Наряду с традиционными и актуальными областями искусства в наши дни существуют явления, которые затруднительно отнести к тому или иному виду творчества, обозначить и заключить в рамки. К ним, безусловно, относится и ленд-арт: искусство, исследующее взаимодействие природы и человека, цивилизации. О ленд-арте и самой известном русском представителе этого искусства, Николая Полисском, «Культуромании» рассказала Мария Седова, искусствовед, специалист по ленд-арту.
К.: Расскажите, пожалуйста, что представляет из себя искусство ленд-арта, откуда оно появилось и чем отличается, скажем, от тех же садово-паркового искусства или дизайна?
МС.: Ленд-арт – молодое искусство, возникшее в середине 60-х годов XX века в Америке как протест художников против галерей. Художники стали «осваивать» огромные пространства, совершенно безлюдные и расположенные далеко от населенных пунктов. Нередко их проекты никто не видел. Они стремились придать природе новые смыслы: ворочали камни, пересаживали деревья... Считают что основная причина появления этого искусства – реакция на кризис ХХ века в отношениях между природой и человеком; это не только техническое развитие цивилизации, но и новое мировоззрение человека, влияние новой культуры.
Сам термин «ленд-арт» используется сегодня, чтобы охватить огромный диапазон художественных проектов, подразумевая при этом разных людей с разными взглядами на искусство. Но всё же их объединяет ряд характерных черт. Ленд-арт – это в первую очередь «скульптура» и «живопись», образованные вмешательством человека в ландшафт. У художников ленд-арта особенное понимание скульптуры, она может быть и земляным укреплением, и металлическими столбами в поле, и искусственно созданной расщелиной над невысохшим озером, и отпечатком на траве, оставленным в процессе ходьбы.
Объект ленд-арта можно назвать скрыто-откровенным вмешательством в ландшафт, которое должно безоговорочно гармонично влиться в окружающую среду и стать имитацией нерукотворной работы, то есть причудливым творением природы. Для таких скульптур художники обычно используют природные материалы, которые их окружают: прутья и ветки, листья, камни, предметы быта, различные растения, то есть все, что дает сама природа.
Ленд-арт хочет решить две задачи: преобразование природы и включения её в контекст культуры и нахождение духовной связи между человеком и природой. Чувство полного растворения в природе – это важная информация, которую несет ленд-арт объект современным людям. Это своеобразная попытка через произведения искусства достигнуть полной гармонии с природой. Художники стремятся продумать момент восприятия своих работ и вызвать у зрителя особенное чувство близости с природой, заставить вспомнить, что каждый человек является её частью. Характерными чертами ленд-арта являются, таким образом, использование природных материалов, отношение к природе как объекту и субъекту искусства, эфемерность и изоляция произведений, особенное сакральное месторасположение, непосредственная взаимосвязь с природными, естественными элементами художника, обращение к идеалам гармонии человека и природы прошлого.
Мастера ленд-арта не рассматривали стандартные художественные площадки, музеи или галереи, в качестве демонстрации своей деятельности, ведь они создавали настолько монументальные пейзажные проекты, что их невозможно было сопоставить с традиционной транспортабельной скульптурой или же с коммерческим рынком искусства в принципе.
К.: А кого можно назвать первопроходцами этого вида искусства?
МС.: Алан Сонфист считается первым художником этого направления. В 1965 году он начинает создавать (точнее, привносить природу и экологическое искусство) в Нью-Йорк. Его самая известная работа – "Пейзаж Времени" (Time Landscape): природный лес, который он привил в Нью-Йорке. Он также создал несколько других "Пейзажей Времени" по всему миру, например, "Круги Времени" во Флоренции.
Самым известным художником, который работал в этом жанре, считается американец Роберт Смитсон, написавший в 1968 году эссе "Отложение осадка Мышления: Земные Проекты". Это манифест ленд-арта, в нем описывалась реакция на отсоединение модернизма от социальных вопросов. Самый известный его проект– это проект Спирального Причала, для которого Смитсон скомпоновал скалу, землю и морские водоросли, чтобы сформировать длинный (450-метровый) причал спиральной формы, выходящий в Большое Соленое озеро в штате Юта. Доступная обозрению часть работы зависит от переменчивого уровня воды. С момента своего создания пристань однажды полностью скрылась из вида, чтобы потом снова появиться из под воды. Когда Роберт Смитсон погиб в авиакатастрофе в 1973 году, движение потеряло одного из своих самых важных авторов и основоположников.
"Художники Земли" (ленд-арт художники) чаще всего американцы: Карл Андрэ, Элис Эйкок, Уолтер де Мария, Деннис Оппенхейм, Алан Сонфист и Джеймс Террелл. Последний начал в 1972 году работу над, возможно, крупнейшим ленд-артом настоящего времени, изменив территорию, окружающую потухший вулкан Кратер Родена в Аризоне. Самыми интересными не американскими художниками считаются британцы Крис Дрери, Энди Голдсуорти, Питер Хатчинсон, Ричард Лонг и австралиец Эндрю Роджерс.
