Интервью: нужен ли пиар настоящему искусству?

Коллекционирование/Арт-рынок

Интервью: нужен ли пиар настоящему искусству?
3 Июля 2017, 14:12
Мы попробовали разобраться во взаимоотношениях современного художественного творчества и технологий его продвижения и популяризации с помощью экспертов. На наши вопросы ответили Екатерина Кочеткова, кандидат искусствоведения, специалист по управлению проектами в сфере культуры, преподаватель МГУ имени М.В. Ломоносова; Вероника Кандаурова, руководитель отдела по связям с общественностью и СМИ Московского музея современного искусства; Татьяна Немировская, pr-специалист в сфере культуры.

Сегодня невозможно представить себе существование институции или появление выставки современного искусства без продуманной пиар-компании. Более того, ходят слухи, что объект актуального искусства без пиара – это как бы и не объект даже, а нечто малопонятное и неоправданное. Мы попробовали разобраться во взаимоотношениях современного художественного творчества и технологий его продвижения и популяризации с помощью экспертов. На наши вопросы ответили Екатерина Кочеткова, кандидат искусствоведения, специалист по управлению проектами в сфере культуры, преподаватель МГУ имени М.В. Ломоносова; Вероника Кандаурова, руководитель отдела по связям с общественностью и СМИ Московского музея современного искусства; Татьяна Немировская, pr-специалист в сфере культуры.

Почему возникает необходимость заниматься пиаром именно в области искусства? Может быть, художественное творчество достаточно изучить в рамках школьной программы, и затем пусть зритель сам решает идти или нет в музей?

ЕК: Пиар в сфере культуры необходим. Раньше у людей не было такого большого выбора в плане досуга, поэтому шли в те немногие музеи и театры, которые были открыты и доступны. Сегодня выбор и конкуренция огромны, поэтому, чтобы человека заинтересовать, необходимы дополнительные усилия институции. Скажем, одновременно с нашумевшей выставкой Серова в Третьяковской галерее, куда стояла пресловутая очередь, в Театральном музее имени Бахрушина проходила прекрасная выставка художников той же эпохи – Серебряного века, и работы Серова на ней тоже были представлены. Но эта выставка почти не рекламировалась, и зрителей было крайне мало. И только в последнюю неделю, когда пиарщики музея придумали, как использовать для продвижения популярность большой выставки Серова, в музей имени Бахрушина пришло действительно много зрителей.

ТН.: Искусство и современная культура важны для любого человека. Их необязательно любить, но важно знать. Художники, как никто другой, тонко чувствуют окружающую действительность и передают ее. Важно находиться в этом процессе, понимать его и осознавать, это много дает развитию самого зрителя. Мне нравится привлекать туда людей... Пиар в музейной сфере – это проводник, образовательный канал, который включается еще до того момента, как человек попадает в музей. Работа пиарщика и журналиста — это работа медиаторов, объясняющих, привлекающих внимание. То есть мы можем больше людей подтолкнуть к развитию, влияя на то, что большее количество людей придут в музей. Реклама в данном случае – это возможность донести информацию до той аудитории, которой это интересно, в этом смысле пиар и реклама в культуре очень нужны. Они помогают культурному продукту найти свою аудиторию, встретиться.

ВК.: Пиар в области искусства – это не реклама музея, а возможность популяризации культуры в обществе. Иными словами, пиар здесь несет образовательную функцию. Жизнь людей в больших городах протекает очень стремительно, и мы задаем человеку дополнительный импульс для того, чтобы он выбрал музей в качестве места проведения досуга. Просто открыть сегодня выставку – это мало, если речь не идет о ретроспективной выставке художника первой величины. Сегодня нужны дополнительные способы заинтересовать зрителя, например, квесты, издания, экскурсии.

Нужно ли пиарить именно современное искусство?

ЕК.: Да, конечно. Современное искусство в нашей стране до сих пор не может преодолеть порог недоверия зрителей, поэтому о нём нужно рассказывать, объяснять, комментировать его. Если имена старых мастеров – например, Леонардо да Винчи – собирают огромную аудиторию и без всякой рекламы, то в случае современного искусства зрителя нередко нужно убеждать.

Существуют ли секретные технологии, которые позволят среднего художника, работающего в области современного, концептуального искусства, раскрутить и сделать продаваемым?

