Отечественное телевидение, как и киноиндустрия, переживает непростые времена. Одна из причин — зрители находят в Cети новые форматы, например, веб-сериалы. «Культуромания» поговорила с медиапродюсером Валерией Найговзиной о том, насколько сложно снять веб-фильм и как вообще делаются веб-картины.
Отечественное телевидение, как и киноиндустрия, переживает непростые времена. Одна из причин — зрители находят в Cети новые форматы, например, веб-сериалы. «Культуромания» поговорила с медиапродюсером Валерией Найговзиной о том, насколько сложно снять веб-фильм и как вообще делаются веб-картины.
— Как вам пришла в голову идея снять веб-сериал?
— Компания X-Media Digital, которая и выпустила наш веб-сериал «Трудовые будни», в основном специализируется на производстве детского контента. Но поскольку для нас очень важно развиваться, родилась идея снять веб-сериал. Стали искать темы, форматы. И в итоге у нас родился концепт веб-сериала «Трудовые будни». Сейчас его можно посмотреть на YouTube-канале Serial в свободном доступе.
— Были ли фильмы в Сети, на которые вы ориентировались?
— Веб-сериал «Трудовые будни» — это комедийная история про офисных работников. Нашей задачей было создать юмористический сериал, который не напрягал бы зрителя, и который можно было бы посмотреть абсолютно в любом месте — дома, на работе, в пробке, в метро, за обедом. Наш сериал еще и про любовь: на протяжении всего сезона герои пытаются найти свои вторые половинки, прибегая к различным методам поиска, в том числе и к знакомству по интернету. Высмеиваем мы и привязанность человека к гаджетам. У нас было несколько примеров формата — сериал «Друзья» и сериал «Дурнушка Бетти». А стилистику мы «подсмотрели» у режиссера Уэса Андерсона. Нам хотелось создать эффект некоторой кукольности, сказочности.
— Почему вы выбрали «офисную» тему и такой короткий формат — серии по шесть-семь минут?
— «Офисная тема» появилась из жизни. У нас в компании X-Media Digital очень дружный коллектив. Мы все разные, у каждого свои особенности, сильные и слабые стороны. Но во время перерывов мы все собираемся на «офисной кухне», рассказываем, что у кого произошло в жизни, делимся историями. Когда мы только разрабатывали проект, были варианты всевозможных локаций: кафе или квартиры, но в итоге мы решили остановиться именно на офисе. Офис — это место, которое невольно объединяет абсолютно разных людей.
Что касается формата, то нам хотелось создать контент, который можно было бы посмотреть быстро. Съемки были запланированы так, что мы снимали за одну смену одну серию. Выработка более семи минут в смену — очень сомнительное решение. При таком условии страдает все: группа и качество.
— Кто целевая аудитория сериала?
— Молодежь от 14-ти лет. Каждый найдет в сериале что-то, что будет ему понятно и близко. У нас четыре главных персонажа — Тоня, Даша, Люба и Кирилл. Каждый герой — совокупность стереотипов и шаблонов.
— Где и как вы его снимали?
— Первый сценарий нас не устроил. Для людей, которые никогда не работали в киноиндустрии, очень трудно понять, как это так, вы работали вместе со сценаристом, контролировали каждую серию, а сценарий в итоге не понравился, и вы все переделывали. В кино так бывает. У меня был проект, где финал переписывали за несколько дней до финальной смены.
Съемки проходили в офисе X-Media Digital. От первой до десятой смены-серии прошло два месяца. Так как офис действующий, мы старались не тормозить работу компании, а снимать по выходным, но не всегда это удавалось. Одна из наших актрис, Нана Муштакова, играет в театре, и мы были вынуждены подстраиваться под ее театральный график.
Первые смены были тяжелые. Группа притиралась друг к другу. Творческие люди очень сложные, иногда излишне эмоциональные. Мне было важно сохранить нейтралитет в личных конфликтах, которые возникали в группе, выслушать каждую сторону, найти компромисс, который устроил бы всех. Можно сказать, что продюсер — своего рода психолог на площадке. Нужно быть готовым, что в 4 утра тебе позвонит кто-то из группы с тем, что он не может найти общий язык с режиссером. Когда проект в съемочном периоде, мой телефон включен 24 на 7. У меня нет будней и выходных, у меня нет дня и ночи, у меня есть только задачи, которые нужно решить.
Вторая часть смен прошла максимально гладко. Все друг с другом сдружились, притерлись. Для большинства группы последняя смена — конец проекта, но только не для продюсера. Следующий этап — постпродакшн. Люди считают, что цепочка простая: снял, смонтировал и выложил. В реальности кинопроизводства все куда сложнее. После того, как материал передан от оператора и звукорежиссера, он попадает к монтажеру.
Первым делом монтажер сводит материал по монтажным листам и сценарию. Дальше начинается творческая работа — непосредственно монтаж. Это очень вкусовой момент. После монтажа двух серий мы пришли к выводу, что лучше всего справится с задачей режиссера монтажа наш сценарист, Антон Бугаев. Он написал финальную версию сценария, работал на площадке как скрипт-супервайзер, знает все детали от и до. Как только мы его подключили к работе с монтажом, производительность увеличилась в два раза. После утверждения монтажа идет работа по цветокоррекции и постпродакшну по звуку. Мы использовали очень много компьютерной графики в сериале. Его производственная особенность заключалась в том, что мы могли начинать рисовать графику только после цветокоррекции. Это увеличивало срок постпродакшна.
