8 октября Министерство культуры РФ вышло из состава организаторов премии “Золотая маска”. Что означает “развод” Союза театральных деятелей и Минкульта, и как он может сказаться на судьбе главной театральной премии страны - выясняла “Культуромания”
8 октября Министерство культуры РФ вышло из состава организаторов премии “Золотая маска”. Ведомство направило письма о выходе председателю Союза театральных деятелей РФ Александру Калягину, президенту награды Игорю Костолевскому и генеральному директору награды Марии Ревякиной. Что означает “развод” Союза театральных деятелей и Минкульта, и как он может сказаться на судьбе главной театральной премии страны - выясняла “Культуромания”.
Причины разлада
Российская Национальная театральная премия “Золотая Маска” была учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей РФ и до сих пор является главной театральной премией страны. Она вручается спектаклям всех жанров театрального искусства: драма, опера, балет, современный танец, оперетта и мюзикл, кукольный театр.
За 25 лет существования этого ежегодного фестиваля было всякое - и взлеты, и оглушительные провалы. Создавалась премия как московская, но в 1996 была объявлена всероссийской. В какой-то момент к единственному организатору “Золотой маски” - СТД - присоединась Министерство Культуры РФ, что нашло отражение в Положении о премии, вывешенном на ее сайте. С этого момента финансирование главной театральной премии страны легло на плечи Минкульта. Что опять же можно увидеть в 14-м пункте положения, который сообщает о том, что “источниками финансового и материально-технического обеспечения мероприятий Премии и Фестиваля могут быть: финансовые средства федерального бюджета и иные материально-технические ресурсы, предоставляемые Министерством культуры Российской Федерации как одним из Организаторов Премии и Фестиваля, финансовые средства федерального бюджета и иные материально-технические ресурсы бюджетов иных уровней”.
Конечно, Союз театральных деятелей тоже вносил свою лепту, но основная нагрузка пришлась на бюджет. Сложилась вполне рабочая схема, когда министерство культуры выделяет средства, а театральная общественность награждает таланты. При этом вышеупомянутое положение таки наделяло Минкульт правом совместно с СТД утверждать порядок присуждения премий в конкурсах, а также отбирать соискателей награды. Также ведомство имело право утверждать порядок формирования и работы экспертных советов, а также жюри фестиваля «Золотая маска».
Однако эту схему “закоротило” в 2015 году, когда на премию был номинирован скандально известный спектакль “Тангейзер”, в котором недвусмыленно оскорблялись чувства верующих. Тут-то и выяснилось, что у министерства много претензий к “Золотой маске”. Например, по мнению бывшего первого заместителя министра культуры РФ Владимира Аристархова, премия поддерживает постановки, которые “очевидно противоречат нравственным нормам, очевидно провоцируют общество, очевидно содержат элементы русофобии, презрение к истории нашей страны”.
А представители независимого профсоюза актеров театра и кино сочли, что “Золотая маска” не выполняет заявленные в ее “Положении о фестивале и премии” цели и задачи и не имеет права называться национальной. Курс на независимость
Противостояние, начавшееся несколько лет назад, подошло к логическому концу. 8 октября на сайте министерства появилось сообщение о том, что оно выходит из состава организаторов.
- В связи с формальной ролью Минкультуры России как одного из организаторов премии ведомством было принято решение о выходе из состава ее организаторов. Мы не считаем целесообразным в дальнейшем выступать в этом качестве, так как фактически не влияем на принятие каких-либо решений. Наличие или отсутствие Министерства культуры в качестве организаторов не влияет на функционирование премии, в том числе на вопросы ее финансирования, - пояснили в пресс-службе ведомства.
По мнению ректора ГИТИСа Григория Заславского, выход Министерства культуры РФ из числа организаторов театральной премии “Золотая маска” следует рассматривать с позиции - для кого хорошо и для кого плохо.
