На особом счету: почему творческий бизнес нуждается в налоговых льготах

Креативные индустрии

На особом счету: почему творческий бизнес нуждается в налоговых льготах
8 Апреля 2021, 14:18
РСПП предлагает выработать новую дорожную карту для креативных индустрий 

Год назад страна попала в водоворот локдаунов, которые сильно изменили ландшафт творческих индустрий. РСПП предлагает выработать новую дорожную карту — комплекс мер — которая не позволит заблудиться в новой реальности. 

Особенно сильное потрясение испытала аудиовизуальная индустрия. Концертные площадки закрылись, кинотеатры ввели серьезные ограничения для посетителей, театры опустели. Любители музыки и фильмов ушли в онлайн, что привело к резкому росту стриминга.

Гендиректор Федерации креативных индустрий, исполнительный директор Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Игорь М. Намаконов рассказал «Культуромании» о том, как видит последствия пандемии для аудиовизуальной индустрии. 

— Говоря про аудиовизуальную отрасль, я бы отметил царь-вызов — переход смотрения и слушания полностью в онлайн. Да, это продолжалось недолго — где-то полгода. Но за это время многие музыканты вернулись в студии и начали усиленно работать. Так, Земфира вдруг выпустила альбом после долгого молчания. Сценаристы начали писать сюжеты, основанные полностью на удаленной коммуникации между героями. Музыкальные фестивали и вечеринки стали проходить онлайн. Всего шести месяцев хватило, чтобы сформировать новые привычки потребления и создания аудиовизуального контента. Стало понятно, что многое можно делать эффективнее. И теперь от этого опыта и новых привычек никуда не деться, — делится г-н Намаконов. — Получилось, что коронавирус привел, с одной стороны, к гонке вакцин в борьбе государств за здоровье граждан, а с другой — к вакцинации различных отраслей креативностью. 

Режиссер Илья Максимов говорит «Культуромании», что происходит перераспределение ролей в аудиовизуальной индустрии, интернет-игроки быстро набирают вес и это — закономерная тенденция. 

— При том появилось больше инвесторов и медиа-площадок. Меня, как режиссера, снимающего в новых условиях (психологический триллер "Мать моего сына" выйдет в 2022 — Ред.), все происходящее воодушевляет. Правила игры диктуются экономическим смыслом и будут естественным образом корректироваться в процессе, — говорит он. — Единственное, хотелось бы не забыть об авторах и сделать ставку на качество создающегося в новых условиях контента. 

Авторы контента, по мнению г-на Максимова, в плане выплат находятся в этой новой реальности в весьма жалкой ситуации. 

— Конечно, ситуацию с выплатами авторам надо менять. Скорее всего, это будет происходить индивидуально при составлении контрактов. Если кто-то сможет изменить эту ситуацию в массовом порядке, то он станет героем, — считает режиссер. 

Действительно, вознаграждение авторам составляют 0,2% от всех выплат в цифровой дистрибуции. Например, они не получают за звучащие в фильмах музыкальные композиции роялти, которое платят кинотеатры или телеканалы. 

Г-н Намаконов также полагает, что происходит активное перераспределение долей и ролей на аудиовизуальном рынке, поэтому индустрия должна договариваться о новых правилах. 

— Сейчас время живого диалога. Текущая ситуация заставляет задуматься о том, как должны работать правила в индустрии. Но в одностороннем порядке они не пишутся, а проблемы не решаются. Нужны публичные обсуждения, которые сейчас и происходят, в частности, на площадке Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Представители разных сторон стремятся договариваться, выслушивая позиции друг друга, — говорит он. — Это большое благо для среды. Я призываю всех представителей креативных индустрий пользоваться этим форматом. 

Комитет РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям не только предоставляет площадку для обсуждения, но и по результатам дискуссии разрабатывает комплекс мер, которые должны простимулировать креативный рынок. При этом главной задачей ставится соблюдение баланса интересов всех участников индустрии. 

РСПП призывает соблюсти баланс интересов 

На очередном обсуждении в Комитете присутствовали представители различных отраслей аудиовизуальной индустрии. Например, председатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) Сергей Сельянов. По его мнению, начинать надо с оценки аудитории фильмов в интернете, эту статистику онлайн-платформы должны раскрыть. 

— От оценки аудитории зависит и поддержка конкретных проектов, и отрасли в целом. Особенно, когда речь пойдет о целиком и полностью поддерживающих льготах, которые хотелось бы нашим «цифровым» коллегам предоставить. Это касается и НДС, и налога на прибыль, и страховых взносов. Открытость статистики помимо всего прочего — стимул к рыночной и творческой конкуренции, бояться которой нельзя как естественного пути развития, — говорит он. 