Интересно, что художники, посвятившие себя ленд-арту, в Америке положились, главным образом, на богатых покровителей и частные фонды, с помощью которых они спонсировали свои весьма дорогостоящие проекты. Нос внезапной экономической рецессией в середине 1970-х приток денег из подобных источников в основном остановился.
Как пример такого масштабного проекта – «Город» Майкла Хейзера (он строит и по сей день город в пустыне), это очень интересный проект, наверно мой самый любимый и завораживающий. В 1972 году Хейзер приобрел землю в Неваде и начал работу над первой частью. Он завершил первый комплекс в 1974, работая практически в одиночку. В процессе работы выкупил 7,8 квадратных километров. Последняя сделка была произведена в 1997 году. Ему очень помогает Майкл Гован (директор Художественного музея Лос Анджелеса) Долгое время у этой земли в Неваде (там строятся города длинной 2,5 км) не было статуса. Но не так давно Барак Обама объявил эти 284 га долин и хребтов национальным заповедником. А Майкл Гован помог собрать значительные средства на завершение строительства Города, направив $12 млн в фонд Triple Aught Foundation, учрежденный для поддержки проекта. Город почти завершен и, говорят, что лет через 5 его можно будет посетить. Это проект посреди ничего, просто в пустыне, там нет дорог и коммуникаций, будто поселение забытой цивилизации, неожиданно появившееся из песка…
К.: Как же зритель может увидеть эти работы и понять их, ведь нередко надо ехать куда-то далеко, а иногда вообще подниматься на вертолете?
МС.: Искусство ленд-арта как искусство на природе основано на использовании реального пейзажа в качестве главного художественного материала и объекта, на переплетении природы и культуры, человека и техники, естественного и искусственного. Художники прорывают траншеи, создают причудливые нагромождения камней, раскрашивают скалы, избирая для своих акций обычно безлюдные места — первозданные и дикие ландшафты, тем самым как бы стремясь вернуть искусство в природу. Благодаря своему «первобытному» облику многие акции и объекты такого рода сближаются с археологией, а также с фото-артом, поскольку большинство публики может созерцать их лишь в сериях фотографий.
Да, надо быть фанатом этого искусство, чтобы увидеть объекты. Например, у нас в России это парк Никола-ленивец, куда нужно ехать 240 км (от Москвы), часть дороги трястись на ухабах, а иногда и застрять в яме. Но потом вы получаете в награду поля и рощи, в которых скрыто искусство, многие объекты за годы существования в прямом смысле вросли в ландшафт, это полное погружение в природу.
К.: Как появляются такие объекты, кто их заказывает и оплачивает?
МС.: Это, действительно, дорого и технологически сложно, обычно в России министерства и меценаты спонсируют лишь остро актуальные направления. Работы ленд-арта «покупаются», по крайней мере в традиционном понимании, редко. Часто просто выделяются средства на их создание и сопутствующие траты. Такие крупномасштабные и дорогостоящие проекты финансируются из различных источников. Меценаты, спонсоры, крупные компании и фонды, иногда помогают государственные структуры. Часто происходит так называемая «вторичная монетизация» – продажа прав на фотографирование, публикации, продажа авторских репродукций, издание книг, альбомов, съемка фильмов, организация экскурсий. Например, для осмотра «Окруженных островов» художника Кристо была задействована авиационная компания, осуществлявшая экскурсии над Бискайским заливом. «Облачные Врата» Аниша Капура в Чикаго, стоимость которых предварительно оценивалась в 6 миллионов долларов, в итоге стоили около 23 миллионов. Всё финансировалось частными лицами и корпорациями. Но туристическая привлекательность места резко возросла. Этот объект стал магнитом для туристов.
К.: Получается ли, что, скажем, Стоунхедж - родственник ленд-арта?
МС.: Я бы не стала так говорить, этот так же, как сравнивать ленд-арт и парковое искусство, это абсолютно разное. Безусловно ленд-арт обращается к образам паркового искусства и даже к археологии. Да, конечно, можно представить, что условный граф Шереметев закажет у Николая Полисского «Зиккурат из сена», но все же парковое и ландшафтное искусство – это про изменение пространства под конкретного человека или под пользователей. А ленд-арт – это нередко огромные пространства, которые может быть и никто не увидит, больший размах.
К.: Где в России занимаются ленд-артом?