- Мне кажется, что это хорошо и для “Золотой маски”, и для Министерства культуры. Существование Минкульта в качестве одного из организаторов премии было исключительно формальным. Союз театральных деятелей, по моему мнению, хотел бы, чтобы финансирование премии увеличивалось, однако всячески противился желанию минкульта иметь в экспертном совете и жюри премии какой-то своей квоты. Это довольно странная позиция, когда человеку или в данном случае, ведомству предлагают оставаться организатором, но при этом никак не учитывают ни его мнение, ни его совершенно очевидные государственные интересы. СТД хотел независимости, он ее получил. Мне кажется, что в итоге все останутся довольны, - поделился с “Культуроманией” Заславский.
Независимость - это хорошо, но гораздо интереснее то, продолжит ли теперь Минкульт финансировать фестиваль “Золотая маска”? Пресс-служба ведомства корректно написала, что “отсутствие Министерства культуры в качестве организаторов не влияет на функционирование премии, в том числе на вопросы ее финансирования”. Но можно предположить, что вряд ли оно останется в прежнем объеме. Ведь есть и другие проекты: выйдя из числа организаторов премии, ведомство будет рассматривать фестиваль наравне с остальными предложениями. Так что, похоже, премию ожидает еще и финансовая независимость.
Примечательно, что вопрос о том, какая премия или событие может считаться национальным, обсуждался уже много лет назад. И тогда Михаил Швыдкой говорил о том, что национальным может называться только то, что имеет отношение к государству. Это привело к появлению наряду с Российским национальным оркестром еще и Национального филармонического оркестра России. Государственным и главным в стране считается последний.
В случае с “Золотой маской” логика та же, более того, режиссер Андрей Кончаловский уже предложил учредить еще одну премию - государственную.
- "Золотая Маска" не является государственной премией и, мне кажется, что должна также существовать отдельная театральная премия - государственная. Она чрезвычайно важна по причине того, что сегодня театр в России - самый живой во всей Европе, - процитировали слова Кончаловского в пресс-службе Минкульта. - Кроме того, на мой взгляд, решения "Золотой Маски" иногда носят очень односторонний характер, поддерживающий достаточно сомнительную эстетику. Также думаю, что "Золотая Маска" не уделяла достаточного внимания русскому театру не в пределах Садового кольца, а в пределах Российской Федерации.
Как тут не вспомнить некоторые телеграм-каналы, которые на волне “хайпа” стали предрекать создание новой театральной премии?
Что касается мнения противоположной стороны, то руководитель пресс-службы Союза театральных деятелей Татьяна Никольская сообщила “Культуромании”, что у СТД нет комментариев по поводу выхода Минкульта из числа организаторов фестиваля.
- Никаких комментариев у нас нет. Надеюсь, что выход министерства на премию никак не повлияет. Пройдет несколько месяцев, и все будет нормально. Конечно, сейчас все взбудоражены скандалом, но я не вижу для этого повода. Ну вышли, и вышли, существовал же фестиваль и без этого ведомства, - поделилась Никольская.
В пресс-службе самого фестиваля “Золотая маска” ситуацию с изменением состава организаторов оперативно прокомментировать не смогли.
Как бы то ни было, все на свете имеет конец, и все имеет начало. Возможно, развод Минкульта с Союзом театральных деятелей подарит нам еще одну театральную премию. А “Золотая маска” получит полноценную независимость и будет существовать на деньги спонсоров.
- "Золотая маска" всегда привлекала крупных спонсоров - "Сбербанк", международные торговые компании. Продолжая эту стратегию, премия может стать одной из важных независимых культурных институций, ориентированной на поддержку экспериментального, новаторского направления в театре, - предположила в беседе с “Культуроманией” драматург, сценарист, писатель Ольга Погодина-Кузмина. - Второй вариант, более вероятный - при сокращении госфинансирования премия постепенно утратит роль главного театрального камертона, и будет продолжать свою работу как один из многих театральных конкурсов. Возможно, роль "Маски" как главной театральной премии страны попробует занять новая институция, созданная Минкультом. В любом случае, я считаю, у "Золотой маски" есть все основания и средства побороться за свой высокий статус и независимость. И театральная общественность должна премию поддержать.
