практически неотвратимой, кинематографу удалось избежать, поэтому сегодня жизнь «пациента» уже вне опасности. Он просто немного температурит, чихает/кашляет и объясняет свою неготовность работать в полную силу «малыми бюджетами» и «тяжелыми временами». А это, как вы понимаете, вполне поправимо.
Но вернемся к «Оскару». По его номинантам и победителям всегда можно отследить те подводные течения (то есть тенденции и тренды), которые характерны для мирового кино на определенном этапе его развития. Так о чем же нам говорят лауреаты этого года?
Ремейки: территория безопасности
Главный приз 94-ой церемонии достался очень симпатичной инди-драме Шан Хейдер — «CODA: Ребенок глухих родителей». Это без всякого преувеличения отличное кино: мастерски сделанное, трогательное и важное. В центре сюжета здесь семнадцатилетняя Руби — старшеклассница из провинции, которой нравится петь. Однако превратить свое хобби в профессию она не может. И дело не в том, что ее родители — простые рыбаки, у которых в жизни нет практически ничего, кроме моря. А в том, что в семье Руби, кроме нее самой, никто не слышит. Поэтому объяснить близким людям, что такое музыка, она не в силах.
Но вот что удивительно. Именно в этом, негромком и симпатичном фильме, сошлось сразу несколько знаковых кинотенденций нашего времени. Начнем с того, что это ремейк: оригинальная картина была снята во Франции в 2014-м году и называлась «Семейство Белье». Правда, ремейк в данном случае довольно вольный (к примеру, во французской версии семья главной героини занималась производством сыров, да и комедийных элементов там было гораздо больше), так что «копированием чужих успехов» Шан Хейдер не занималась.
Не интересовала «ксерокопия» и авторов других ремейков, ставших номинантами в категории «Лучший фильм». И, если фамилия Хейдер большинству зрителей ни о чем не говорит, да и «Семейство Белье» мало кто видел, то в остальных случаях мы имеем дело с тяжелой артиллерией. «Соперниками» драмы «CODA» стали «Дюна» Дени Вильнёва, «Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо и «Вестсайдская история» Стивена Спилберга.
Кстати, обратите внимание на простейшую арифметику: из 10 претендентов на главный приз четверо — это ремейки. Не скажу, что ситуация в прокате или среди онлайн-премьер демонстрирует такую же расстановку сил, однако ремейков сейчас действительно снимается очень много. И это вполне объяснимо: с одной стороны, в нестабильной ситуации проверенные хиты для продюсеров — это спасательный круг, а с другой, человеку творческому всегда важно посмотреть на день сегодняшний сквозь призму дня минувшего. Так что, скорее всего, в ближайшие несколько лет эта тенденция будет только расти.
Арт-мейнстрим по-прежнему в топе
Не ослабевает и другая тенденция, которая наметилась в мировом кино несколько лет назад: это интерес к арт-мейнстриму. Если помните, победителями прошлых лет становились «Паразиты» и «Зеленая книга» — фильмы, искавшие точки соприкосновения между авторским и зрительским кинематографом. «CODA: ребенок глухих родителей» эти поиски продолжает: перед нами стопроцентный представитель арт-мейнстрима. Обратите внимание на сюжет: девочка, мечтающая стать певицей и пытающаяся поверить в свои силы — это настолько махровая попса, что в обществе уважающих себя киноманов вспоминать о ней было бы стыдно. Однако эта попсовая мелодия получила авторскую аранжировку: все происходящее на экране максимально приближено к реальности, а в подаче материала можно рассмотреть творческий почерк самой Шан Хейдер. Взять, к примеру, диалоги родственников Руби (которых играют действительно неслышащие или слабослышащие актеры): язык жестов нам никто не переводит, да и общение между ними не вымарывается во имя динамики или укороченного хронометража — и мы словно подглядываем за жизнью людей, которых бы и в реальности не понимали.