ЕК.: Как и, скажем, в эстрадной музыке, такие способы существуют. Для этого, в первую очередь, необходимы финансовые вложения, то есть инвестор: нужно провести пару персональных выставок в правильных местах, издать хорошие каталоги, «засветить» художника на крупных международных событиях. Кроме того, важен вопрос правильной «упаковки» – хорошо написанные, профессиональные, умные, интересные тексты здесь, безусловно, помогут. Возможно, узкому кругу специалистов будет ясно, что речь идет о незначительном явлении, но это сработает, так как широкая публика довольно доверчива.

ВК.: Если ты пиарщик в области искусства, то ты работаешь с продуктом, который не имеет технических характеристик, как, скажем, предмет бытовой техники. Поэтому стратегии продвижения и продаж здесь должны быть особыми: помимо финансовых инструментов, помимо контактной базы и обаяния нужно еще использовать, скажем, параллельные образы из более известных зрителям областей: например, апеллировать к «Оттепели», к «Серову». Если через эти раскрученные образы что-то объяснять, то человек заинтересуется и чем-то менее для него известным. Опять же, это во многом связано с тем, что в России большинство людей очень мало знают о современном искусстве и не умеют правильно его оценить.

Есть ли тренды в современном искусстве, мода, и кто их задает? И если художник «модный», то, значит, что он не настолько талантливый, насколько «раскрученный»?

ЕК.: Такие тренды есть, как и в любой сфере творчества. К сожалению, часто зритель видит лишь верхушку айсберга, что-то просто модное, тогда как по-настоящему интересные вещи остаются в тени. Например, живопись Сергея Шнурова – на мой взгляд, это переоцененный продукт. Сергей состоялся как музыкант и общественный деятель, но изобразительным искусством занимался в качестве хобби. Когда его работы стали выставлять на больших профессиональных площадках, это вызывает вопросы. Секрет успеха здесь в том, что зрители идут «на имя», причём имя, заработанное достижениями совершенно в других областях, а отнюдь не в живописи…

ТН.: Есть ряд художников, которые ориентируются на спрос в том числе, скажем, Дэмиан Херст. Например, всегда были придворные художники, это тоже были люди, ориентирующиеся на спрос. "Пиар" помог обрести им известность. Но, конечно, коммерческая ориентация не исключает их талант. И тем более, если художник не продается сегодня хорошо, то это не значит, что он не талантлив. История знает большое количество великих художников, которые умирали в нищете, а сейчас их работы стоят миллионы долларов. 

В обществе бытует мнение, что современное искусство ничего не стоит без той красивой упаковки, которую делают для него пиарщики…

ТН.: Чтобы что-то продать – товар, услугу или искусство, нужны люди, которые этот продукт правильно "упакуют", это закон маркетинга. Но искусство нельзя измерить категориями «продается» оно или нет, и «насколько хорошо продается». Гораздо важнее оценка профессионального сообщества, оно призвано оценивать, говорить о том, что обладает содержательным качеством, что останется в веках, что принадлежит истории. А пиарщик – это проводник между зрителем и художником, музеем, культурной институцией. Это не тот человек, который что-то продает. Да, есть художники, которые строят на самопиаре целые стратегии, среди них есть и дорогие художники, они настроены на эпатаж, например, Дэмиан Херст. Но это отдельная сфера.

ВК.: Смотря что считать современным искусством. Признанные сегодня художники XIX-XX веков когда-то умирали в одиночестве и в бедности... И то современное искусство, которое делается сегодня – оно когда-то будет признано классикой. Просто его надо уметь объяснить зрителю. Искусство ХХ века не преподают в школе, а, значит, и объяснить какие-то объекты очень сложно. Поэтому, например, выставки, созданные на основе зрелищных современных технологий, более посещаемы, они проще. Иными словами, чтобы человек пошел на выставку современного искусства, ему нужно проделать заранее определенную мыслительную работу. И наша задача как пиарщиков -- заинтересовать зрителя, пояснить ему что-то, рассказать. Не говоря о том, что позитивный масс-маркет сам по себе привлечет больше людей, чем актуальный молодой автор, который делает работы на сложные политические и социальные темы. 

ЕК.: Такие случаи есть, но говорить так обо всём огромном мире современного искусства несправедливо. Нередко грамотный пиар даже может сыграть с художником злую шутку, поскольку объектом пиара проще всего сделать такие работы, которые понятны самой широкой аудитории, которые легко тиражировать. При этом у того же самого художника могут быть работы гораздо более интересные и глубокие, но они не получат достаточного внимания. Кроме того, история современного искусства знает немало примеров, когда новые явления отвергались публикой и критиками как «ничего не стоящие», а спустя десятки лет они заняли своё место в ряду великих творений. Так что история всё расставит на свои места.

