26 марта в Государственной Думе состоялось заседание Совета по законотворчеству. Театральные режиссеры, представители Министерства финансов и Министерства культуры, члены думского Комитета по культуре под председательством Вячеслава Володина обсуждали законопроект, вносящий поправки в закон о госзакупках. Дискуссия была эмоциональной. Работники культуры, уставшие от абсурдных требований 44-ФЗ, умоляли их услышать, а председатель Госдумы Вячеслав Володин настойчиво интересовался у представителя Минфина, почему ведомство не предоставило официальный отзыв на законопроект, тем самым затягивая процесс его принятия.
Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" был внесен в Госдуму ее депутатами во главе с Еленой Ямпольской 24 декабря 2018 года. В соответствии с думским регламентом, правительство должно было предоставить отзыв в срок до 30 дней. Этот срок был продлен, но официального отзыва правительства законопроект о внесении поправок в 44-фз до сих пор не получил.
Глава Комитета по культуре Елена Ямпольская считает, что работа по законопроекту застопорилась из-за отсутствия официального отзыва правительства.
- Прохождение проекта приостановлено в связи с тем, что мы не можем получить официальный отзыв правительства. По словам заместителя министра культуры Павла Степанова, сделать это невозможно из-за противодействия экономического блока правительства, - поделилась глава комитета. - Уверена, что на любых площадках и при любых обсуждениях мы сможем найти компромисс при обсуждении законопроекта.
Г-жа Ямпольская напомнила собравшимся предысторию создания законопроекта. В ноябре 2017 года на Культурном форуме президент Владимир Путин высказался за изменение системы конкурсов по закупкам для учреждений культуры и подчеркнул, что они в творческой сфере неуместны. Тогда же Комитет по культуре под руководством Станислава Говорухина создал рабочую группу, которая стала заниматься поправками в закон о госзакупках. В декабре 2017-го президент дал поручение уже своей администрации подготовить проект закона о внесении изменений в закон о госзакупках.
Целый год шла работа над поправками.13 декабря 2018 на встрече Путина с театральными деятелями в Ярославле снова поднимался этот вопрос. И вот 24 декабря 2018 года наконец-то документ был внесен в Госдуму. И остается пока без движения. Хотя его очень ждут представители всех областей культуры. В каждой из них есть свои проблемы, связанные с выполнением существующего законодательства. Но есть и общие болевые точки, которые призван “излечить” законопроект.
Речь идет о сложности формирования плана закупок на 3 года, об оформлении документации на каждую закупку, которая часто обходится дороже, чем сумма закупки, о невозможности заключения контракта на закупку у единственного поставщика товаров в целом ряде случаев, а также контракта с собственниками культурных ценностей, проблемы целесообразности и эффективности проведения экспертизы.
“Услышьте нас!”
Генеральный директор Большого театра Владимир Урин отмечает, что вопрос, связанный с оценкой произведений искусства, невероятно сложный.
- Все, что касается культуры, все что касается вопросов искусства, его качества, практически невозможно оценить. Наши просьбы по изменению 44-ФЗ вызваны именно этим. Заполняя невероятное количество бумаг, мы все равно не можем полностью выполнить требования этого закона, и при этом он нам мешает воплощению художественного замысла. Кроме того, по моим подсчетам сумма, потраченная театром на проведения госзакупок по всем правилам, оказалась в три раза выше экономии, которую закон привнес, - говорит г-н Урин. - А сейчас у нас анекдотическая ситуация. Минкультуры не может арендовать здание Большого театра для открытия Дней Турции. Оно должно провести конкурс, в котором выиграет Большой. Абсурд. И все ищут решение вопроса, тратя на это колоссальное количество денег.
Резюмировал жалобы представителей культуры директор Театра имени Вахтангова Кирилл Крок.
- Приведу комический пример, к чему приводит работа с законом о госзакупках. Вчера на сцене нашего театра у исполнительницы главной роли в спектакле “Мадемуазель Нитуш” во время выполнения шпагата порвался костюм. Следующий спектакль через 5 дней, зашить костюм нельзя, он исторический. По действующему законодательству я должен внести изменения в план-график, после этого получить три коммерческих предложения, кто мне сошьет такой костюм, и снова внести изменения в план-график, это две недели минимум. Я что должен сказать актрисе: “выходи в джинсах на сцену?” Еще один болезненный вопрос для культурных учреждений - перевозка ценных предметов. Ну не могу я доверить перевозку декораций, которые стоят 20 млн рублей какому-то человеку с автофурой, предложившему самую низкую цену, - делится Крок. - Поэтому мы очень просим, услышьте нас, мы не хотим быть нарушителями, но при выполнении данного закона все время сталкиваемся с тем, что должны получать липовые предложения от режиссеров, актеров, хозяйственников.
