В начале 2000-х страна переживала экономический бум – тогда началось повальное увлечение экономическими специальностями. Сегодня мы наблюдаем другой тренд – массовый приток молодых людей в сферу «культурного проектирования»
-- Насколько я знаю, "Среда обучения" одной из первых в России занялась дистанционным обучением?
И. Л. Да, наша история начинается еще в 1990 году – тогда журналист Нелли Попова при поддержке филолога Сергея Аверинцева основала Институт истории культур. В 1995 году первый набранный курс закончил пятилетнюю программу. В 2003 году Институт истории культур первым начал специализироваться на дистанционном образовании и выдавать таким образом диплом о высшем образовании. В 2011 году он был переименован в УНИК и, наконец, с 2014 года это уже Высшая школа «Среда обучения». Еще у нас есть партнеры – Институт психоанализа и МЭИ. Благодаря им мы имеем возможность реализовывать программы высшего образования и, соответственно, на факультетах психологии и дизайна выдавать дипломы о высшем образовании.
-- Но основная активность связана именно с дополнительным образованием?
И. Л. Да, у нас самих есть лицензия на ДПО – дополнительное профессиональное образование. Это двухлетняя программа с дипломом о профессиональной переподготовке. Честно говоря, нам самим интереснее работать не с недавними выпускниками школ, а с людьми, которые уже имеют какой-то жизненный опыт — помогать им переориентироваться в профессиональном смысле. Это более важно с точки зрения нашей образовательной миссии.
-- Вы представляете Факультет культуры и искусства. А вообще сколько факультетов?
И. Л. Шесть. Из них самый молодой – именно наш. Но интересно, что "Среда обучения" создавалась тридцать лет назад фактически как его прообраз, с уклоном в культурологию. Мы решили вернуться к корням, возродить ту культурологическую составляющую, с которой все и начиналось в 1990 году. Всего же в "Среде обучения" обучается более тысячи студентов.
-- Слово «культурология» звучит очень научно…
И. Л. И мы как раз хотим освежить этот термин. Сейчас в него закладывается уже несколько иной смысл, чем 30 лет назад. Во многом поэтому мы назвались Факультетом культуры и искусства. Главное отличие от классической культурологии в том, что мы делаем акцент на культуре повседневности, значимость и актуальность которой обусловлена возросшим интересом к многообразию обыденной культуры.
При этом, конечно же, мы даем студентам возможность пройти все базовые уровни в изучении истории и теории культуры. В некоторых ВУЗах сегодня продолжают изучать теорию искусства так, что их выпускники часто не понимают, как применить эти знания. Поэтому на факультете мы добиваемся синтеза теории и практики. В том числе приглашая в качестве преподавателей людей, которые уже что-то реализовали в социокультурном поле и знают, как воплощать проекты в жизнь: издателей, журналистов, продюсеров. Студенты получают знания от практикующих профессионалов.
-- Культура повседневности это урбанистика? То, как организована городская среда?
И. Л. Это понятие несколько шире. Мы хотим донести до наших студентов, что они могут проектировать и создавать среду, в которой мы все живем. Придавать ей различные смыслы. Формировать ее. И тем самым существенно влиять на качество жизни. Урбанистика – только одна из частей культуры повседневности. А есть еще еда, мода, музыка. В данном контексте “культура” – это способность хорошо и гармонично жить.
-- Как же можно обучить умению конструировать реальность через культуру?
И. Л. Образование на Факультете разделено на две главные составляющие. Во-первых, теория и история культуры – нельзя заниматься культурным проектированием, не зная базиса и первоисточников. Во-вторых,проектное мышление. То, чему мы в Москве за последние лет десять более-менее научились. И к чему регионы, на которые мы ориентируемся в разработке программ дистанционного образования, постепенно приходят. Хочется дать возможность всем желающим заниматься культурным строительством на профессиональном уровне. Чтобы студенты были не просто теоретиками, а полноправными участниками культурных процессов. После общей теоретическая и практической базы, мы предлагаем углубиться в одно из трех направлений. Менеджмент культуры, медиаменеджмент – потребность в котором сейчас чувствуется даже острее, чем в программах журналистики в традиционном понимании — и культурная антропология, в которую входят и урбанистика, и социальная антропология, и культурология в более классическом понимании.
-- Люди, которые хотят заниматься «культурным строительством»… Кто они?
Ю. М-Ш. Студенты к нам приходят совершенно разного толка и уровня. Есть те, кто просто хочет погрузиться в культуру и знать о ней больше. Они воспринимают наш Факультет как возможность изучить новый интеллектуальный язык и готовы платить за это 60 тысяч за семестр. Вторая категория наших студентов – профессионалы в своей сфере. Они идут за знаниями, которые можно применить в своей работе. Это менеджеры, продюсеры в сфере культуры и искусства, организаторы фестивалей. Им не хватает базы и навыков проектного мышления, чтобы более эффективно заниматься культурным проектированием.
И. Л. Основной возраст наших студентов -- 25-35 лет. Распределение студентов следующее: 30% приходится на Москву и Петербург, а 70% — на регионы и другие страны. На том же Факультете современного искусства много русскоязычных студентов из США, Германии, Израиля.
-- Какие специальности можно получить на Факультете культуры и искусства?