Елена Сердечнова
Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной
жизни
Минкульт снял “Золотую маску”
<h2>8 октября Министерство культуры РФ вышло из состава организаторов премии “Золотая маска”. Ведомство направило письма о выходе председателю Союза театральных деятелей РФ Александру Калягину, президенту награды Игорю Костолевскому и генеральному директору награды Марии Ревякиной. Что означает “развод” Союза театральных деятелей и Минкульта, и как он может сказаться на судьбе главной театральной премии страны - выясняла “Культуромания”.</h2>
<br>
<span style="font-size: 14pt;"><b>Причины разлада</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Российская Национальная театральная премия “Золотая Маска” была учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей РФ и до сих пор является главной театральной премией страны. Она вручается спектаклям всех жанров театрального искусства: драма, опера, балет, современный танец, оперетта и мюзикл, кукольный театр. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
За 25 лет существования этого ежегодного фестиваля было всякое - и взлеты, и оглушительные провалы. Создавалась премия как московская, но в 1996 была объявлена всероссийской. В какой-то момент к единственному организатору “Золотой маски” - СТД - присоединась Министерство Культуры РФ, что нашло отражение в Положении о премии, вывешенном на ее сайте. С этого момента финансирование главной театральной премии страны легло на плечи Минкульта. Что опять же можно увидеть в 14-м пункте положения, который сообщает о том, что “источниками финансового и материально-технического обеспечения мероприятий Премии и Фестиваля могут быть: финансовые средства федерального бюджета и иные материально-технические ресурсы, предоставляемые Министерством культуры Российской Федерации как одним из Организаторов Премии и Фестиваля, финансовые средства федерального бюджета и иные материально-технические ресурсы бюджетов иных уровней”. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Конечно, Союз театральных деятелей тоже вносил свою лепту, но основная нагрузка пришлась на бюджет. Сложилась вполне рабочая схема, когда министерство культуры выделяет средства, а театральная общественность награждает таланты. При этом вышеупомянутое положение таки наделяло Минкульт правом совместно с СТД утверждать порядок присуждения премий в конкурсах, а также отбирать соискателей награды. Также ведомство имело право утверждать порядок формирования и работы экспертных советов, а также жюри фестиваля «Золотая маска».</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Однако эту схему “закоротило” в 2015 году, когда на премию был номинирован скандально известный спектакль “Тангейзер”, в котором недвусмыленно оскорблялись чувства верующих. Тут-то и выяснилось, что у министерства много претензий к “Золотой маске”. Например, по мнению бывшего первого заместителя министра культуры РФ Владимира Аристархова, премия поддерживает постановки, которые “очевидно противоречат нравственным нормам, очевидно провоцируют общество, очевидно содержат элементы русофобии, презрение к истории нашей страны”.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
А представители независимого профсоюза актеров театра и кино сочли, что “Золотая маска” не выполняет заявленные в ее “Положении о фестивале и премии” цели и задачи и не имеет права называться национальной.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>Курс на независимость</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Противостояние, начавшееся несколько лет назад, подошло к логическому концу. 8 октября на сайте министерства появилось сообщение о том, что оно выходит из состава организаторов.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- В связи с формальной ролью Минкультуры России как одного из организаторов премии ведомством было принято решение о выходе из состава ее организаторов. Мы не считаем целесообразным в дальнейшем выступать в этом качестве, так как фактически не влияем на принятие каких-либо решений. Наличие или отсутствие Министерства культуры в качестве организаторов не влияет на функционирование премии, в том числе на вопросы ее финансирования, - пояснили в пресс-службе ведомства.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
