Можно ли снимать черную комедию о блокаде Ленинграда? Этим вопросом задавались критики и простые зрители осенью 2018 года. Именно тогда началась рекламная кампания нового фильма Алексея Красовского «Праздник».
Самые опытные зрители из обоих лагерей предлагали дождаться показа. «Культуромания» посмотрела кино и сделала вывод, что правы были последние. Нужно было дождаться, чтобы убедиться, что «Праздник» - абсолютно беззубое кино, которое не способно ни «бороться с режимом», ни, к счастью, оскорбить чувства блокадников.
Новый год - веселый «Праздник»
3 января 2019 года фильм Алексея Красовского, не дождавшись прокатного удостоверения, появился в YouTube для общего доступа. И хотя деятельность чиновников продолжает создавать фильму ореол диссидентства и борьбы с режимом - например, фильм 20 января удаляли из YouTube, в этот же день Euronews сделал материал об этом, 21 вернули, но 23 января запретили его показ в санкт-петербургском кинотеатре - в реальности «Праздник» оказался аккуратным лубком, снятым хорошим оператором.
Начнем с действительно со смешного - ни о каком разоблачении номенклатуры, пирующей в осажденном Ленинграде, речи не идет. Главный «буржуин» - это ученый, работающий на оборонку. Микробиолог получает усиленный паек - несколько буханок хлеба, курицу, сало и таки да - шампанское на Новый год. Но в этом нет откровения. В блокадном Ленинграде паек был разный - военные, солдаты получали усиленный. Жители осажденного города знали об этом, и принимали этот факт.
По мнению драматурга, сценариста и писателя Ольги Погодиной-Кузминой, тема блокады режиссером заявлена, но никак не раскрыта, только обозначена казенными штампами.
- Я даже знаю, откуда режиссёр взял сюжет - из документального фильма «Голоса блокады», где один из героев рассказывает, как к ним в коммунальную квартиру подселили семью бюрократов, и те принесли и сварили курицу, а соседям даже не предложили. И вот по воспоминаниям одного мальчика, режиссер решает снять комедию, - сообщила драматург «Культуромании». - Конечно, художник имеет право выбирать любую тему, но при этом он обязан погрузиться в нее, иметь честную позицию, обладать независимым взглядом. Создатели фильма «Праздник» не выполнили ни одного условия. Не удосужились даже изучить материал. Мы слышим какие-то вялые разговоры о расслоении общества, которое, мол, было тогда и продолжается сейчас. И все это в проброс, через губу, с ничем не обоснованным апломбом.
Расслоение-расслоением, но Красовский вместо конфликта номенклатура версус народ привычно выписывает противостояние интеллигенция – народ, читай быдло. Неслучайно гостья Маша, которой симпатизирует сын профессора, оказывается воровкой, а очередной жених дочери микробиолога - дезертиром-спекулянтом. Поразительно, с каким постоянством творческие люди воспроизводят образы профессора Преображенского и Шарикова из экранизации «Собачьего сердца» Бортко. Хорошие люди, у которых отнимают счастье низколобые жлобы. Как известно из слов героя Кайдановского в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих» - «это золото нужно одному, на всех его не хватит». Вот вокруг этой нехитрой идеи и построен весь фильм. Хотя нет! В первой части фильма - а мы помним, что это комедия - лейтмотивом выступают фекалии. Сходила ли бабушка в туалет или не сходила герои обсуждают минут сорок. Наверное, это очень смешно. Как из кубиков Лего режиссер сооружает то, что называется сюжетом. Кроме «Собачьего сердца» Михаила Булгакова с профессором Преображенским-Воскресенским пригодился Чехов и его «Скучная история». Оттуда Красовский вытащил эгоистичную и глупую дочку Лизу, которую и зовут так же, как в произведении Чехова.
