МХАТ им. Горького в очередной раз стал центром если не скандала, то обсуждения. C середины ноября как грибы после дождя начали множиться письма, адресованные Владимиру Путину. Сначала – в защиту Дорониной и с требованием вернуть ее в театр, затем – на сайте театра – в защиту нового худрука театра Эдуарда Боякова. 21 ноября президент вручил Татьяне Дорониной орден "За заслуги перед Отечеством" I степени за выдающиеся достижения в области культуры. В Кремле у великой актрисы и президента состоялся разговор. Предположительно в нем речь шла о судьбе МХАТ им. Горького. Что все это означает пыталась разобраться «Культуромания».
Новейшая история театра начинается в конце 2018 года, когда директор и художественный руководитель МХАТ имени Горького Татьяна Доронина сложила с себя полномочия, и заняла специально созданную для нее должность президента. Худруком стал Эдуард Бояков. В соответствие с новым уставом театра, актриса сохраняла возможность участия в творческой деятельности, но де-факто оказалась от нее отстранена. Поэтому ушла, как говорят ее приближенные, в «затвор». Их цель – вернуть ее обратно к управлению театром.
«Бунтовщики»
Член труппы, который входит в число симпатизирующих Дорониной, на условиях анонимности рассказал «Культуромании» о том, что происходит в театре с его точки зрения. Интересно, что сначала предполагалось публикация фамилии, но позже он попросил фамилию и имя убрать.
– Есть очень серьёзная просьба: в статье, прошу мою фамилию и имя не указывать. Ситуация накалилась.Об этой моей просьбе можете написать. И что тех, кто даёт интервью, прессуют за нарушение кодекса этики!.
По словам нашего собеседника, «фрондерам» живется несладко. В театре якобы есть группа артистов, которым не дают возможности участвовать в творческом процессе. Спектакли, где раньше участвовали «повстанцы» либо идут с заменой, либо их сняли. Например, собеседник «Культуромании» вообще сейчас не играет. Артистов лишили всех надбавок, оставив голый оклад. Есть люди, у которых оклад совсем небольшой. Вот они – они в особенно тяжелом положении.
– Это люди, которые посмели выразить свою позицию вслух. Художественный руководитель (Эдуард Бояков – Ред.) в своих выступлениях и интервью дал понять, что с этими людьми – то есть с нами, он работать не будет. Никто не заставит его сотрудничать с людьми, которые выступили против. Видимо имеется в виду наше обращение на Прямой линии к президенту Путину. Бояков говорит, что единственная проблема – в законодательстве, которое не позволяет уволить актеров, оформленных в штат. Поэтому он собирается приглашать юристов из Минкульта, чтобы нас уволить, – утверждает «доронинец».
Основные претензии «бунтовщиков» таковы. Во-первых, Доронину отстранили от управления театром. Актеры не согласны и с репертуарной политикой. Но основной конфликт разгорелся из-за требования руководства перейти на контрактную систему, которая ухудшает условия труда. Ведь перед, тем как уйти с поста художественного руководителя, Татьяна Доронина перевела всю труппу в штат. Меньшая часть актеров, которых Бояков посчитал, по словам собеседника «Культуромании» «неликвидом», на срочные договоры переходить отказалась. Поводом для недовольства стало и решение Министерства культуры об организации во МХАТе им. Горького пространства, которое предполагает работу фойе с 9 утра.Там будут проходить лекции, занятия йогой или танцами, работать различные кружки.
Философ, писатель, профессор Андрей Ашкеров считает, что руководство делает вид, что в театре ничего не существовало последние 30 лет.
– Нынешняя команда делает вид, что во МХАТе им. М. Горького ничего не делалось на протяжении 30 лет. При этом руководство просто собирается по максимуму использовать мощности, которые есть у театра – сцены, реквизит и само пространство, куда можно запихнуть все, от рок-концертов до лектория. Неважно, с какими взглядами в этот театра будут приходить люди – с консервативными или нет, – говорит Ашкеров.
Некоторые актеры МХАТ им. Горького не согласны с таким подходом. Например, так думает собеседник «Культуромании», пока еще работающий в театре.
– Я не согласен с превращением театра в досуговый центр. Хочется, чтобы театр остался театром, чтобы зрители приходили туда не как в торгово-развлекательный комплекс, куда можно прийти выпить пиво, потом посмотреть кино. Это неплохо. Но для этого есть специальные места. Я помню, как ходил в театр в детстве. Брали сменку, была особая нарядная одежда, потому что поход в театр воспринимался как акт приобщения к чему-то высокому, – делится актер.
Г-н Ашкеров удивляется тому, как условные патриоты перещеголяли либералов в своем подходе к театральному наследству в истории с театром Дорониной.