По мнению <b>ректора ГИТИСа Григория Заславского</b>, выход Министерства культуры РФ из числа организаторов театральной премии “Золотая маска” следует рассматривать с позиции - для кого хорошо и для кого плохо. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Мне кажется, что это хорошо и для “Золотой маски”, и для Министерства культуры. Существование Минкульта в качестве одного из организаторов премии было исключительно формальным. Союз театральных деятелей, по моему мнению, хотел бы, чтобы финансирование премии увеличивалось, однако всячески противился желанию минкульта иметь в экспертном совете и жюри премии какой-то своей квоты. Это довольно странная позиция, когда человеку или в данном случае, ведомству предлагают оставаться организатором, но при этом никак не учитывают ни его мнение, ни его совершенно очевидные государственные интересы. СТД хотел независимости, он ее получил. Мне кажется, что в итоге все останутся довольны, - поделился с “Культуроманией” Заславский.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Независимость - это хорошо, но гораздо интереснее то, продолжит ли теперь Минкульт финансировать фестиваль “Золотая маска”? Пресс-служба ведомства корректно написала, что “отсутствие Министерства культуры в качестве организаторов не влияет на функционирование премии, в том числе на вопросы ее финансирования”. Но можно предположить, что вряд ли оно останется в прежнем объеме. Ведь есть и другие проекты: выйдя из числа организаторов премии, ведомство будет рассматривать фестиваль наравне с остальными предложениями. Так что, похоже, премию ожидает еще и финансовая независимость.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Примечательно, что вопрос о том, какая премия или событие может считаться национальным, обсуждался уже много лет назад. И тогда Михаил Швыдкой говорил о том, что национальным может называться только то, что имеет отношение к государству. Это привело к появлению наряду с Российским национальным оркестром еще и Национального филармонического оркестра России. Государственным и главным в стране считается последний.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
В случае с “Золотой маской” логика та же, более того, <b>режиссер Андрей Кончаловский</b> уже предложил учредить еще одну премию - государственную.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- "Золотая Маска" не является государственной премией и, мне кажется, что должна также существовать отдельная театральная премия - государственная. Она чрезвычайно важна по причине того, что сегодня театр в России - самый живой во всей Европе, - процитировали слова Кончаловского в пресс-службе Минкульта. - Кроме того, на мой взгляд, решения "Золотой Маски" иногда носят очень односторонний характер, поддерживающий достаточно сомнительную эстетику. Также думаю, что "Золотая Маска" не уделяла достаточного внимания русскому театру не в пределах Садового кольца, а в пределах Российской Федерации.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Как тут не вспомнить некоторые телеграм-каналы, которые на волне “хайпа” стали предрекать создание новой театральной премии?</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Что касается мнения противоположной стороны, то <b>руководитель пресс-службы Союза театральных деятелей Татьяна Никольская</b> сообщила “Культуромании”, что у СТД нет комментариев по поводу выхода Минкульта из числа организаторов фестиваля.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Никаких комментариев у нас нет. Надеюсь, что выход министерства на премию никак не повлияет. Пройдет несколько месяцев, и все будет нормально. Конечно, сейчас все взбудоражены скандалом, но я не вижу для этого повода. Ну вышли, и вышли, существовал же фестиваль и без этого ведомства, - поделилась Никольская.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
В пресс-службе самого фестиваля “Золотая маска” ситуацию с изменением состава организаторов оперативно прокомментировать не смогли.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Как бы то ни было, все на свете имеет конец, и все имеет начало. Возможно, развод Минкульта с Союзом театральных деятелей подарит нам еще одну театральную премию. А “Золотая маска” получит полноценную независимость и будет существовать на деньги спонсоров.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- "Золотая маска" всегда привлекала крупных спонсоров - "Сбербанк", международные торговые компании. Продолжая эту стратегию, премия может стать одной из важных независимых культурных институций, ориентированной на поддержку экспериментального, новаторского направления в театре, - предположила в беседе с “Культуроманией” <b>драматург, сценарист, писатель Ольга Погодина-Кузмина</b>. - Второй вариант, более вероятный - при сокращении госфинансирования премия постепенно утратит роль главного театрального камертона, и будет продолжать свою работу как один из многих театральных конкурсов. Возможно, роль "Маски" как главной театральной премии страны попробует занять новая институция, созданная Минкультом. В любом случае, я считаю, у "Золотой маски" есть все основания и средства побороться за свой высокий статус и независимость. И театральная общественность должна премию поддержать.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
Елена Сердечнова</b></span>
<p>
</p>