И. Л. Менеджер в сфере социокультурных проектов, менеджер в сфере медиа и культурный антрополог. Они есть в официальных профстандартах. Поэтому наши выпускники смогут или устроиться на работу или при желании продвинуть свою собственную инициативу. Мы обучаем их фандрайзингу, работе с инвесторами, чтобы они надеялись не только на госструктуры.
-- Почему открылся факультет?
И. Л. Наш факультет новый, мы запустились этой осенью. Сейчас уже набрали 17 студентов, набор будет еще длиться до февраля. Поработав со студентами Факультета современного искусства несколько лет, мы поняли, что существует запрос на, скажем так, более широкое образование в сфере культуры. Некоторым интересны не чисто прикладные специальности, например дизайнера или художника, а работа в искусстве в целом. При этом не все хотят развиваться в современном искусстве. Тогда мы поняли, что нам есть что предложить на факультете культуры. Мы внимательно следим за течениями и потребностями в социокультурной сфере, обновляем наши представления о профессиональных навыках, которые может дать факультет.
Ю. М-Ш. Могу сказать, что в обществе есть заинтересованность в отношении тех социокультурных процессов, которые в стране происходят. Мне не нравится слово «тренд», но кажется, что он тут уже нарисовался.
-- Расскажите, пожалуйста, подробнее, как проходят занятия.
И. Л. Все занятия проходят в дистанционном формате. Более того, все аттестационные и дипломные работы тоже защищаются таким образом. Мы способствуем тому, чтобы наши преподаватели и мастера встречались со студентами очно, если они вдруг где-то географически пересекаются — по обоюдному желанию, конечно. Занятия проходят в специальной программе: все участники находятся в одной вебинарной комнате, где на экране видят остальных и могут участвовать в обсуждениях. Имеют возможность разговаривать, комментировать. Есть возможность демонстрации экрана – чтобы посмотреть видео, презентации и так далее. Подключаться можно даже по телефону.
Мы любим делать лекции по современному искусству, выходя на связь из музеев или галерей. Был случай, когда студентка провела для своего курса экскурсию по выставке в Лондоне. Число студентов зависит от групп. Если речь о потоковом занятии, то тут обычно присутствует около тридцати человек. Есть четкое расписание, практически все занятия проходят около семи вечера по Москве, что оптимально для большинства студентов и преподавателей. Важно, что на следующий день на сайт выкладывается запись — так мы даем возможность просмотреть вебинар еще раз. Это удобно для тех, кто пропустил занятие или что-то не понял. Нагрузка для каждой группы – 3-4 занятия в неделю. Каждый день заниматься сложно, потому что у наших студентов своя профессиональная и личная жизнь. Не все готовы тратить каждый будний вечер на учебу. В среднем за семестр студенты проходят порядка десяти курсов.
-- Чем вы привлекаете студентов? Ведь конкуренция на рынке образования весьма жесткая.
И. Л. Мы рассказываем об историях успеха выпускников "Среды обучения". Например, в прошлом году мы запустили Факультет современного искусства и уже сейчас на примере кого-то из 120 его студентов, их конкретных достижений, можно говорить о том, как обучение помогает развитию карьеры.Я думаю, что главная мотивация наших абитуриентов – получить навыки, которые им реально нужны. Знаете, мы в начале обучения просим своих студентов писать так называемые мотивационные письма, чтобы понять, что привело их на факультет. Так вот, многие выражают свою боль по поводу того, что в Москве культурная среда уже обустроена, а в регионах пока ещё чувствуется смысловой голод.
-- У вас на факультете есть такая должность как тьютор. Чем они занимаются?
И. Л. У нас открытое образование. Нет входного экзамена, мы не решаем, будет ли студент медиаменеджером или художником. Они сами делают выбор. Это в свою очередь рождает необходимость в должности тьютора. Этот человек помогает создать индивидуальную траекторию обучения, чтобы максимально раскрыть потенциал студентов.
Ю. М-Ш. Мы, например, учитываем бэкграунд каждого студента, чтобы они не изучали заново то, что уже когда-то было в другом учебном заведении, составляем индивидуальную программу. При этом студенты нашего Факультета имеют возможность слушать записи вебинаров всех трех направлений и, таким образом, могут в какой-то момент поменять свою специальность. Задача тьютора – максимально персонализировать образовательный процесс.
И. Л. Мы очень гибкие в этом смысле -- у нас есть базис для получения диплома, но наши учебные планы не закрыты, мы настроены оперативно добавлять в них важные на этот момент предметы и встречи с лидерами мнений.
-- Наверное, последний вопрос. Вы помогаете с трудоустройством своих студентов?
И. Л. Формально мы не занимаемся трудоустройством. Мы даем инструментарий, навыки – чтобы вы могли после, да и уже во время обучения, получить желаемую позицию. Создаем среду для завязывания контактов – с преподавателями и другими студентами, что выливается в разного рода коллаборации.
Ю. М-Ш. Успешному трудоустройству способствует еще то, что в течение первого года обучения студентам необходимо подготовить коллективный проект. А по итогам второго года обучения – каждый делает индивидуальный проект. Это уже готовое портфолио, с которым можно идти к потенциальному работодателю.
Ирина Бас