К сожалению, сегодня онлайн-платформы вынуждены платить НДС -- в отличие от кинотеатров, и не имеют льгот по налогу на прибыль и страховым взносам, как ИТ-компании. Комитет РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям предлагает ввести особый налоговый режим для творческого бизнеса, освободив его от ряда налогов. 

Налоговая система, ориентированная на традиционную экономику, не подходит креативному предпринимательству полагает председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский

— Существующая система налогов и сборов, созданная для материального производства — в частности, НДС, — противоречит сути творческого процесса, — считает он. 

Комитет полагает, что льготы, которыми пользуются ИТ-компании, должны быть распространены на все креативные индустрии. Так, предложение об отмене НДС на лицензионные договоры уже было подано в Администрацию Президента и обсуждается в Минэкономразвития. 

Не менее важно для аудиовизуальной индустрии продолжить борьбу с пиратством. В 2019 году объемы его сократились практически на четверть — с 87 млн до 63,5 млн долларов, но в 2020 году количество пиратских сайтов вновь выросло. Поэтому РСПП выступило с инициативами об унификации процедур при нарушениях авторского права и введении «белых» списков — реестра лицензированных правообладателями сайтов и сервисов. Они будут рассмотрены с участием Минкульта и Минюста.

Тем временем, председатель совета директоров краудлендинговой платформы Co-Fi Александр Сухотин в рамках конференции Kommersant Invest Day призвал инвестировать в контент, создаваемый различными креативными индустриями.

— Ожидается, что в период до 2024 года среднегодовые темпы роста музыкального рынка составят у нас 6,9%, а его объем достигнет 968 млн долларов США. Видеоблогеры с большой аудиторией подписчиков получают беспрецедентные предложения от рекламодателей и добиваются коммерческого успеха. По оценке PWC, объем рынка интернет-рекламы к 2024 году приблизится к 5,3 мрлд долларов США. Соответственно у создателей контента возникает потребность в поиске инвестиционных средств, а у инвесторов — заинтересованность в перспективных для финансовых вложений проектах, — говорит он. — Минимальное вложение для одного инвестора на нашей платформе Co-Fi составляет 1000 рублей, а ставки — 15–25%.

