Для каждого, кто хоть немного следит за историей самой желанной для кинематографиста золотой статуэтки, 92-я церемония стала или шоком, или сенсацией. Тем не менее, любая премия, как и любой фестиваль – это лишь вершина айсберга, индикатор глубинных процессов, которые начали формироваться не сегодня и не вчера.
Ох уж эти «Паразиты»!
Переоценить триумф южнокорейского фильма на самой престижной и самой знаковой премии мирового кино невозможно в принципе. Во-первых, проекты из категории «Картины, снятые на иностранном языке» из своего маленького уютного гетто, как правило, не выходят: попадание их в любые другие номинации – уже сенсация. Во-вторых, никогда раньше неанглоязычный фильм главного «Оскара» не получал: несколько лет назад вожделенную статуэтку вручили французскому «Артисту», но те несколько фраз, которые звучат в этом практически немом кино, все-таки сказаны на английском. Но и «Артист» – это исключение, а не правило. Самое главное, однако, не в этом: всем известно, что американская аудитория иностранное кино смотрит плохо. И дело тут не в снобизме, а в том, что основная часть публики не приучена к дубляжу, а на субтитры никого и калачом не заманишь. И тут вдруг выяснилось, что ни азиатские физиономии актеров, ни необходимость читать субтитры не становятся препятствием для победы в главной номинации «Лучший фильм». И это просто невероятно!
С другой стороны, дыма без огня не бывает. «Паразиты» Пон Чжун Хо – кино очень мощное. К тому же в его копилке и до «Оскара» было 198 (!) международных призов, причем самых крупных (в том числе и Гран-при на Каннском фестивале), поэтому в этом плане киноакадемики поступили более чем предсказуемо. К слову сказать, в победе «Паразитов» в категории «Международное кино» никто даже не сомневался – это было очевидно. Просто мало кто думал, что у южнокорейского проекта найдутся силы, чтобы скакнуть еще выше. Тем не менее, силы нашлись – и Пон Чжун Хо увозит из Лос-Анджелеса четыре награды: «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший оригинальный сценарий» и «Лучший фильм на иностранном языке».
Курс на арт-мейнстрим
Каким бы странным это не показалось, триумфальное восхождение «Паразитов» на вершину кинематографического Олимпа – все-таки не случайность. Это отражение той тенденции, которая начала формироваться на «Оскаре» (да и в мировом кино) еще несколько лет назад. Тенденцию эту можно сформулировать как «поворот в сторону арт-мейнстрима» – течения, в котором авторское кино переплетается со зрительским (или наоборот, вопрос пропорций). Кстати, этот поворот легко заметить, если посмотреть на списки предыдущих лауреатов и номинантов.
Возьмем, к примеру, церемонию 2016-го. Какие фильмы борются за основные призы? – Список довольно разношерстный, но среди конкурентов «Марсианин» Ридли Скотта и «Безумный Макс: Дорога ярости» Джорджа Миллера. В очередь за более мелкими наградами выстраиваются «Крид: Наследие Рокки» Райана Куглера, «Омерзительная восьмерка» Квентина Тарантино, «Звездные войны: Пробуждение силы» Джей Джей Абрамса, «Пятьдесят оттенков серого» Сэм Тейлор-Джонсон, «Золушка» Кеннета Браны и «007: Спектр» Сэма Мендеса. Все эти фильмы – крупные зрительские проекты, в большинстве своем – мега-блокбастеры, в которых (за исключением Тарантино) нет и примеси авторского кино.
Теперь открываем список этого года. Здесь у нас среди «тяжеловесов мейнстрима» «Однажды в… Голливуде» Квентина Тарантино (в котором элементы авторского кино опять-таки есть), «Ford против Ferrari» Джеймса Мэнголда, «Звездные войны: Скайуокер. Восход» Джей Джей Абрамса, «Мстители. Финал» Энтони и Джо Руссо и «Король Лев» Джона Фавро. (Еще к этому списку можно прибавить «Маленьких женщин» Греты Гервиг, которые, впрочем, тоже тяготеют к арт-мейнстриму.) При этом до основных номинаций опять-таки добрались единицы, а самые крупные блокбастеры и вовсе представлены одноразово в не самых значимых категориях, да и в них фаворитами не считались. И такое убывание значимости мейнстрим-проектов можно проследить в течение всего периода.