Что касается «большого Голливуда», то на «Оскаре» он снова лишь на подпевках. Лидером среди блокбастеров стала «Дюна», получившая шесть наград, но, во-первых, ей дали победу только в технических категориях, а, во-вторых, картина Вильнёва — это все-таки не мейнстрим в чистом виде, а, скорее, адаптированное авторское кино с солидным бюджетом. Если же говорить, к примеру, о лидере проката — «Человек-Паук: Нет пути домой», то у него была всего одна номинация («За лучшие визуальные эффекты»), да и то заветная статуэтка ему не досталась.
Платформы vs Прокат
Когда в 2019-м году главную статуэтку получил фильм, снятый стриминговой платформой (речь, конечно, о «Роме» Альфонсо Куарона), это стало настоящей сенсацией. Сегодня такие победы не удивляют вообще никого: прокат, ставший жертвой пандемии, сильно сдал свои позиции (и не оправится от своего поражения еще, как минимум, несколько лет), тогда как рост онлайн-смотрения, наоборот, увеличился в разы. Поэтому стриминговые кинотеатры, получившие солидную фору, усердно занимаются собственными проектами: в этот раз в эпицентре внимания киноакадемиков оказались «Власть пса» Джейн Кэмпион, «Не смотрите наверх» Адама МакКея, «Незнакомая дочь» Мэгги Джилленхол, «Рука бога» Паоло Соррентино (все они сняты для Netflix), а также фильмы от Apple TV+: «Трагедия Макбета» Джоэла Коэна и… «CODA: ребенок глухих родителей», который, как вы знаете, и победил. Так что противостояние онлайн-платформ и проката по-прежнему продолжается.
Время женщин
Другая сенсация прошлогодней церемонии — женщина-режиссер Хлоя Чжао, получившая статуэтку в номинации «За лучшую режиссуру» (а, как вы помните, за всю историю «Оскара» в этой номинации женщина побеждала только один раз). Плюс именно ее «Земля кочевников» была названа лучшим фильмом. В этом году киноакадемики решили укрепить завоеванные рубежи: лучшим режиссером стала Джейн Кэмпион, снявшая «Власть пса», да и проект «CODA», как вы уже поняли, сняла женщина — Шан Хейдер.
Наперегонки с реальностью
Анализируя список номинантов 94-ой церемонии, не сложно заметить и еще одну особенность современного мирового кино. Связана она с постоянно растущим интересом к реальным (а не выдуманным) событиям и персонажам. Если не верите, вспомните, как много в последнее время вы видели байопиков? А фильмов-катастроф или военных эпизодов, реконструирующих реальные события? Детективов, в центре которых реально существовавшие маньяки или убийцы? Вспомните — и вы сразу поймете, что таких фильмов и сериалов становится все больше и больше.
Если же называть конкретных оскаровских номинантов 2022-го года, то байопиками окажутся «Спенсер» (романтизированная версия развода принцессы Дианы), «Глаза Тэмми Фэй» (саркастическая история фанатички-евангелистки), «Король Ричард» (драма воспитания, в центре которой отец двух королев тенниса — Винус и Серены Уильямс) и т.д.
Мэтры на галерке
Не сказать, что крупные режиссеры засыпали нас в прошлом году своими проектами, тем не менее, кое-какие фильмы мэтров мирового кино в прокате все-таки были. А некоторые из них добрались и до оскаровских номинаций. Вот только в список победителей они не вошли (если не считать «Дюну» Дэни Вильнёва и «Вестсайдскую историю» Стивена Спилберга, актриса которой — невероятная Ариана ДеБос — получила «Оскар» за роль второго плана). «За бортом» оказались и Паоло Соррентино, и Педро Альмодовар, и Гильермо дель Торо. В приоритете у киноакадемиков гораздо менее громкие имена: к примеру, приз «За лучший фильм на иностранном языке» получает японский режиссер Рюсукэ Хамагути, снявший «Сядь за руль моей машины». И это еще раз доказывает, что «Оскар» получают не за «выслугу лет», а за кино: за умение искренне рассказать необычную историю, сделав ее актуальной и самобытной одновременно. В проектах-победителях («CODA», «Власть пса», «Сядь за руль моей машины») все это есть. А значит, «Оскар» 2022-го года, даже при всей его предсказуемости, это все-таки не «хроника болезни», а, скорее, «хроника выздоровления».
Вера Аленушкина
Фото: скриншот YouTube канал Top Watch