Москва многоликая – фильм Сергея Мокрицкого «Черновик»

Кино-театр

Москва многоликая – фильм Сергея Мокрицкого «Черновик»
18 Мая 2018, 10:17
В прокат выходит один из самых ожидаемых фильмов этой весны – картина Сергея Мокрицкого «Черновик», снятая по одноименному роману Сергея Лукьяненко

В прокат выходит один из самых ожидаемых фильмов этой весны – картина Сергея Мокрицкого «Черновик», снятая по одноименному роману Сергея Лукьяненко.


Удивительное дело: первый кинопроект, связанный с именем Сергея Лукьяненко, появился четырнадцать лет назад. И это был не просто успех – это был фурор, сопоставимый с самыми резонансными отечественными релизами последних лет двадцати. Тогда, в 2004-м году, кое-кому даже казалось, что в истории российской киноиндустрии произошел переворот – и нам открылись новые и неизведанные доселе горизонты.

Через год с небольшим, в самом начале 2006-го, когда в прокат вышло продолжение, это чувство чуть не превратилось в уверенность. Фильм как будто свидетельствовал о том, что наше кино медленно, но верно переходит на совершенно другой уровень, и этот процесс затрагивал и преображал всё: начиная от масштаба картины и заканчивая приемами монтажа.

Речь, как вы понимаете, идет о «Дозорах» Тимура Бекмамбетова: о «Ночном» и «Дневном». Да, относиться к ним можно по-разному, но для киноиндустрии в целом это действительно был некий Рубикон: стало понятно, что мы можем снимать блокбастеры, что мы начали осваивать новую для себя территорию – территорию кинофантастики, территорию фэнтези. Более того: Бекмамбетов опытным путем доказал, что, работая в этом жанре, вовсе не обязательно безоговорочно следовать западным лекалам. Он сделал фильм на оригинальном литературном материале, фильм, неотделимый от нашей действительности, да и, грубо говоря, адаптировал пресловутую «голливудскую формулу» к местным условиям.

А дальше – вдруг тишина. Попытки снять добротное фантастическое кино, конечно, были, но удачи в таких случаях – лишь исключения из правил. Что же касается книг Сергея Лукьяненко, то они не исчезали из поля зрения продюсеров, но хвастаться тут тоже особо нечем. Например, сразу после «Дневного дозора» вышел довольно слабый фильм Олега Компасова «Азирис Нуна», прошедший почти незамеченным. Были выкуплены права на экранизацию романа «Лабиринт отражений» (считалось, что режиссером может стать Михаил Хлебородов), но съемки так и не начались. Та же участь постигла «Рыцарей сорока островов» и «Кредо». Плюс ходили слухи о планах по поводу «Сумеречного дозора», но дальше слухов дело не пошло.

А ведь казалось бы, после того шума, который устроили «Дозоры», ситуация должна быть совершенно иной. Тем не менее, для такого «застоя» есть масса объективных причин. Во-первых, фэнтези и фантастика – жанр затратный. За 30 миллионов рублей такую картину не снимешь. Во-вторых, даже при солидном (по наши меркам) финансировании, тягаться с голливудскими «аналогами» все равно невозможно: там бюджеты подобных проектов начинаются от $ 150 миллионов (для сравнения: бюджет «Притяжения» Федора Бондарчука чуть больше $ 6 миллионов). В-третьих, жанр этот и в самом деле не наш: в советские времена с кинофантастикой у нас было не густо, а со зрелищным кино и вовсе плачевно, так что отечественной киноиндустрии банально не хватает опыта, и двумя-тремя удачными фильмами это вряд ли исправить.

Но причины причинами, а интерес аудитории к фантастике огромен, да и лавры «Дозоров» продюсерам не дают спасть спокойно, поэтому время от времени крупные проекты всё-таки появляются. И один из таких проектов – «Черновик» Сергея Мокрицкого, в основе которого снова роман Сергея Лукьяненко.

Сразу скажу, что объяснить в двух словах, о чем же кино – задачка заковыристая. Романы Лукьяненко – это целые миры, он строит Вселенные со множеством ответвлений, с подробными правилами игры, и парой фраз тут не отделаешься. «Черновик» – не исключение. Его главный персонаж – Кирилл Максимов – в один не самый прекрасный день вдруг узнает, что он избранный, что таких как он – один на двадцать тысяч. И что он, по сути, и не человек вовсе – функционал. А смысл жизни каждого функционала – исполнение своей функции. Функция Кирилла – быть таможенником, то есть обслуживать «перевалочные пункты» между мирами. Миров же, как выясняется – великое множество.