Далее. На церемонии прошлого года мощно прозвучал мексиканский фильм «Рома» Альфонсо Куарона. И это уже даже не арт-мейнстрим, а артхаус чистейшей воды. Тем не менее, проект выиграл в категории «Лучшая режиссура» (второй по значимости приз премии), «Лучшая операторская работа» и «Лучший фильм на иностранном языке». Кстати, на «Лучшую режиссуру» претендовала и «Холодная война» Павла Павликовского, снятая в Польше, так что предпосылки для южнокорейского «иноязычного» прорыва, конечно, были. Победила же в 2019-м «Зеленая книга» Питера Фаррелли – классический представитель все того же арт-мейнстрима, о котором мы с вами и говорим.
Кстати, в последнее время фильмы именно этого течения на «Оскаре» и побеждают. 2018-й – «Форма воды» Гильермо дель Торо, 2017-й – «Лунный свет» Барри Дженкинса. «Паразиты» – тоже «дитя» этого направления, хотя элементов арт-хауса в нем в разы больше чем, к примеру, в «Зеленой книге». Тем не менее, он гораздо более зрительский, чем «Рома»: почти любая аудитория, даже неподготовленная, воспринимает «Паразитов» легко и без напряжения. И, судя по всему, это тоже сказалось на выборе киноакадемиков. Поэтому сенсационный триумф Пон Джун Хо далеко не случаен: это результат работы глубоководных течений, которые уже много лет набирают силу в недрах мирового кино.
В джазе все, кроме девушек
А вот по другим «параметрам» «Оскар» до изжоги консервативен. По прежнему камнем преткновения является «гендерный вопрос»: ни одна из женщин-режиссеров в номинацию не попала. И вот что интересно: за всю историю проведения церемонии, в категории «Лучшая режиссура» женщины номинировались всего пять (!) раз, победила же и вовсе только одна (!). При этом «за бортом» иногда остаются очень интересные проекты, например, «Прощание» Лулу Ванг – одна из лучших драм этого года, отлично принятая в Америке (тоже, кстати, несмотря на субтитры).
Тем не менее, крошечные подвижки есть и здесь: фильм «Маленькие женщины», режиссером которого стала Грета Гервинг, на прошедшей церемонии добрался до нескольких номинаций (и даже получил статуэтку за «Лучшие костюмы»). А в категории «Лучшая музыка» и вовсе случился маленький «переворот»: впервые в истории награда досталась представительнице прекрасного пола – девушке-композитору Хильдур Гуднадоуттир. И, кстати, дирижировала оркестром на церемонии тоже женщина, что сегодня все еще большая редкость.
Актерские номинации
Другая сторона консерватизма премии «Оскар» – актерские номинации. Академики по-прежнему голосуют за максимально эксцентричные актерские работы, требующие, к тому же, больших физических усилий или серьезной работы над телом. Так что победа Хоакина Феникса, сыгравшего безумца-Джокера и похудевшего для роли до неузнаваемости, была практически неизбежной. Что-то похожее можно сказать и о Рене Зеллвегер, которая не побоялась сыграть Джуди Гарленд, тонущую в лучах славы и в алкоголе: роли исторических личностей и изменение актерской внешности ради «попадания» в персонажа киноакадемиками всегда высоко ценились (вспомним хоть «Оскар» Гэри Олдмена, полученный им за роль Уинстона Черчилля из «Темных времен»). Не забывает премия и тех, кто долго стоял в очереди за заветной золотой статуэткой: и Брэд Питт («Однажды в… Голливуде»), и Лора Дерн («Брачная история») ждали своих наград десятилетиями, поэтому за них можно только порадоваться. Впрочем, как и за большинство лауреатов этого года.
Вера Аленушкина