По мнению литературного критика и публициста Андрея Рудалева, все скандальное очарование фильма связано с тем, что режиссер поместил действие в антураж блокадного Ленинграда. Вот что он рассказал "Культуромании":
- Это фейк и не более. Никакого Ленинграда там нет и в помине. В фильме используются простые до примитивности аллегории о нашем дне. О гигантском расслоении, о современной «блокаде» в плане концепции «осажденной крепости». О гуле вражеского налета, который пролетает где-то мимо. В супероружии - в данном случае бактериологическом, ради которого почти весь хлеб передается высшей касте и отбирается у низшей. Но по факту это оружие никому и не нужно - одни микробы - считает публицист. - Это откровение и снизошло на главу семейства. И вообще, все, что здесь ни делается - под итог выходит сильно подгоревшей курицей. Такова мораль «басни». Всем этим банальностям был придан ореол таинственности и необыкновенной смелости высказывания, опять же, благодаря пляске на теме блокады. Но там нет ничего как от блокады, так и от искусства.
Стартап - от кино к контенту
Слово «стартап» переводится на русский язык как финансовый проект, значительно отличающийся от уже существующих на рынке. И это слово полнее всего описывает то, что создал Красовский, начиная от самого фильма до способа его продвижения и монетизации полученной известности.
Пожалуй, впервые в российской киноиндустрии достаточно известный режиссер сделал ставку на интернет и выложил кино на YouTube. Фильм находится в бесплатном доступе. Правда, под ним размещены счета, куда поклонники могут перевести деньги. По словам Красовского, он получил уже 3,8 млн рублей от благодарных зрителей.
По данным сайта vashbiznesplan.ru, ведение видеоблога - очень популярный способ заработка, так как Youtube платит за просмотренную рекламу. У фильма «Праздник» за три недели показа уже 1 млн 200 тысяч просмотров. Это означает, что режиссер только от канала должен получать 700-800 тысяч рублей в месяц.
А упомянутый выше сюжет на Euronews означает фактически международное признание для Красовского: гранты и призы на западных фестивалях. В сумме получается, конечно, значительно меньше, чем можно было бы получить от Фонда кино, но значительно больше, чем получает средний руки сценарист с непостоянными заказами. А ведь Красовский совсем недавно был именно им. Режиссер снял всего лишь два фильма, до этого момента он много лет работал сценаристом.
Как признавался режиссер в прошлогоднем интервью «Культуромании», «приходится соответствовать сложным обстоятельствам и делать необычное кино». Под сложными обстоятельствами режиссер имел в виду то, что рынок киноиндустрии непрозачный, человеку со стороны к пирогу не протолкнуться. Рудалев считает, что фарцовщики от культуры (создатели фильма «Праздник») прагматично использовали тему с блокадным Ленинградом для раскрутки скандала.
- Делали ставку на запреты и осуждение, иначе бы попросту никто и не заметил этой картины. Если снять всю эту скандальную мишуру, то остается, что «Праздник» - это обыкновенная агитка весьма среднего уровня, - отмечает публицист.
Погодина-Кузмина уверена, что не читая дневников и документов, не вникая в человеческие истории, нельзя браться за фильм о блокаде.
- Разумеется, результат выглядит жалко и беспомощно. Тем неприятнее читать и слышать дифирамбы, которые расточают «смелости» Красовского. Противно, когда пляски на могилах погибших выдают за какой-то оппозиционный протест, пиарят по «Евроньюс» и в других международных СМИ. У нас огромное поле для общественной дискуссии, для сатиры и критики в адрес власти и «привилегированного класса». Но так примитивно спекулировать на памяти павших нельзя, это недостойно человека, принижает саму высокую роль художника как производителя идей и смыслов.
Ну а мы добавим, что у режиссера вполне ясная идея - создать продукт, контент для турне по зарубежным фестивалям и для зарабатывания на YouTube-канале. Благо, признаки кинофильма - хронометраж, актеры, режиссер - тут есть. Г-на Красовского можно поздравить с новым освоенным медиа-пространством и способом продвижения фильма.
Елена Сердечнова