И все эти миры – подобие нашего. Вот только история там шла совершенно другим путем. Например, в одном из них никогда не было революций, поэтому там и сейчас империя. А в другом – агрессивный коммунистический режим, превративший людей в бессловесную скотину. Стоит ли говорить, что во всех мирах Москва выглядит совершенно по-разному? У нее тысячи лиц, есть и Москва «пляжная», между прочим.

Но и от нашей реальности «Черновик» не открещивается, верный заветам «Дозоров». Правда, знаковых примет дня сегодняшнего в фильме минимум: например, герой просыпается в автозаке, потом выясняется, что без документов его для нашей административной системы просто не существует – но на этом, в общем, и всё. Авторы явно не хотели зацикливаться на нашей действительности, им было интереснее копать в глубину. Так, одна из тем фильма – отношения человека и государства, отношения власть имущего и подчиненного. И в каждом из миров эта тема варьируется, обрастает специфическими деталями, меняет оттенки. Кстати, как по мне – это самый интригующий элемент «Черновика».

Тем не менее, повторюсь, вселенная, созданная Лукьяненко, очень хорошо разработана, и «правил игры» в ней много. И это не самым лучшим образом сказывается на фильме – ведь все правила нужно объяснить зрителю, пусть даже и в упрощенном виде. К сожалению, на это уходит как минимум треть хронометража: вместо того, чтобы двигать действие вперед, авторы вынужденно топят картину в диалогах, рассказывая, кто такие функционалы, кто такие кураторы, что такое «Аркан» и так далее. И «Черновик», толком не раскачавшись, почти сразу же начинает пробуксовывать.

Собственно, это не единственная проблема проекта. Основная его беда – он очень неровный. Такое впечатление, что авторы просто не смогли рассчитать собственные силы: замахнулись на многое, а «по ходу пьесы» невольно пришлось «отступать». Здесь есть отличные идеи, но визуальное воплощение порой слишком уж бюджетно для проектов такого уровня (например, альтернативная вселенная отличается от нашей только цветом Кремля да пролетающими мимо аэростатами – так не делается, господа. Вспомните хотя бы «Пятый элемент» – как в нем выглядел город будущего, где вообще была продумана каждая мелочь. ) Здесь много трюков, много батальных сцен, но хорошо продуманные и поставленные бои чередуются с проходными, да и графика время от времени дает сбой: зритель с хорошей насмотренностью поморщится – и не раз.

Есть вопросы и к работе режиссера с актерами: например, фантастически богатый актерский диапазон Северии Янушаускайте в данном случае почему-то ограничен двумя-тремя нотами, отчего ее героиня превращается в картонную ведьму из детского утренника. А подборку саундтрека и вовсе объяснить сложно: фильм, рассчитанный, в общем, на молодежную аудиторию, сопровождается песнями… Леонида Агутина, одна из которых аж 2003-его года. То есть, не рок, не рэп, а возрастная фоновая поп-музыка. Спрашивается – зачем? Нет, Агутин, конечно, очень хороший музыкант и редкой одаренности композитор, но Бах, к примеру, вообще гений – так давайте его фуги сделаем основным саундтреком. Глядишь, и целевая аудитория увеличится – посетители консерватории в очередь выстроятся перед кинотеатрами, ага.

В общем, каковы бы ни были амбиции авторов, резонанса, хотя бы отдаленно сопоставимого с успехом «Дозоров», скорее всего, не будет. Хотя сам фильм очень показателен вот в каком плане: по нему можно судить о состоянии нашей кинофантастики в целом. И «диагноз» в данном случае будет выглядеть так: да, кое-чему мы научились, да, у нас появились голливудские амбиции и интерес к масштабным проектам. Но такие проекты – это как забег на сверхдлинные дистанции, это как марафон. А мы пока спринтеры, а не стайеры. Мы в состоянии шикарно сделать парочку сцен: но на марафон, простите, «дыхалки» пока не хватает. Как ни жаль.

Фильм «Черновик» в прокате с 25-го мая.