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Интервью: нужен ли пиар настоящему искусству?

<h2>Сегодня невозможно представить себе существование институции или появление выставки современного искусства без продуманной пиар-компании. Более того, ходят слухи, что объект актуального искусства без пиара – это как бы и не объект даже, а нечто малопонятное и неоправданное. Мы попробовали разобраться во взаимоотношениях современного художественного творчества и технологий его продвижения и популяризации с помощью экспертов. На наши вопросы ответили Екатерина Кочеткова, кандидат искусствоведения, специалист по управлению проектами в сфере культуры, преподаватель МГУ имени М.В. Ломоносова; Вероника Кандаурова, руководитель отдела по связям с общественностью и СМИ Московского музея современного искусства; Татьяна Немировская, pr-специалист в сфере культуры.</h2> <p> <span style="font-size: 14pt;"><b>Почему возникает необходимость заниматься пиаром именно в области искусства? Может быть, художественное творчество достаточно изучить в рамках школьной программы, и затем пусть зритель сам решает идти или нет в музей?</b></span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;"> ЕК: Пиар в сфере культуры необходим. Раньше у людей не было такого большого выбора в плане досуга, поэтому шли в те немногие музеи и театры, которые были открыты и доступны. Сегодня выбор и конкуренция огромны, поэтому, чтобы человека заинтересовать, необходимы дополнительные усилия институции. Скажем, одновременно с нашумевшей выставкой Серова в Третьяковской галерее, куда стояла пресловутая очередь, в Театральном музее имени Бахрушина проходила прекрасная выставка художников той же эпохи – Серебряного века, и работы Серова на ней тоже были представлены. Но эта выставка почти не рекламировалась, и зрителей было крайне мало. И только в последнюю неделю, когда пиарщики музея придумали, как использовать для продвижения популярность большой выставки Серова, в музей имени Бахрушина пришло действительно много зрителей.</span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">ТН.: Искусство и современная культура важны для любого человека. Их необязательно любить, но важно знать. Художники, как никто другой, тонко чувствуют окружающую действительность и передают ее. Важно находиться в этом процессе, понимать его и осознавать, это много дает развитию самого зрителя. Мне нравится привлекать туда людей... Пиар в музейной сфере – это проводник, образовательный канал, который включается еще до того момента, как человек попадает в музей. Работа пиарщика и журналиста — это работа медиаторов, объясняющих, привлекающих внимание. То есть мы можем больше людей подтолкнуть к развитию, влияя на то, что большее количество людей придут в музей. Реклама в данном случае – это возможность донести информацию до той аудитории, которой это интересно, в этом смысле пиар и реклама в культуре очень нужны. Они помогают культурному продукту найти свою аудиторию, встретиться.</span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">ВК.: Пиар в области искусства – это не реклама музея, а возможность популяризации культуры в обществе. Иными словами, пиар здесь несет образовательную функцию. Жизнь людей в больших городах протекает очень стремительно, и мы задаем человеку дополнительный импульс для того, чтобы он выбрал музей в качестве места проведения досуга. Просто открыть сегодня выставку – это мало, если речь не идет о ретроспективной выставке художника первой величины. Сегодня нужны дополнительные способы заинтересовать зрителя, например, квесты, издания, экскурсии.</span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;"><b>Нужно ли пиарить именно современное искусство?</b></span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;"> ЕК.: Да, конечно. Современное искусство в нашей стране до сих пор не может преодолеть порог недоверия зрителей, поэтому о нём нужно рассказывать, объяснять, комментировать его. Если имена старых мастеров – например, Леонардо да Винчи – собирают огромную аудиторию и без всякой рекламы, то в случае современного искусства зрителя нередко нужно убеждать. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>Существуют ли секретные технологии, которые позволят среднего художника, работающего в области современного, концептуального искусства, раскрутить и сделать продаваемым?</b></span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">ЕК.: Как и, скажем, в эстрадной музыке, такие способы существуют. Для этого, в первую очередь, необходимы финансовые вложения, то есть инвестор: нужно провести пару персональных выставок в правильных местах, издать хорошие каталоги, «засветить» художника на крупных международных событиях. Кроме того, важен вопрос правильной «упаковки» – хорошо написанные, профессиональные, умные, интересные тексты здесь, безусловно, помогут. Возможно, узкому кругу специалистов будет ясно, что речь идет о незначительном явлении, но это сработает, так как широкая публика довольно доверчива.