МС.: Крупнейшей площадкой для ленд-арта в современной России, как уже говорилось, стала деревня Никола-Ленивец в Калужской области. Туда приезжают художники и архитекторы со всей России и из других стран. С 2000 года художник Николай Полисский создает крупные арт-объекты в природной среде из естественных материалов, причем вместе с жителями деревни Никола-Ленивец, которую Полисский выбрал своей главной площадкой для творчества. Его первый проект – «Снеговики» – был создан на территории Никола-Ленивца в 2000 году и представлял из себя войско из двухсот двадцати снеговиков, стоящих на берегу реки Угры. За «Снеговиками» последовали другие монументальные объекты из природных материалов – сена, дерева, лозы – «Сенная башня», «Дровник», «Медиа башня», «Маяк» и другие. С 2006 года в Никола-Ленивце проходит фестиваль «Архстояние», создателем которого выступил Полисский, и в деревне начинают появляться работы различных авторов, в том числе и зарубежных.
К.: Какими же «сверхсмыслами» обладает ленд-арт?
МС.: Это главный вопрос, который стоит передо мной как перед специалистом в этой области искусства: зачем нужно это искусство и является ли оно уникальным, не заимствованным, и несет ли какой-нибудь смысл... Скажем, творчество и работы Николая Полисского в области ленд-арта наполнены знаками, и уже за почти двадцатилетнюю историю приобрели собственный язык. Есть природа: поля, лес, в лесу деревья, камни и горы, и человек может видеть это каждый день и просто наслаждаться этим. Но приходит человек, собирает из деревьев композицию, и вот уже приходит зритель и начинает думать: а какой в этом смысл и есть ли он там. Появляются свой язык и свои символы. Это новое искусство обрастает своими мифами и историями... Ленд-арт у того же Полисского постмодернистский, и сам он считает себя скорее постмодернистом. А это значит, что должен существовать плюрализм мнений относительно его произведений. Сам художник считает, чем больше мнений и вариантов, тем лучше. Это добавляет новые смыслы в историю объекта.
К.: Как активно развивается это искусство в России сегодня?
МС.: У нас не так много художников, работающих в этой области. Дело в том, что данное направление требует больших человеческих и финансовых ресурсов, ведь произведения ленд-арта очень масштабны и весьма затратны. В Никола-Ленивце есть не только работы Полисского, но и произвдения Алекснадра Бродского, архитектурного бюро Меганом, Василия Щетинина, Бориса Бернаскони, но большинства из авторов архитекторы, а Николай Полисский – художник, и именно он сделала ленд-арт «своим искусством», его приглашают создавать свои произведнеи в ленд-арт парки в Европе и Азии, это Франция, Голландия, Тайвань. Все произведения Николая Полисского отсылают нас к истории или русским обрядам и сказкам, но отсылают вроде бы с насмешкой ко всей этой русской истории, хотя насмешка подана с любовью и даже трепетом. Эти проекты сложно назвать почвенническими и национальными, хотя, безусловно, в них есть часть русского национального характера: немного «расхлябанности», много широкой «загадочной» души, много вымысла. За кажущейся простотой в них стоит второй, третий, а иногда и десятый смыслы. Найти их – задача зрителя.
Современные художники ленд-арта комбинируют несколько смежных направлений, таких как эко-арт и искусство в природе, а также активно работают в городской среде: стрит-арт и паблик-арт. Раньше ленд-арт проекты можно было встретить на фестивале ARTKлязьма, или в Перми. Некоторые работы Александра Пономарева также можно отнести к области ленд-арта. Это его подводная лодка «выглядывала» из воды на Венецианском биеннале.
К.: Интересно, можно ли коллекционировать ленд-арт?
МС.: Можно, если у вас есть много пространства и много средств для коллекционирования. Один из самых первых парков скульптур ХХ века – музей Луизиана под Копенгагеном: старый усадебный дом, с галереями, он хранит в себе одно из лучших собраний современного искусства в Европе, а в его саду скрываются работы таких художников как Ричард Серра и Пер Киркби. Немецкий бизнесмен и собиратель Карл-Генрих Мюллер построил под Дюссельдорфом музей Инзель Хомбройх. Австрийский куратор и музейный консультант Дитер Богнер приглашает в свой замок Бухберг-ам-Камп художников, там они могут поселиться и создать свои инсталляции. Год за годом старинное здание и угодья превращаются в один из самых оригинальных музеев мира.
Великобритания наполнена парками с необычным искусством. Не имеет аналогов сад поэта Гамильтона Финли под Эдинбургом: собранные здесь объекты буквально иллюстрируют его философские строки. В имении сэра Фредерика Джибберда сложилась коллекция «найденных» природных объектов – этих авторов он поддерживал в 1960 – 1970-е годы. В Букингемшире лорд Каррингтон собрал подобную экспозицию из работ последующих десятилетий – хитами его коллекции стали каменные шишки, фрукты и желуди Питера Рэндалл-Педжа. Наконец, во Франции на Луаре, в парке Шомон, присутствуют работы всех известных авторов ленд-арта, работа нашего Николая Полисского там тоже уже есть.
Автор статьи: Екатерина Ким