Храм в Мелётово: никому не нужный шедевр древнерусской архитектуры

История

Храм в Мелётово: никому не нужный шедевр древнерусской архитектуры
12 Июля 2017, 13:02
В Реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря прошел «круглый стол», посвященный спасению уникального храма XV века в деревне Мелётово Псковской области.

В Реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря прошел «круглый стол», посвященный спасению уникального храма XV века в деревне Мелётово Псковской области.

Время не щадит этот памятник, оказавшийся не только вне сферы заботы чиновников и Русской православной церкви, но и вне активной мирской жизни. В деревне Мелётово когда-то проживало 9 тысяч жителей, сегодня -- лишь два человека. Наблюдая за погибающим памятником древнерусского зодчества, специалисты забили тревогу, начали привлекать внимание общественности к этой проблеме, в том числе и через выставочный проект «Мелётово. Время решений». Эту выставку в центре им.И.Э. Грабаря посетило более 500 человек, что для самого центра стало рекордом. 

В чем же магия псковского памятника? Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Мелётово построена в 1461-1462 годах, покрыта внутренними росписями в 1465 году. Лев Лифшиц, заведующий сектором древнерусского искусства Института искусствознания, сообщил на круглом столе: «Этот памятник относится к числу тех, что обычно называют уникальными. Он единственно сохранившийся храм с подлинным комплектом росписи, которые были созданы вскоре после завершения его строительства. Начало XV века – это время классического, выдающегося для Пскова искусства. И эта церковь – эталонный памятник архитектуры и живописи Пскова эпохи высочайшего подъема искусства XV века». 

Храм уникален по своему иконографическому составу – «он тонкий, продуманный, насыщен редчайшими и подчас не имеющими аналогов сюжетами». Памятник  дает яркое и эталонное представление о мастерстве и характере приемов псковских мастеров, которые отличаются от живописи соседних областей – Новгорода, Твери, Москвы. 

В то же время, заметил Лифшиц, памятник является и символом состояния нашего общества сегодня -- оно достигло полного отсутствия болевого порога. 

«Мы не ощущаем опасности тех утрат, которые происходят постоянно. Возможная утрата памятника сегодня почему-то является болью небольшой горстки людей, о ней не звонят во все колокола», - подытожил он. Мелётовский памятник находится сейчас в остро аварийном состоянии: можно наблюдать осыпание красочного слоя росписей, разрушение штукатурного основания и даже разрушение конструкций самого храма, о чем говорят серьезные трещины его стен. По мнению экспертов, это требует немедленных мер по спасению храма, хотя в первую очередь необходимо изыскать средства хотя бы на консервацию и предотвращение дальнейшего развития аварийного состояния. 

В рамках Федеральной целевой программы «Культура России» в этом году на проектные работы и работы по восстановлению настенной живописи храма выделено 8 млн рублей. Однако до сих пор не предоставлена документация для проведения конкурса на проектные работы. Это, конечно же, заставляет специалистов переживать за храм, потому что медлить с его восстановлением нельзя. 

Реставрация памятника, на которую надеются эксперты – это лишь одна из задач. Другая задача – это возрождение той среды, которая давала бы надежду, что памятник будет находиться под постоянным надзором. 

«Мы помним, что Мелётово было большим селом. Сегодня там безлюдье на многие километры», - говорит Лифшиц. Дмитрий Сергеев, гендиректор реставрационного центра им. И.Э. Грабаря, с ним солидарен: «К сожалению, памятник попал в такую среду обитания, из которой практически ушла жизнь». Поэтому важный вопрос: что делать после восстановления памятника? Сергеев видит два пути решения. Во-первых, можно включить памятник в список объектов туристического посещения. Во-вторых, подключить храм к жизни православной общины. А по мнению Андрея Баталов, заместителя гендиректора по научной работе Музеев Московского Кремля, было бы прекрасно, если бы у храма появился свой подвижник, который бы жил в Мелётово и «вокруг которого постепенно накапливалось бы человеческое присутствие».  Пока же «Русь тихо умирает от безлюдья», - с грустью констатировал он. Примечательно, что ситуация с повсеместным разрушением отдаленных храмов заставляет неравнодушных людей проводить, по выражению Баталова, «стихийную народную реставрацию». 

Чтобы не допустить полной утраты мелётовского памятника, нужно начать срочное финансирование проектных работ, заключили эксперты. Надо ясно оценить масштабы бедствия, привлечь профессионалов на реставрационные работы, создать контролирующие группы на территории Пскова, потому что из Москвы такой контроль за реставрацией не будет оперативным. 

