Ольга Голодец: «Наша культура крайне конкурентоспособна на мировом рынке»

Государство и культура

Ольга Голодец: «Наша культура крайне конкурентоспособна на мировом рынке»
30 Мая 2018, 12:59
В России может появиться институт поддержки экспорта отечественной культуры. Эту идею с начала года уже дважды озвучила вице-премьер Ольга Голодец. «Культуромания» поговорила с вице-премьером о перспективах поддержки государством российской культурной экспансии.

В России может появиться институт поддержки экспорта отечественной культуры. Эту идею с начала года уже дважды озвучила вице-премьер Ольга Голодец. «Культуромания» поговорила с вице-премьером и деятелями культуры о перспективах поддержки государством российской культурной экспансии.

Впервые словосочетание «экспорт культуры» прозвучало в феврале этого года на совещании по поддержке отечественной анимации. И тоже из уст Ольги Голодец. Русская культура должна превратиться в экспортный товар, настаивала тогда зампредседателя правительства. В частности, Голодец называла ненормальной ситуацию, при которой деятелям культуры приходится стоять с протянутой рукой, когда речь заходит о зарубежных гастролях. Исправить это, по ее словам, мог бы «специальный бюджет. Надо заметить, предложение нашло отклик в творческих сердцах». О необходимости поддерживать гастроли за рубежом российских артистов, заявил, например, пианист Денис Мацуев. 

Выборы и утряска нового правительства тему эту немного приглушили. Но на прошлой неделе, на экономическом форуме в Санкт-Петербурге Ольга Голодец вновь вернулась к «культурному экспорту». Заявила в интервью ТАСС, что «отдельный институт поддержки экспорта культуры может появиться на базе Российского экспортного центра (РЭЦ) (РЭЦ работает со всеми экспортерами несырьевой продукции, товаров и услуг без отраслевых ограничений, оказывая поддержку на любом этапе экспортной деятельности). Вице-премьеру, которая раньше курировала соцблок, а теперь культуру и спорт, нужны яркие, красиво упакованные идеи. А «экспорт культуры» -- это идея многобещающая. Тут и рост влияния через «мягкую силу» за рубежом, и экономическая поддержка отечественной культуры за счет экспортных заработков.

Новые рынки для нашей культуры – это вопрос весьма насущный, пояснила «Культуромании» сама вице-премьер Ольга Голодец.

- Сегодня ставится задача поддержки экспортно-ориентированных отраслей. И культура – она сегодня как ничто, наверное, конкурентна на мировом рынке, потому что наша продукция в области культуры – будь то наши спектакли, наши музыкальные коллективы, наши знаменитые творческие коллективы, оркестры, наша анимация – она пользуется спросом на рынке. Например, сегодня одним из самых популярных мультфильмов в мире является «Маша и Медведь».

Спрос на «российское» на мировом культурном рынке действительно очень высок, подтверждает «Культуромании» именитый дирижер, художественный руководитель и гендиректор Мариинского театра Валерий Гергиев. Однако пока он не очень понимает, что нового в существующие реалии привнесет «культурный экспорт». В конечном итоге, выбирают то, что имеет ценность, а не то, что продвигает государство. Сергей Рахманинов, замечает он, приезжал выступать в главном концертном зале Америки Карнеги Холл вовсе не по инициативе какого-то чиновника.

- Мы выступаем и в Японии, и в Китае, и в Южной Корее, и в Канаде, и в Соединенных Штатах Америки. Находим возможность выступать и в странах Южной Америки. Это не экспорт, это культурный обмен, - говорит Гергиев. - Ведь к нам приезжали когда-то Верди, Вагнер, Берлиоз. Не называлось это тогда экспорт – не было такого слова. Но люди, которые интересовались европейской культурой, видимо, решили, что было бы здорово, если бы величайшие итальянские или французские композиторы выступили в Петербурге. Они занимались этим, приглашали, приглашения принимались.

