Судьба мастерской художника в Большом Трехсвятительском переулке, несколько раз выставлявшейся на торги, наконец определилась. Дом купил известный московский галерист Владимир Овчаренко, чтобы превратить его в выставочное пространство. Дома-музея Исаака Левитана в Москве, увы, не будет.
Историю этого дома, чудом сохранившегося, хотя и пришедшего в плачевное состояние, коротко описал в своей книге известный журналист и бытописатель Москвы Владимир Гиляровский: «…через знакомых оказала поддержку талантливому юноше (художнику И. И. Левитану) богатая старуха Морозова, которая его даже в лицо не видела. Отвела ему уютный, прекрасно меблированный дом, где он и написал свои лучшие вещи…».
«Богатая старуха» Мария Федоровна Морозова была одной из самых ярких представительниц московского купечества, отличалась сильным характером и деловой хваткой, оставила после себя самое больше состояние в России (30 миллионов рублей). По завещанию миллионерши в день ее похорон в Москве раздавали деньги неимущим и кормили их бесплатными обедами. Двадцать шесть тысяч рабочих московских фабрик получили «премию» в размере дневной зарплаты и продуктовый паек. Морозова была не только богатейшей из купчих, но крупнейшей в России благотворительницей, строила церкви и богадельни, финансировала больницы, учреждала именные стипендии, оплачивала конкретным лицам лечение и обучение за границей.
Но мастерскую в Большом Трехсвятительском переулке художник Исаак Левитан получил не от Марии Федоровны, а от ее сына, Сергея Тимофеевича, брата Саввы Тимофеевича Морозова (последнему Москва обязана появлением Московского Художественного театра).
В 1864 году Мария Морозова купила в Белом городе большую усадьбу, в которой и выросли ее сыновья. Один из флигелей в 1889 году она перестроила под мастерскую для своего сына Сергея, увлекавшегося рисованием. В том же году он передал сначала мастерскую, а потом и весь флигель своему другу Левитану, который к тому времени был уже признанным художником, но по-прежнему бездомным.
«По зимам он кочевал по меблирашкам, набитым всяким людом. – пишет в своих воспоминаниях о Левитане Михаил Нестеров. — Последними из таких «шамбр-гарни» были номера «Англия» на Тверской. Там часто мы виделись с ним (…) Помню я зимнюю ночь, большой, как бы приплюснутый номер в три окна на улицу — с неизбежной перегородкой. Тускло горит лампа, два-три мольберта с начатыми картинами, от них ползут тени по стенам, громоздятся к потолку... За перегородкой изредка тихо стонет больной. Час поздний. Заходят проведать больного приятели. Они по очереди дежурят у него. Как-то в такой поздний час зашел проведать Левитана молодой, только что кончивший курс врач, похожий на Антона Рубинштейна. Врач этот был Антон Павлович Чехов...»
В двухэтажном флигеле, который Морозовы передали Левитану в безвозмездное пользование, художник прожил последние одиннадцать лет своей жизни, создал здесь свои самые знаменитые полотна, такие как «Золотая осень» и «Над вечным покоем», производившие на современников огромное впечатление.
«До Левитана было много весьма почтенных и славных пейзажистов. Был Шишкин, был Боголюбов, был Айвазовский. Их ценили, уважали, почитали — все, что хотите, но любить — никого не любили так пылко и родственно, как Левитана, – свидетельствует Корней Чуковский. — Именно потому, что, как я говорю, никто из них не умел сделать окружающую природу только средством для выражения своего внутреннего мира. Никто, кроме Левитана».
До 1900 года, до смерти Левитана в возрасте тридцати девяти лет (у него было больное сердце) это был его единственный дом, в котором он принимал своих друзей и почитателей. В разные годы его гостями были художники Аполлинарий Васнецов, Константин Коровин, Михаил Нестеров, Василий Поленов, Валентин Серов. Часто приезжал Чехов. В конце 1892 года в мастерской побывали генерал-губернатор Москвы, великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Федоровна.
По материалам, собранным фондом «Хитровка», в доме-мастерской и после ухода Левитана продолжалась художественная жизнь. В 1918 году здесь по указанию Ленина был открыт «пролетарский музей», просуществовавший шесть лет. В 1924 году его хотели закрыть, но в защиту музея выступили ведущие художники страны, и это его спасло.
В 1960-м, к столетию Исаака Левитана, Исполком Моссовета принял решение об открытии в этом доме художественной студии, как филиала Третьяковской галереи, но по каким-то причинам оно так и не было выполнено. В итоге здание было отдано под мастерские Суриковского — здесь защищали дипломы выпускники, работали аспиранты Академии художеств. Комнаты были перегорожены, огромное окно мастерской частично зашито.
Весной 2020 года внезапно стало известно, что дом-мастерскую Левитана выставили на продажу: на сайте АО «Дом.РФ» были обозначены день торгов (3 апреля) и цена лота – 55 миллионов рублей. Из-за весеннего карантина сроки торгов несколько раз менялись, и до осени мастерская так и не была продана.
В какой-то момент появилась надежда, что музей Левитана в Москве все-таки будет создан: учредители фонда «Хитровка» Николай Аввакумов и Алексей Баташев обратились в аппарат правительства РФ с предложением передать мастерскую Третьяковской галерее и получили обнадеживающий ответ. Закончилось это очередным объявлением о продаже дома.
Две недели назад он наконец обрел нового собственника: галерея современного искусства OVCHARENKO сообщила, что приняла участие в торгах и победила пятерых конкурентов, предложив самую высокую цену – 61 миллион двести тысяч рублей.
Согласно условиям конкурса, победитель обязуется провести работы по реставрации и сохранению здания, а также выполнить требования по его содержанию и использованию, предусмотренные законодательством в сфере охраны объектов культурного наследия.
Реставрационные работы, по оценке Владимира Овчаренко, обойдутся минимум в семьдесят миллионов, но это приблизительная оценка, не подтвержденная специалистами.
«Реставрацией мы в жизни не занимались, это не наш бизнес, поэтому мы можем только прикинуть на глазок», — говорит г-н Овчаренко. В мастерской Левитана новый владелец планирует проводить выставки и продажи произведений современного искусства. «Для этого мы его и приобрели к своему 30-летию. Здесь будет выставочное пространство». Художники, с которыми работает галерея OVCHARENKO, уже побывали в морозовском флигеле. Первая выставка может состояться уже весной – когда дом приведут в порядок, вывезут из него мусор и откроют окна.
Татьяна Филиппова