Участники «круглого стола» предложили следующие меры для того, чтобы сохранить шедевр древнерусского зодчества:    

1. Пригласить в Мелётово членов научно-методического совета Министерства культуры РФ из секции «Памятники архитектуры». Определить объем необходимых работ и сумму средств, требуемую для выведения памятника из аварийного состояния. В перечень мер должны обязательно войти работы по устройству дышащей отмостки и налаживанию температурновлажностного режима в храме. И дальше обратиться в Министерство культуры РФ с просьбой выделить необходимую сумму.   

2. Пойти так называемым народным путем. То есть организовать сбор денег на одной из существующих краудфандинговых платформ, что позволит в кратчайшие сроки найти необходимое финансирование и без промедлений начать реставрацию. 

Участники «круглого стола» -- генеральный директор Центра реставрации имени академика Грабаря Дмитрий Сергеев, доктор искусствоведения, заведующий сектором древнерусского искусства Института искусствознания Лев Лифшиц, заместитель генерального директора по научной работе Музеев Московского Кремля, руководитель секции «Памятники архитектуры» Федерального научно-методического совета МК РФ Андрей Баталов, директор Межобластного научно-реставрационного художественного управления Алексей Меньшов, художник-реставратор высшей категории Александр Горматюк Александр,  заведующий научно-реставрационной мастерской «Иконотека А.Н. Овчинникова», куратор выставки «Мелётово. Время решений»; Елена Проханова,  заведующая отделом Псковского музея-заповедника Таисия Круглова, старейший реставратор Центра имени Грабаря, автор копий-реконструкций мелётовских фресок Адольф Овчинников и другие эксперты. 

Автор статьи: Любовь Мартынова

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Храм в Мелётово: никому не нужный шедевр древнерусской архитектуры

