Такая «связь с землей» не случайна. Художник получил геологическое образование, и затем учился в Академии изящных искусств в Венеции. Эта естественно-научная тематика и стала главным источником творческой силы для большинства его работ: он все время возвращается к теме коллизии человеческих и природных сил. Его «Тотем» – обнаженная структура старого матраса, которому дается новая жизнь: каркас покрывается тысячью рукотворных бабочек. Яркие живописные произведения и скульптуры Ло Джудиче любят коллекционеры, в частности, они находятся в собрании князя Монако Альбера Второго. Выставлялись и в крупных музеях, в том числе в Русском музее и в Национальном музее искусства XXI века в Риме; также художник принимал участие в Венецианской биеннале.
К.: Переход из профессии геолога на арт-сцену – это очень нестандартный сценарий...
МЛД.: На самом деле, такого резкого перехода и не было. Дело в том, что я увлекался искусством с самого детства, меня всегда влекли цвета и краски, и я точно знал, что займусь живописью. Геология стала моим профессиональным «хобби», я просто очень хотел познакомиться с устройством планеты. Позже это легло в основу моего творчества.
К.: Думаю, ваша выставка будет пользоваться популярностью. Ведь в России обожают итальянское искусство...
МЛД.: На самом деле, не только в России ценят итальянское искусство, но и в Италии – русское. И я сам, и мои друзья изучали русскую литературу и русских художников, в том числе, конечно же, Шагала и Малевича... Россия – это уникальная страна. Ей пришлось многое пережить: войны, революции, смены режимов. Но при этом народ сумел сохранить свою душу, свою основу, свое понимание культуры.
К.: На вернисаже вы большое внимание уделили экологическим проблемам и Фонду Альбера Второго, с которым Вы сотрудничаете. Честно говоря, неожиданно для современного успешного художника. Вы полагаете, что современный художник обязательно должен заниматься социальными проблемами, как это было в арте повера?
МЛД.: Здесь не может быть какого-то правила. Что касается меня, то я с самого детства был зачарован нашей планетой. Сейчас у меня есть возможность принимать участие в сохранении природных ресурсов, в охране морей, и я считаю это своим долгом. Первые серьезные заработанные мной средства я потратил на благотворительный проект: поддержал лодку, которая ходит вдоль берегов Италии и отслеживает незаконный сброс отходов в воды. Так хотелось бы, чтобы будущие поколения жили в более чистом мире...
К.: А что касается Вашего творчества, что, помимо самой земли, вдохновляет вас?
МЛД.: Прежде всего, это художники, на первый взгляд, не имеющие прямого отношения к моей работе. Я создаю картины и скульптуры в новом тысячелетии, с современными техниками, но мои «источники» это Джотто, Караваджо и Пьеро де ла Франческа, от картин которого исходит свет...
Действительно, одна из самых важных черт Марчелло Ло Джудиче – это его цельность как автора. В этом смысле он и правда традиционный итальянский мастер, пускай и на современный лад. Глубина его полотен достигается не только эмоциональной натурой мастера и хорошо поставленной фирменной индивидуальной техникой. За ними лежит честность переживания, верность самой простой и понятной каждому фактуре и ценности – земле. Она является главным источников вдохновения и образности для Ло Джудиче, и ей же он возвращает такой немаловажный продукт, полученный от продажи произведений искусства, как материальные средства. Впрочем, этими работами можно просто любоваться, не изучая бэкграунд: они эстетически безупречны и очень понятны.
Владимир Анатольевич Семинихин, президент Фонда «Екатерина», рассказывает в интервью «Культуромании»:
«Современное искусство – это, прежде всего, меценатская деятельность. Нашей главной задачей на этой выставке является знакомство зрителя с художником Марчелло Ло Джудиче. Нас очень прельщает то, что это художник принес нечто особенное в живопись. По первому образованию он геолог, и в работах можно заметить включение картографических рельефов. Кроме того, Ло Джудиче работает с фондом князя Альбера Второго. А выставку о его матери, принцессы Грэйс Келли, мы проводили еще в 2009 году, и до сих пор тот проект – лидер по количеству посетителей нашего Фонда (семьдесят тысяч человек за полтора месяца). Мы надеемся, что и на выставку Марчелло придет достаточно много зрителей. Возможно, человеку с улицы, который никогда не видел авангарда будет тяжело понять его произведения... Хотя, казалось бы, сейчас об авангарде говорят все, проходит столетие русского авангарда, и русские художники – родоначальники этого направления... Возвращаясь к творчеству Марчелло. На его полотнах мы видим разложение фактуры, рельефность, и это особый шаг в исследованиях разложения образности у абстракционистов. Из представленных произведений мне очень нравится «Красный» (2016 г.), который экспонируется на входе в экспозицию. Это очень сильная работа, отражающая дух нашего меняющегося времени. А вот остальные экспонаты, напротив, действуют очень умиротворяюще... Возможно, у зрителя родятся какие-то другие ассоциации, поэтому мы ждем посетителей, чтобы они могли познакомиться с прекрасным представителем современного итальянского искусства, который, к тому же, учился у знаменитых мастеров середины ХХ века, и во многом является их наследником».
Автор статьи: Екатерина Ким
Фото: Фонд культуры «Екатерина» (с)