Елена Сердечнова

Фото: Пресс-служба Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

На особом счету: почему творческий бизнес нуждается в налоговых льготах

<h2> Год назад страна попала в водоворот локдаунов, которые сильно изменили ландшафт творческих индустрий. РСПП предлагает выработать новую дорожную карту — комплекс мер — которая не позволит заблудиться в новой реальности. </h2> <p> Особенно сильное потрясение испытала аудиовизуальная индустрия. Концертные площадки закрылись, кинотеатры ввели серьезные ограничения для посетителей, театры опустели. Любители музыки и фильмов ушли в онлайн, что привело к резкому росту стриминга. </p> <p> <b>Гендиректор Федерации креативных индустрий, исполнительный директор </b><b>Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) </b><b>по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Игорь М. Намаконов</b> рассказал «Культуромании» о том, как видит последствия пандемии для аудиовизуальной индустрии.<b> </b> </p> <p> — Говоря про аудиовизуальную отрасль, я бы отметил царь-вызов — переход смотрения и слушания полностью в онлайн. Да, это продолжалось недолго — где-то полгода. Но за это время многие музыканты вернулись в студии и начали усиленно работать. Так, Земфира вдруг выпустила альбом после долгого молчания. Сценаристы начали писать сюжеты, основанные полностью на удаленной коммуникации между героями. Музыкальные фестивали и вечеринки стали проходить онлайн. Всего шести месяцев хватило, чтобы сформировать новые привычки потребления и создания аудиовизуального контента. Стало понятно, что многое можно делать эффективнее. И теперь от этого опыта и новых привычек никуда не деться, — делится г-н Намаконов. — Получилось, что коронавирус привел, с одной стороны, к гонке вакцин в борьбе государств за здоровье граждан, а с другой — к вакцинации различных отраслей креативностью.  </p> <p> <b>Режиссер Илья Максимов</b> говорит «Культуромании», что происходит перераспределение ролей в аудиовизуальной индустрии, интернет-игроки быстро набирают вес и это — закономерная тенденция.  </p> <p> — При том появилось больше инвесторов и медиа-площадок. Меня, как режиссера, снимающего в новых условиях (психологический триллер "Мать моего сына" выйдет в 2022 — Ред.), все происходящее воодушевляет. Правила игры диктуются экономическим смыслом и будут естественным образом корректироваться в процессе, — говорит он. — Единственное, хотелось бы не забыть об авторах и сделать ставку на качество создающегося в новых условиях контента.  </p> <p> Авторы контента, по мнению г-на Максимова, в плане выплат находятся в этой новой реальности в весьма жалкой ситуации.  </p> <p> — Конечно, ситуацию с выплатами авторам надо менять. Скорее всего, это будет происходить индивидуально при составлении контрактов. Если кто-то сможет изменить эту ситуацию в массовом порядке, то он станет героем, — считает режиссер.  </p> <p> Действительно, вознаграждение авторам составляют 0,2% от всех выплат в цифровой дистрибуции. Например, они не получают за звучащие в фильмах музыкальные композиции роялти, которое платят кинотеатры или телеканалы.  </p> <p> Г-н Намаконов также полагает, что происходит активное перераспределение долей и ролей на аудиовизуальном рынке, поэтому индустрия должна договариваться о новых правилах.<b> </b> </p> <p> — Сейчас время живого диалога. Текущая ситуация заставляет задуматься о том, как должны работать правила в индустрии. Но в одностороннем порядке они не пишутся, а проблемы не решаются. Нужны публичные обсуждения, которые сейчас и происходят, в частности, на площадке Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Представители разных сторон стремятся договариваться, выслушивая позиции друг друга, — говорит он. — Это большое благо для среды. Я призываю всех представителей креативных индустрий пользоваться этим форматом.  </p> <p> Комитет РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям не только предоставляет площадку для обсуждения, но и по результатам дискуссии разрабатывает комплекс мер, которые должны простимулировать креативный рынок. При этом главной задачей ставится соблюдение баланса интересов всех участников индустрии.  </p> <p> <b>РСПП призывает соблюсти баланс интересов</b>  </p> <p> На очередном обсуждении в Комитете присутствовали представители различных отраслей аудиовизуальной индустрии. Например, <b>председатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) Сергей Сельянов</b>. По его мнению, начинать надо с оценки аудитории фильмов в интернете, эту статистику онлайн-платформы должны раскрыть.  </p> <p> — От оценки аудитории зависит и поддержка конкретных проектов, и отрасли в целом. Особенно, когда речь пойдет о целиком и полностью поддерживающих льготах, которые хотелось бы нашим «цифровым» коллегам предоставить. Это касается и НДС, и налога на прибыль, и страховых взносов. Открытость статистики помимо всего прочего — стимул к рыночной и творческой конкуренции, бояться которой нельзя как естественного пути развития, — говорит он.  </p> <p> К сожалению, сегодня онлайн-платформы вынуждены платить НДС -- в отличие от кинотеатров, и не имеют льгот по налогу на прибыль и страховым взносам, как ИТ-компании. Комитет РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям предлагает ввести особый налоговый режим для творческого бизнеса, освободив его от ряда налогов.  </p> <p> Налоговая система, ориентированная на традиционную экономику, не подходит креативному предпринимательству полагает <b>председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский</b>.  </p> <p> — Существующая система налогов и сборов, созданная для материального производства — в частности, НДС, — противоречит сути творческого процесса, — считает он.  </p> <p> Комитет полагает, что льготы, которыми пользуются ИТ-компании, должны быть распространены на все креативные индустрии. Так, предложение об отмене НДС на лицензионные договоры уже было подано в Администрацию Президента и обсуждается в Минэкономразвития.  </p> <p> Не менее важно для аудиовизуальной индустрии продолжить борьбу с пиратством. В 2019 году объемы его сократились практически на четверть — с 87 млн до 63,5 млн долларов, но в 2020 году количество пиратских сайтов вновь выросло. Поэтому РСПП выступило с инициативами об унификации процедур при нарушениях авторского права и введении «белых» списков — реестра лицензированных правообладателями сайтов и сервисов. Они будут рассмотрены с участием Минкульта и Минюста. </p> <p> Тем временем,<b> </b><b>председатель совета директоров краудлендинговой платформы Co-Fi Александр Сухотин</b> в рамках конференции Kommersant Invest Day призвал инвестировать в контент, создаваемый различными креативными индустриями. </p> <p> — Ожидается, что в период до 2024 года среднегодовые темпы роста музыкального рынка составят у нас 6,9%, а его объем достигнет 968 млн долларов США. Видеоблогеры с большой аудиторией подписчиков получают беспрецедентные предложения от рекламодателей и добиваются коммерческого успеха. По оценке PWC, объем рынка интернет-рекламы к 2024 году приблизится к 5,3 мрлд долларов США. Соответственно у создателей контента возникает потребность в поиске инвестиционных средств, а у инвесторов — заинтересованность в перспективных для финансовых вложений проектах, — говорит он. — Минимальное вложение для одного инвестора на нашей платформе Co-Fi составляет 1000 рублей, а ставки — 15–25%. </p> <p> <b>Елена Сердечнова</b> </p> <p> <b><i>Фото: Пресс-служба Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям</i></b> </p>

На особом счету: почему творческий бизнес нуждается в налоговых льготах

На особом счету: почему творческий бизнес нуждается в налоговых льготах

На особом счету: почему творческий бизнес нуждается в налоговых льготах

На особом счету: почему творческий бизнес нуждается в налоговых льготах