</span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">ВК.: Если ты пиарщик в области искусства, то ты работаешь с продуктом, который не имеет технических характеристик, как, скажем, предмет бытовой техники. Поэтому стратегии продвижения и продаж здесь должны быть особыми: помимо финансовых инструментов, помимо контактной базы и обаяния нужно еще использовать, скажем, параллельные образы из более известных зрителям областей: например, апеллировать к «Оттепели», к «Серову». Если через эти раскрученные образы что-то объяснять, то человек заинтересуется и чем-то менее для него известным. Опять же, это во многом связано с тем, что в России большинство людей очень мало знают о современном искусстве и не умеют правильно его оценить.</span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;"><b>Есть ли тренды в современном искусстве, мода, и кто их задает? И если художник «модный», то, значит, что он не настолько талантливый, насколько «раскрученный»?</b></span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;"> ЕК.: Такие тренды есть, как и в любой сфере творчества. К сожалению, часто зритель видит лишь верхушку айсберга, что-то просто модное, тогда как по-настоящему интересные вещи остаются в тени. Например, живопись Сергея Шнурова – на мой взгляд, это переоцененный продукт. Сергей состоялся как музыкант и общественный деятель, но изобразительным искусством занимался в качестве хобби. Когда его работы стали выставлять на больших профессиональных площадках, это вызывает вопросы. Секрет успеха здесь в том, что зрители идут «на имя», причём имя, заработанное достижениями совершенно в других областях, а отнюдь не в живописи…</span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">ТН.: Есть ряд художников, которые ориентируются на спрос в том числе, скажем, Дэмиан Херст. Например, всегда были придворные художники, это тоже были люди, ориентирующиеся на спрос. "Пиар" помог обрести им известность. Но, конечно, коммерческая ориентация не исключает их талант. И тем более, если художник не продается сегодня хорошо, то это не значит, что он не талантлив. История знает большое количество великих художников, которые умирали в нищете, а сейчас их работы стоят миллионы долларов. </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;"><b>В обществе бытует мнение, что современное искусство ничего не стоит без той красивой упаковки, которую делают для него пиарщики…</b></span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">ТН.: Чтобы что-то продать – товар, услугу или искусство, нужны люди, которые этот продукт правильно "упакуют", это закон маркетинга. Но искусство нельзя измерить категориями «продается» оно или нет, и «насколько хорошо продается». Гораздо важнее оценка профессионального сообщества, оно призвано оценивать, говорить о том, что обладает содержательным качеством, что останется в веках, что принадлежит истории. А пиарщик – это проводник между зрителем и художником, музеем, культурной институцией. Это не тот человек, который что-то продает. Да, есть художники, которые строят на самопиаре целые стратегии, среди них есть и дорогие художники, они настроены на эпатаж, например, Дэмиан Херст. Но это отдельная сфера.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> ВК.: Смотря что считать современным искусством. Признанные сегодня художники XIX-XX веков когда-то умирали в одиночестве и в бедности... И то современное искусство, которое делается сегодня – оно когда-то будет признано классикой. Просто его надо уметь объяснить зрителю. Искусство ХХ века не преподают в школе, а, значит, и объяснить какие-то объекты очень сложно. Поэтому, например, выставки, созданные на основе зрелищных современных технологий, более посещаемы, они проще. Иными словами, чтобы человек пошел на выставку современного искусства, ему нужно проделать заранее определенную мыслительную работу. И наша задача как пиарщиков -- заинтересовать зрителя, пояснить ему что-то, рассказать. Не говоря о том, что позитивный масс-маркет сам по себе привлечет больше людей, чем актуальный молодой автор, который делает работы на сложные политические и социальные темы. </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">ЕК.: Такие случаи есть, но говорить так обо всём огромном мире современного искусства несправедливо. Нередко грамотный пиар даже может сыграть с художником злую шутку, поскольку объектом пиара проще всего сделать такие работы, которые понятны самой широкой аудитории, которые легко тиражировать. При этом у того же самого художника могут быть работы гораздо более интересные и глубокие, но они не получат достаточного внимания. Кроме того, история современного искусства знает немало примеров, когда новые явления отвергались публикой и критиками как «ничего не стоящие», а спустя десятки лет они заняли своё место в ряду великих творений. Так что история всё расставит на свои места.</span> </p>

Интервью: нужен ли пиар настоящему искусству?

Интервью: нужен ли пиар настоящему искусству?

Интервью: нужен ли пиар настоящему искусству?

Интервью: нужен ли пиар настоящему искусству?