В обсуждении принимала участие и советник ректора РАНХиГС Татьяна Тодорова. Она отметила, что с зарегламентированностью процедур, огромным количеством бумаг, большими сроками при планировании сталкиваются не только заказчики, работающие в сфере культуры, но и любой другой государственный заказчик.
- Надо сократить количество бумаг, сократить количество экспертиз и отчетов. Что касается работы с 44-ФЗ в сфере культуры, то мне кажется, что коллеги лукавят. Давайте будем честными, надо идти по пути индивидуализации творческих вещей, но давайте не будем устраивать революцию, - говорит г-жа Тодорова. - Есть большая опасность валить все беды на 44-ФЗ. Совсем уж без контроля в области закупок будет нехорошо. Очень многое из творческого процесса вынесено в 93 статью закона о госзакупках.
Председатель Государственной Думы РФ Вячеслав Володин не согласился с представителем РАНХиГС.
- Наша задача - не искать лазейки, не придумывать что-то, чтобы выйти из положения. Закон должен стимулировать к более эффективной работе. Театры страдают от неуклюжести законов, по которым вынуждены работать. Ситуацию надо менять, - считает председатель ГД. - Для этого давайте выслушаем экспертов, представителей Минфина, ФАС, Минкульта. Мы должны учитывать специфику, это и есть качество наших законов.
Заместитель министра культуры Алла Манилова сообщила, что ее ведомство поддерживает скорейшее изменение закона о госзакупках, поскольку в Минкульте знают проблемы отрасли.
- Мы подготовили проект отзыва, поддержав законопроект. Но получили от всех наших федеральных органов исполнительной власти отрицательные отзывы, причем они носили концептуальный характер. В таком случае мы не могли представить свой положительный отзыв. Сейчас мы снова отправили этот документ на согласование. Для нас не очень понятно наше дальнейшее движение по регламенту, - сказала замминистра.
Директор Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Демидова Татьяна считает, что трудности с законом о госзакупках у творческих деятелей связаны с проблемами с планированием.
- 44-ФЗ нужен для повышения конкурентности, обеспечения прозрачности и, в том числе, контролю за расходованием бюджетных средств. Поэтому, наверное, мы не можем говорить о том, чтобы культуру полностью вывести за рамки этого закона, - говорит директор департамента. - Действительно ст. 93 закона о госзакупках содержит широкий перечень возможностей закупок у единственного поставщика. То, что мы услышали сегодня от творческих людей, относится в первую очередь к их проблемам с планированием.
Выслушав представителя Минфина, Вячеслав Володин попросил перевести разговор в конкретную плоскость.
- Если у людей постоянно возникают вопросы на протяжении длительного времени, можно было бы провести семинар, где все тонкости объяснить, можно было бы собраться, как мы сейчас собрались. Если во главе угла конкурентность и прозрачность - давайте определимся с критериями, скажите: вот эта норма эффективна, вот эту можно исправить, вот эта - неприемлема, - отметил председатель Госдумы. - Наше право ваш отрицательный отзыв принять и рассмотреть, а дальше уже решение за Советом Федерации и президентом. Мы сторонники диалога. А вот вы игнорируете обращение в правительство, не встречаетесь, только вот в Госдуму пришли. Законопроект внесен 24 декабря прошлого года, практически 4 месяца он находится без движения, нарушаются все нормы и процедуры, которыми мы руководствуемся, руководствуется правительство.
Итоги заседания подвела Елена Ямпольская.
- Изменения закона о госзакупках касаются всей культурной сферы и, скажем, музейщики ждут изменений даже больше, чем люди театра. У меня с собой письмо Пиотровского (глава Эрмитажа – Ред.), который просто умоляет от имени музейного сообщества поставить законопроект на первое чтение и принять его. Культура существует не для идеальной бухгалтерской отчетности, об этом забывают наши коллеги из экономического блока. Культура - не про бухгалтерию. Наша задача - убрать все препоны, камни, о которые она постоянно спотыкается.
Глава комитета добавила, что рабочие отзывы от правительства получены - в отличие от официальных.
- Минкульт нам их предоставил. На всех их замечания мы уже дали ответ, все эти ответы профессиональны и достойны. У меня есть отзыв Минэкономразвития, в нем ведомство сокрушается, что реализация поправок приведет к тому, что музыкальные учреждения смогут приобретать музыкальные инструменты, которые они хотят. Какое горе!
Поблагодарив председателя Госдумы Вячеслава Володина за то, что он верно расставил точки над “i”, Ямпольская отметила, что проведенное заседание “сдвинуло тяжелый состав с места”.
Было решено, что Совет Госдумы по законотворчеству вынесет рассмотрение законопроекта на первое чтение уже 9 апреля.
На момент публикации статьи в Министерстве финансов “Культуромании” официально не ответили на вопрос: почему ведомство по прошествии трех месяцев не предоставило Госдуме отзыв на внесенный в конце декабря законопроект.
Елена Сердечнова