— У вас есть опыт работы в съемочной группе, которая делала обычный кинофильм. Есть ли отличия при съемках веб-сериала и традиционного кино?
— Любой проект уникален. В каждом есть свои сложные моменты, и заранее очень трудно предугадать, где и что именно пойдет не так. У меня опыт продюсирования более пяти лет. Я принимала участие в абсолютно разных проектах: документальных и полнометражных фильмах, спецпроектах, сериалах, телевизионных шоу. И идеальных проектов не было никогда. Быть продюсером — это значит быть максимально стрессоустойчивым человеком. Вот, например, форс-мажор со съемок нашего сериала: во время смены на локации произошло короткое замыкание, и выключился весь свет. Пришлось в срочном порядке вызывать электриков для устранения проблемы, а это -- время. Время простоя — переработки. Переработки — увеличение бюджета проекта.
Если говорить про чисто технический аспект, то, что веб-сериал, что традиционный полный метр в плане организации съемок абсолютно одинаков. Есть стандартный набор людей, без которых ничего не получится: режиссер, сценарист, оператор, звукорежиссер, художник-постановщик, художник по костюмам, художник по свету и многие другие. Так что особых различий нет.
— Сколько стоил ваш сериал?
— Отвечу так: намного дешевле, чем самый обычный полнометражный фильм, но несколько дороже, чем мы изначально планировали. Для людей, которые заняты на проекте, нет разницы, где будет реализован сериал. В киноиндустрии есть ставки, ниже которых они просто не выйдут на смену. Очень четко прослеживается это в таких цехах, как звукорежиссерский, осветительский. У них есть профсоюзы, которые следят за тем, чтобы никто не демпинговал. Бывало, что из-за дружеского снижения ставок потом выходили проблемы для всей съемочной группы. Приезжал весь профсоюз, срывали смены, устраивали драки. Сегодня никто не хочет рисковать, так что продюсеры вынуждены играть по этим правилам.
— Как вы на нем зарабатываете?
— Основной заработок — монетизация YouTube. Это показ рекламы на видеороликах. Важно понимать, что YouTube и рекламодатели, которые приходят на платформу, платят не за просмотры видео, а за просмотры рекламы в этих видео.
Есть и другой источник заработка. Мы сумели найти продакт-плейсмент, это приложение для знакомств Mamba. Наша героиня Люба постоянно знакомится с парнями на Мамбе. В будущем не исключаю возможности продажи проекта на какую-нибудь платформу. Почему нет?
— Я правильно понимаю, что пока не требуется прокатное удостоверение для фильмов в Сети? Можно материться, одним словом. Вы эту свободу как-то используете?
— Для реализации проекта на YouTube прокатное удостоверение не требуется. По законодательству Российской Федерации авторами аудиовизуального произведения являются режиссер, сценарист и композитор. Для подтверждения авторских прав компании достаточно иметь договор с каждым из них, где будет прописано, что они передают все свои права компании. Безусловно, у нас имеются все эти документы.
Для реализации в онлайн-кинотеатрах на сегодняшний день наличие прокатного удостоверения так же не обязательно.
Мы планируем получить УНФ (удостоверение национального фильма) для сериала. Почти вся группа — граждане Российской Федерации. В сериале отсутствуют сцены насилия и употребление ненормативной лексики. Так что мы проходим по критериям Министерства культуры. При продаже сериала куда-либо это освободит от уплаты налогов. На YouTube тоже есть цензура. Контент 18+ монетизируется очень плохо, а следовательно, мы ограничены в показе сцен курения, употребления спиртного в кадре, а также сексуальных сцен. Мы постарались полностью избежать таких сцен.
— Нет ли ловушки в отсутствии критериев к фильму? Может ли это привести к тому, что будет сниматься некачественный контент?
— Все зависит от самой задачи, которую себе ставят производители. Если есть планы потом продать это куда-то помимо выкладки на YouTube, то нужно заранее думать, что существует такая вещь, как цензура. Как я уже сказала, контент 18+ не монетизируется. Если у проекта будут миллионные просмотры, то производитель все равно с этого ничего не заработает. Если сцены 18+ неизбежны по творческим параметрам, то лучше заранее подумать о продакт-плейсменте в проект.
Некачественный контент — вопрос довольно спорный. Что считать некачественным контентом: хорошо сделанный проект с малым количеством просмотров или ужасно пошлый, плохо сделанный проект, но с миллионными просмотрами? Мое мнение по этому поводу такое: на каждый товар найдется свой купец. Важно донести свой продукт до своей целевой аудитории. И вообще понимать свою аудиторию.
— Как продвигают веб-сериалы?
— Продвижение веб-сериала особо не отличается от продвижения любого другого контента. Мы рекламируем наш сериал в социальных сетях, а также на самой платформе YouTube.
— Можно ли сказать, что сейчас практически каждый может снять свое «кино» без больших денежных вложений? И какое будущее у этого формата в России?
— Вопрос философский. Считаю, что каждый сам должен решить для себя, что он будет называть «кино». Не любой видеоконтент можно считать «кино». Видеоконтент действительно может снять любой обладатель камеры (а сейчас она у всех в смартфоне), а «кино», на мой взгляд, — нет.
Елена Сердечнова