Вера Аленушкина


Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Москва многоликая – фильм Сергея Мокрицкого «Черновик»

<h2>В прокат выходит один из самых ожидаемых фильмов этой весны – картина Сергея Мокрицкого «Черновик», снятая по одноименному роману Сергея Лукьяненко. </h2> <br> <span style="font-size: 14pt;">Удивительное дело: первый кинопроект, связанный с именем Сергея Лукьяненко, появился четырнадцать лет назад. И это был не просто успех – это был фурор, сопоставимый с самыми резонансными отечественными релизами последних лет двадцати. Тогда, в 2004-м году, кое-кому даже казалось, что в истории российской киноиндустрии произошел переворот – и нам открылись новые и неизведанные доселе горизонты. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Через год с небольшим, в самом начале 2006-го, когда в прокат вышло продолжение, это чувство чуть не превратилось в уверенность. Фильм как будто свидетельствовал о том, что наше кино медленно, но верно переходит на совершенно другой уровень, и этот процесс затрагивал и преображал всё: начиная от масштаба картины и заканчивая приемами монтажа. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Речь, как вы понимаете, идет о «Дозорах» Тимура Бекмамбетова: о «Ночном» и «Дневном». Да, относиться к ним можно по-разному, но для киноиндустрии в целом это действительно был некий Рубикон: стало понятно, что мы можем снимать блокбастеры, что мы начали осваивать новую для себя территорию – территорию кинофантастики, территорию фэнтези. Более того: Бекмамбетов опытным путем доказал, что, работая в этом жанре, вовсе не обязательно безоговорочно следовать западным лекалам. Он сделал фильм на оригинальном литературном материале, фильм, неотделимый от нашей действительности, да и, грубо говоря, адаптировал пресловутую «голливудскую формулу» к местным условиям. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> А дальше – вдруг тишина. Попытки снять добротное фантастическое кино, конечно, были, но удачи в таких случаях – лишь исключения из правил. Что же касается книг Сергея Лукьяненко, то они не исчезали из поля зрения продюсеров, но хвастаться тут тоже особо нечем. Например, сразу после «Дневного дозора» вышел довольно слабый фильм Олега Компасова «Азирис Нуна», прошедший почти незамеченным. Были выкуплены права на экранизацию романа «Лабиринт отражений» (считалось, что режиссером может стать Михаил Хлебородов), но съемки так и не начались. Та же участь постигла «Рыцарей сорока островов» и «Кредо». Плюс ходили слухи о планах по поводу «Сумеречного дозора», но дальше слухов дело не пошло. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> А ведь казалось бы, после того шума, который устроили «Дозоры», ситуация должна быть совершенно иной. Тем не менее, для такого «застоя» есть масса объективных причин. Во-первых, фэнтези и фантастика – жанр затратный. За 30 миллионов рублей такую картину не снимешь. Во-вторых, даже при солидном (по наши меркам) финансировании, тягаться с голливудскими «аналогами» все равно невозможно: там бюджеты подобных проектов начинаются от $ 150 миллионов (для сравнения: бюджет «Притяжения» Федора Бондарчука чуть больше $ 6 миллионов). В-третьих, жанр этот и в самом деле не наш: в советские времена с кинофантастикой у нас было не густо, а со зрелищным кино и вовсе плачевно, так что отечественной киноиндустрии банально не хватает опыта, и двумя-тремя удачными фильмами это вряд ли исправить. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Но причины причинами, а интерес аудитории к фантастике огромен, да и лавры «Дозоров» продюсерам не дают спасть спокойно, поэтому время от времени крупные проекты всё-таки появляются. И один из таких проектов – «Черновик» Сергея Мокрицкого, в основе которого снова роман Сергея Лукьяненко. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Сразу скажу, что объяснить в двух словах, о чем же кино – задачка заковыристая. Романы Лукьяненко – это целые миры, он строит Вселенные со множеством ответвлений, с подробными правилами игры, и парой фраз тут не отделаешься. «Черновик» – не исключение. Его главный персонаж – Кирилл Максимов – в один не самый прекрасный день вдруг узнает, что он избранный, что таких как он – один на двадцать тысяч. И что он, по сути, и не человек вовсе – функционал. А смысл жизни каждого функционала – исполнение своей функции. Функция Кирилла – быть таможенником, то есть обслуживать «перевалочные пункты» между мирами. Миров же, как выясняется – великое множество. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> И все эти миры – подобие нашего. Вот только история там шла совершенно другим путем. Например, в одном из них никогда не было революций, поэтому там и сейчас империя. А в другом – агрессивный коммунистический режим, превративший людей в бессловесную скотину. Стоит ли говорить, что во всех мирах Москва выглядит совершенно по-разному? У нее тысячи лиц, есть и Москва «пляжная», между прочим. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Но и от нашей реальности «Черновик» не открещивается, верный заветам «Дозоров». Правда, знаковых примет дня сегодняшнего в фильме минимум: например, герой просыпается в автозаке, потом выясняется, что без документов его для нашей административной системы просто не существует – но на этом, в общем, и всё. Авторы явно не хотели зацикливаться на нашей действительности, им было интереснее копать в глубину. Так, одна из тем фильма – отношения человека и государства, отношения власть имущего и подчиненного. И в каждом из миров эта тема варьируется, обрастает специфическими деталями, меняет оттенки. Кстати, как по мне – это самый интригующий элемент «Черновика». </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Тем не менее, повторюсь, вселенная, созданная Лукьяненко, очень хорошо разработана, и «правил игры» в ней много. И это не самым лучшим образом сказывается на фильме – ведь все правила нужно объяснить зрителю, пусть даже и в упрощенном виде. К сожалению, на это уходит как минимум треть хронометража: вместо того, чтобы двигать действие вперед, авторы вынужденно топят картину в диалогах, рассказывая, кто такие функционалы, кто такие кураторы, что такое «Аркан» и так далее. И «Черновик», толком не раскачавшись, почти сразу же начинает пробуксовывать. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Собственно, это не единственная проблема проекта. Основная его беда – он очень неровный. Такое впечатление, что авторы просто не смогли рассчитать собственные силы: замахнулись на многое, а «по ходу пьесы» невольно пришлось «отступать». Здесь есть отличные идеи, но визуальное воплощение порой слишком уж бюджетно для проектов такого уровня (например, альтернативная вселенная отличается от нашей только цветом Кремля да пролетающими мимо аэростатами – так не делается, господа. Вспомните хотя бы «Пятый элемент» – как в нем выглядел город будущего, где вообще была продумана каждая мелочь. ) Здесь много трюков, много батальных сцен, но хорошо продуманные и поставленные бои чередуются с проходными, да и графика время от времени дает сбой: зритель с хорошей насмотренностью поморщится – и не раз. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Есть вопросы и к работе режиссера с актерами: например, фантастически богатый актерский диапазон Северии Янушаускайте в данном случае почему-то ограничен двумя-тремя нотами, отчего ее героиня превращается в картонную ведьму из детского утренника. А подборку саундтрека и вовсе объяснить сложно: фильм, рассчитанный, в общем, на молодежную аудиторию, сопровождается песнями… Леонида Агутина, одна из которых аж 2003-его года. То есть, не рок, не рэп, а возрастная фоновая поп-музыка. Спрашивается – зачем? Нет, Агутин, конечно, очень хороший музыкант и редкой одаренности композитор, но Бах, к примеру, вообще гений – так давайте его фуги сделаем основным саундтреком. Глядишь, и целевая аудитория увеличится – посетители консерватории в очередь выстроятся перед кинотеатрами, ага. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> В общем, каковы бы ни были амбиции авторов, резонанса, хотя бы отдаленно сопоставимого с успехом «Дозоров», скорее всего, не будет. Хотя сам фильм очень показателен вот в каком плане: по нему можно судить о состоянии нашей кинофантастики в целом. И «диагноз» в данном случае будет выглядеть так: да, кое-чему мы научились, да, у нас появились голливудские амбиции и интерес к масштабным проектам. Но такие проекты – это как забег на сверхдлинные дистанции, это как марафон. А мы пока спринтеры, а не стайеры. Мы в состоянии шикарно сделать парочку сцен: но на марафон, простите, «дыхалки» пока не хватает. Как ни жаль. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>Фильм «Черновик» в прокате с 25-го мая. </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b> </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b> Вера Аленушкина </b></span> <p> </p> <br>

Москва многоликая – фильм Сергея Мокрицкого «Черновик»

Москва многоликая – фильм Сергея Мокрицкого «Черновик»

Москва многоликая – фильм Сергея Мокрицкого «Черновик»

Москва многоликая – фильм Сергея Мокрицкого «Черновик»