– Что касается ситуации с Бояковым, то казалось, что логика колонизаторства характерна исключительно для либералов. Именно им не привыкать к этой роли в собственной стране, когда культурная деятельность понимается как деятельность на выжженной земле или необитаемом острове. Но оказалось, что те, кто называют себя сегодня консерваторами, с успехом позаимствовали эти практики, – рассказывает философ.
– Забавно, что театр Дорониной не тронули в девяностые, он с успехом пережил царство опричных младолибералов. Так называемые консерваторы перещеголяли либералов в том, что сделали то, на что те даже не посягали. В отношении театра Дорониной была объявлена программа перезагрузки. Сложившееся в нем «наличное бытие» было признано не имеющим никакого веса. Когда делают вид, что создают нечто с нуля, всегда незаметно обнуляют существующее, – делится профессор.
Но может быть все эти реформы сопровождаются творческими успехами, несмотря на конфликт с частью труппы? Актеры– «доронинцы» считают, что так сказать нельзя.
– Бояков обещал поставить 19 премьер в театре, откровенно говоря премьерами можно назвать только два спектакля – «Последний герой» и «Последний срок», поставленные в апреле. Они действительно сделаны с участием артистов труппы при новом руководстве. Что касается постановки «Сцены из супружеской жизни" Кончаловского, то спектаклем нашего театра ее можно назвать с большой натяжкой. Пьеса была ранее поставлена в Италии, это просто перенос на другую площадку, – рассказывает актер. – Никакой реконструкции «Синей птицы», о которой говорит Бояков, не было сделано. Так – грим немного изменили и костюмы, чуть-чуть текст. Спектакль «36 часов из жизни одинокого мужчины» – тоже восстановление ранее шедшего спектакля «Грибной царь» Юрия Полякова. Так что не знаю откуда Бояков возьмет 19 премьер. С другой стороны, если каждый уже существующий спектакль, в которые внесены изменения, называть премьерой, то можно их набрать еще больше.
Что будет?
Собеседник «Культуромании», работающий в театре, считает, что лучше всего об отношении самой Дорониной к ситуации можно считать то, кого она взяла на вручение правительственной награды в Кремль.
– Когда Татьяна Васильевна поехала на вручение награды, она не взяла с собой никого из руководства. Она взяла тех людей, которых Бояков называл неликвидными и неталантливыми, невостребованными. Это лучше любых слов говорит о ее мнении по поводу ситуации в театре.
А вот актер Андрей Чубченко, сопровождавший Доронину в Кремль, отказался от комментариев, объяснив, что сейчас актеры «ждут». Художественный руководитель МХАТ им. Горького Эдуард Бояков и его заместитель, зав. литературной частью Захар Прилепин комментариев также не дали. Пресс-секретарь театра Наталия Федотова лишь сообщила, что на этой неделе планируется проведение экскурсии по театру и пресс-подход к его руководству.
И все же, чего ждать артистам и зрителям? Член труппы театра считает, что пока сказать, чем закончится ситуация, сложно.
– Знаю, как Татьяна Васильевна относится к происходящему. Потому что она общается с товарищами из нашей группы. С Бояковым же она не разговаривает, хотя он рассказывает, что созванивается с Дорониной по 25 раз на дню. Это неправда. Все наши действия предприняты с ее одобрения. Что касается того, что будет дальше, то сказать сложно. Содержания разговора Путина с Дорониной мы не знаем. Сейчас просто ждем. Судя по риторике СМИ, которая изменилась, ситуация сдвинулась с мертвой точки. Сколько уже было написано писем и со стороны зрителей театра, и со стороны актеров в Министерство культуры, все нас отправляли восвояси, – говорит актер.
– Хотелось бы, чтобы Татьяна Васильевна получила возможность влиять на происходящее в театре, получила полномочия, которые ей обещали. Было сказано, что она сохраняет всю полноту власти, а пришедшие люди – исключительно в помощь. Ну так и сделайте, как обещали. Если бы эти обещания были выполнены, то в театре не было такого ужаса и кошмара, как сейчас.
По мнению г-на Ашкерова, Татьяна Доронина не только великая актриса, но и великий политик.
– Татьяна Васильевна не только великая актриса, но и великий политик. И в ситуации с противоборством с Ефремовым в далеком 1987 году она выступила не просто народной артисткой, но по сути народным режиссером, объединив отвергнутых артистов, – говорит философ.– Она бы могла стать великим политиком, советской Маргарет Тэтчер, если бы кремлевские старцы хоть чуточку были режиссерами. Думаю, справедливость восторжествует. Те полномочия, которые закреплены за Дорониной как за президентом театра, из номинальных должны превратиться в реальные. Нужна команда из людей, которые видели бы все издержки ложного консерватизма, и противопоставили этому ложному консерватизму консерватизм истинный.
Елена Сердечнова