<h2> В Реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря прошел «круглый стол», посвященный спасению уникального храма XV века в деревне Мелётово Псковской области. </h2> <p> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Время не щадит этот памятник, оказавшийся не только вне сферы заботы чиновников и Русской православной церкви, но и вне активной мирской жизни. В деревне Мелётово когда-то проживало 9 тысяч жителей, сегодня -- лишь два человека. Наблюдая за погибающим памятником древнерусского зодчества, специалисты забили тревогу, начали привлекать внимание общественности к этой проблеме, в том числе и через выставочный проект «Мелётово. Время решений». Эту выставку в центре им.И.Э. Грабаря посетило более 500 человек, что для самого центра стало рекордом. </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">В чем же магия псковского памятника? Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Мелётово построена в 1461-1462 годах, покрыта внутренними росписями в 1465 году. Лев Лифшиц, заведующий сектором древнерусского искусства Института искусствознания, сообщил на круглом столе: «Этот памятник относится к числу тех, что обычно называют уникальными. Он единственно сохранившийся храм с подлинным комплектом росписи, которые были созданы вскоре после завершения его строительства. Начало XV века – это время классического, выдающегося для Пскова искусства. И эта церковь – эталонный памятник архитектуры и живописи Пскова эпохи высочайшего подъема искусства XV века». </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Храм уникален по своему иконографическому составу – «он тонкий, продуманный, насыщен редчайшими и подчас не имеющими аналогов сюжетами». Памятник  дает яркое и эталонное представление о мастерстве и характере приемов псковских мастеров, которые отличаются от живописи соседних областей – Новгорода, Твери, Москвы. </span> </p> <blockquote> <span style="font-size: 14pt;">В то же время, заметил Лифшиц, памятник является и символом состояния нашего общества сегодня -- оно</span><span style="font-size: 14pt;"> достигло полного отсутствия болевого порога. </span> </blockquote> <p> <span style="font-size: 14pt;">«Мы не ощущаем опасности тех утрат, которые происходят постоянно. Возможная утрата памятника сегодня почему-то является болью небольшой горстки людей, о ней не звонят во все колокола», - подытожил он. Мелётовский памятник находится сейчас в остро аварийном состоянии: можно наблюдать осыпание красочного слоя росписей, разрушение штукатурного основания и даже разрушение конструкций самого храма, о чем говорят серьезные трещины его стен. По мнению экспертов, это требует немедленных мер по спасению храма, хотя в первую очередь необходимо изыскать средства хотя бы на консервацию и предотвращение дальнейшего развития аварийного состояния. </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">В рамках Федеральной целевой программы «Культура России» в этом году на проектные работы и работы по восстановлению настенной живописи храма выделено 8 млн рублей. Однако до сих пор не предоставлена документация для проведения конкурса на проектные работы. Это, конечно же, заставляет специалистов переживать за храм, потому что медлить с его восстановлением нельзя. </span> </p> <blockquote> <span style="font-size: 14pt;">Реставрация памятника, на которую надеются эксперты – это лишь одна из задач. Другая задача – это возрождение той среды, которая давала бы надежду, что памятник будет находиться под постоянным надзором. </span> </blockquote> <p> <span style="font-size: 14pt;">«Мы помним, что Мелётово было большим селом. Сегодня там безлюдье на многие километры», - говорит Лифшиц. Дмитрий Сергеев, гендиректор реставрационного центра им. И.Э. Грабаря, с ним солидарен: «К сожалению, памятник попал в такую среду обитания, из которой практически ушла жизнь». Поэтому важный вопрос: что делать после восстановления памятника? Сергеев видит два пути решения. Во-первых, можно включить памятник в список объектов туристического посещения. Во-вторых, подключить храм к жизни православной общины. А по мнению Андрея Баталов, заместителя гендиректора по научной работе Музеев Московского Кремля, было бы прекрасно, если бы у храма появился свой подвижник, который бы жил в Мелётово и «вокруг которого постепенно накапливалось бы человеческое присутствие».  Пока же «Русь тихо умирает от безлюдья», - с грустью констатировал он. Примечательно, что ситуация с повсеместным разрушением отдаленных храмов заставляет неравнодушных людей проводить, по выражению Баталова, «стихийную народную реставрацию». </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Чтобы не допустить полной утраты мелётовского памятника, нужно начать срочное финансирование проектных работ, заключили эксперты. Надо ясно оценить масштабы бедствия, привлечь профессионалов на реставрационные работы, создать контролирующие группы на территории Пскова, потому что из Москвы такой контроль за реставрацией не будет оперативным. </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Участники «круглого стола» предложили следующие меры для того, чтобы сохранить шедевр древнерусского зодчества:    </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">1. Пригласить в Мелётово членов научно-методического совета Министерства культуры РФ из секции «Памятники архитектуры». Определить объем необходимых работ и сумму средств, требуемую для выведения памятника из аварийного состояния. В перечень мер должны обязательно войти работы по устройству дышащей отмостки и налаживанию температурновлажностного режима в храме. И дальше обратиться в Министерство культуры РФ с просьбой выделить необходимую сумму.   </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">2. Пойти так называемым народным путем. То есть организовать сбор денег на одной из существующих краудфандинговых платформ, что позволит в кратчайшие сроки найти необходимое финансирование и без промедлений начать реставрацию. </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Участники «круглого стола» -- генеральный директор Центра реставрации имени академика Грабаря Дмитрий Сергеев, доктор искусствоведения, заведующий сектором древнерусского искусства Института искусствознания Лев Лифшиц, заместитель генерального директора по научной работе Музеев Московского Кремля, руководитель секции «Памятники архитектуры» Федерального научно-методического совета МК РФ Андрей Баталов, директор Межобластного научно-реставрационного художественного управления Алексей Меньшов, художник-реставратор высшей категории Александр Горматюк Александр,  заведующий научно-реставрационной мастерской «Иконотека А.Н. Овчинникова», куратор выставки «Мелётово. Время решений»; Елена Проханова,  заведующая отделом Псковского музея-заповедника Таисия Круглова, старейший реставратор Центра имени Грабаря, автор копий-реконструкций мелётовских фресок Адольф Овчинников и другие эксперты.</span><span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <br> <span style="font-size: 14pt;">Автор статьи: Любовь Мартынова</span> </p>

Храм в Мелётово: никому не нужный шедевр древнерусской архитектуры

Храм в Мелётово: никому не нужный шедевр древнерусской архитектуры

Храм в Мелётово: никому не нужный шедевр древнерусской архитектуры

Храм в Мелётово: никому не нужный шедевр древнерусской архитектуры

Интересное по теме

Коллекционирование/Арт-рынок

«Элитное вино» оказалось подделкой
21 октября 2024, 14:27

Коллекционирование/Арт-рынок

Агент Бэнкси устроил аукцион
8 ноября 2024, 10:30

Коллекционирование/Арт-рынок

Александр Дашевский: «Куратор — это художник, который преодолел свой внутренний эгоизм»
30 сентября 2024, 14:04