Впрочем, вопросы просветительского характера в культурной сфере действительно порой напрямую взаимосвязаны с вопросами финансовыми, допускает Валерий Гергиев. Можно это называть культурным обменом или экспортом культуры – неважно. Важно, что экономика культуры на сегодняшний день представляет собой сферу больших и постоянно растущих возможностей.

Ольга Голодец пояснила для «Культуромании», в чем она видит преимущества «культурного экспорта». Создатели творческого продукта нуждаются в специальных преференциях внутри страны, уверена вице-премьер:

- Например, в субсидировании, регистрации и продажи их интеллектуальных прав. Для того, чтобы быстрее продвигалась российская продукция на внешний рынок. Мы будем пользоваться современными экономическими методами, чтобы продвигать и способствовать выходу туда нашей конкурентной продукции: специальные налоговые преференции, специальные налоговые поддержки. В первую очередь, по словам Ольги Голодец, речь пойдет о таких областях культуры, как анимация, музыкальное и хореографическое искусство.

К слову, российские мультфильмы стали занимать львиную долю кинорынка на экспорт. Например, по данным исследования информагентства Интермедиа, которое приводит Forbes, на анимацию в 2017 году пришлось 35%. При том, что минувший год стал рекордным для отечественной киноиндустрии в принципе. То же исследование показало, что объем продаж на зарубежные рынки достиг 1,2 млрд рублей (самыми активными зрителями российских фильмов и мультипликаций стали китайцы).

Предложение создать отдельный институт поддержки «экспорта культуры» на базе РЭЦ пока оформлено лишь в виде идеи, отмечают в правительстве. Конкретных решений по этому вопросу на данный момент нет.

Татьяна Смородинская

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Ольга Голодец: «Наша культура крайне конкурентоспособна на мировом рынке»

<h2> В России может появиться институт поддержки экспорта отечественной культуры. Эту идею с начала года уже дважды озвучила вице-премьер Ольга Голодец. «Культуромания» поговорила с вице-премьером и деятелями культуры о перспективах поддержки государством российской культурной экспансии. </h2> <p> </p> <p> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Впервые словосочетание «экспорт культуры» прозвучало в феврале этого года на совещании по поддержке отечественной анимации. И тоже из уст Ольги Голодец. Русская культура должна превратиться в экспортный товар, настаивала тогда зампредседателя правительства. В частности, Голодец называла ненормальной ситуацию, при которой деятелям культуры приходится стоять с протянутой рукой, когда речь заходит о зарубежных гастролях. Исправить это, по ее словам, мог бы «специальный бюджет. Надо заметить, предложение нашло отклик в творческих сердцах». О необходимости поддерживать гастроли за рубежом российских артистов, заявил, например, пианист Денис Мацуев. </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Выборы и утряска нового правительства тему эту немного приглушили. Но на прошлой неделе, на экономическом форуме в Санкт-Петербурге Ольга Голодец вновь вернулась к «культурному экспорту». Заявила в интервью ТАСС, что «отдельный институт поддержки экспорта культуры может появиться на базе Российского экспортного центра (РЭЦ) (РЭЦ работает со всеми экспортерами несырьевой продукции, товаров и услуг без отраслевых ограничений, оказывая поддержку на любом этапе экспортной деятельности). Вице-премьеру, которая раньше курировала соцблок, а теперь культуру и спорт, нужны яркие, красиво упакованные идеи. А «экспорт культуры» -- это идея многобещающая. Тут и рост влияния через «мягкую силу» за рубежом, и экономическая поддержка отечественной культуры за счет экспортных заработков. <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;"> </span><span style="font-size: 14pt;">Новые рынки для нашей культуры – это вопрос весьма насущный, пояснила «Культуромании» сама <b>вице-премьер Ольга Голодец</b>. <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;"> </span><span style="font-size: 14pt;">- Сегодня ставится задача поддержки экспортно-ориентированных отраслей. И культура – она сегодня как ничто, наверное, конкурентна на мировом рынке, потому что наша продукция в области культуры – будь то наши спектакли, наши музыкальные коллективы, наши знаменитые творческие коллективы, оркестры, наша анимация – она пользуется спросом на рынке. Например, сегодня одним из самых популярных мультфильмов в мире является «Маша и Медведь». <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;"> </span><span style="font-size: 14pt;">Спрос на «российское» на мировом культурном рынке действительно очень высок, подтверждает «Культуромании» именитый дирижер, <b>художественный руководитель и гендиректор Мариинского театра Валерий Гергиев</b>. Однако пока он не очень понимает, что нового в существующие реалии привнесет «культурный экспорт». В конечном итоге, выбирают то, что имеет ценность, а не то, что продвигает государство. Сергей Рахманинов, замечает он, приезжал выступать в главном концертном зале Америки Карнеги Холл вовсе не по инициативе какого-то чиновника. <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">- Мы выступаем и в Японии, и в Китае, и в Южной Корее, и в Канаде, и в Соединенных Штатах Америки. Находим возможность выступать и в странах Южной Америки. Это не экспорт, это культурный обмен, - говорит Гергиев. - Ведь к нам приезжали когда-то Верди, Вагнер, Берлиоз. Не называлось это тогда экспорт – не было такого слова. Но люди, которые интересовались европейской культурой, видимо, решили, что было бы здорово, если бы величайшие итальянские или французские композиторы выступили в Петербурге. Они занимались этим, приглашали, приглашения принимались. <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;"> </span><span style="font-size: 14pt;">Впрочем, вопросы просветительского характера в культурной сфере действительно порой напрямую взаимосвязаны с вопросами финансовыми, допускает Валерий Гергиев. Можно это называть культурным обменом или экспортом культуры – неважно. Важно, что экономика культуры на сегодняшний день представляет собой сферу больших и постоянно растущих возможностей. <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;"> </span><span style="font-size: 14pt;">Ольга Голодец пояснила для «Культуромании», в чем она видит преимущества «культурного экспорта». Создатели творческого продукта нуждаются в специальных преференциях внутри страны, уверена вице-премьер: <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">- Например, в субсидировании, регистрации и продажи их интеллектуальных прав. Для того, чтобы быстрее продвигалась российская продукция на внешний рынок. Мы будем пользоваться современными экономическими методами, чтобы продвигать и способствовать выходу туда нашей конкурентной продукции: специальные налоговые преференции, специальные налоговые поддержки. В первую очередь, по словам Ольги Голодец, речь пойдет о таких областях культуры, как анимация, музыкальное и хореографическое искусство. <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">К слову, российские мультфильмы стали занимать львиную долю кинорынка на экспорт. Например, по данным исследования информагентства Интермедиа, которое приводит Forbes, на анимацию в 2017 году пришлось 35%. При том, что минувший год стал рекордным для отечественной киноиндустрии в принципе. То же исследование показало, что объем продаж на зарубежные рынки достиг 1,2 млрд рублей (самыми активными зрителями российских фильмов и мультипликаций стали китайцы). <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Предложение создать отдельный институт поддержки «экспорта культуры» на базе РЭЦ пока оформлено лишь в виде идеи, отмечают в правительстве. Конкретных решений по этому вопросу на данный момент нет. <br> </span> </p> <p> <b><span style="font-size: 14pt;">Татьяна</span></b><b><span style="font-size: 14pt;"> </span></b><b><span style="font-size: 14pt;">Смородинская</span></b><span style="font-size: 14pt;"> </span><span style="font-size: 14pt;"> </span><span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><span style="font-size: 14pt;"> </span> </p>

Ольга Голодец: «Наша культура крайне конкурентоспособна на мировом рынке»

Ольга Голодец: «Наша культура крайне конкурентоспособна на мировом рынке»

Ольга Голодец: «Наша культура крайне конкурентоспособна на мировом рынке»

Ольга Голодец: «Наша культура крайне конкурентоспособна на мировом рынке»

Интересное по теме

Коллекционирование/Арт-рынок

Миллион за пустоту
1 ноября 2024, 13:29

Кино-театр

Заработать на будущем
25 октября 2024, 13:47

Коллекционирование/Арт-рынок

«Элитное вино» оказалось подделкой
21 октября 2024, 14:27