Коллекционировать картины Екатерина Гельцер стала после Октябрьской революции и к концу жизни стала обладательницей большой, очень ценной коллекции картин великих русских художников второй половины ХIX и начала XX века
Коллекция Гельцер предположительно состояла из более чем 200 произведений искусства, почти все — работы выдающихся мастеров. Современники называли ее собрание “маленьким отделением Третьяковской галереи”. Как Екатерине Гельцер удалось собрать такую большую коллекцию остается загадкой — ни воспоминаний, ни документов почти нет. Однако немногие высказывания самой Гельцер позволяют предположить, что в ней рано проснулся интерес к собирательству художественно-исторических раритетов.
К 1940-м годам коллекция Екатерины Гельцер стала уже знаменита. Общая опись коллекции отсутствует, однако ее значимость была так велика, что осенью 1941 года 98 лучших работ из ее собрания Третьяковская галерея включила в список шедевров, подлежащих эвакуации. Среди них произведения К. Брюллова, С. Щедрина, В. Тропинина, П. Федотова, И. Репина, В. Сурикова, И. Шишкина, А. Куинджи, В. Верещагина, В. Васнецова, В. Поленова, М. Нестерова, Н. Рериха, М. Врубеля, А. Бенуа, К. Сомова, В. Борисова-Мусатова, Б, Левитана, В. Серова, К. Коровина, В. Максимова, Н. Сапунова, Ф. Малявина, А. Архипова. Почти полный набор ведущих художников ХIX - начала XX века.
После смерти Екатерины Гельцер в 1962 году, ее собрание стало распадаться. Сначала в виде пожертвований в музеи - племянница балерины Татьяна Гельцер подарила 5 работ Третьяковской галерее (сейчас в Третьяковке 16 произведений из коллекции балерины), что-то она отдала в другие музеи. Оставшуюся часть коллекции распродали. В итоге, уже к 1980-м годам от нее почти ничего не осталось.
На выставке можно увидеть лишь небольшую часть собрания Екатерины Гельцер — четыре десятка полотен и рисунков размещены в трех залах, но даже эта скромная экспозиция позволяет оценить вкус коллекционера и почувствовать дух эпохи.
В первом зале галереи разместились картины Исаака Левитана. Гельцер особенно любила творчество великого пейзажиста. Но не в меньшей степени Екатерина Гельцер ценила эскизы пастельных тонов Виктора Борисова-Мусатова, и классические парковые пейзажи Александра Бенуа.
Во втором зале выставлены импрессионистские работы Константина Коровина. Гельцер была дружна с художником, неоднократно оформлявшим балетные и оперные спектакли. Поэтому театральные эскизы также представлены в коллекции. Это, например, гуашь “Сады Черномора” и две пестрые восточные композиции — к балетам “Саламбо” Арендса и “Раймонда” Глазунова.
“Натурщица с распущенными волосами” В. Серова, пышный натюрморт “Голубые гортензии” Н.Сапунова, “На высоком берегу Волги” Б. Кустодиева, “Гензель и Гретель” М. Врубеля, “Портрет балерины О.А. Спесивцевой” С. Сорина — вот только часть шедевров, представленных на выставке.
Прима-балерина императорских театров Екатерина Гельцер происходила из театральной семьи. Ее дед Фридрих Хёльцер родом из Пруссии, он был популярным учителем бальных танцев. Мать балерины, Екатерина Ивановна, происходила из купеческого рода Блиновых. Отец и мать всячески поощряли артистизм маленькой Кати.
В 1886 году десятилетнюю Екатерину Гельцер зачислили на балетное отделение Московского театрального училища, после успешного окончания которого она была принята в труппу Большого театра. Уже в первом сезоне Гельцер танцевала в спектаклях основного репертуара. Во втором сезоне она переходит в разряд второй солистки и участвует уже в десяти спектаклях Большого театра.
По совету отца в 1896 году Екатерина едет в Петербург стажироваться в Мариинском театре. Гельцер внимательно наблюдала характер танца петербургских балерин, стараясь выработать свой танцевальный стиль и, похоже, ей это удалось. Оригинальность и страстность танца молодой балерины заметили и публика, и пресса. В Большом театре Гельцер сразу же получает звание первой солистки и танцует в главных ролях почти во всех репертуарных балетных спектаклях театра.
Начинается стремительное восхождение новой балетной звезды. В 1902 году Гельцер уже имеет звание “балерина”, что равноценно сегодняшнему статусу «примы», «звезды». Репертуар Екатерины Васильевны Гельцер за долгие годы работы в Большом театре (1894-1935) был огромен. Она стала первой исполнительницей балетов “Корсар”, “Эсмеральда” и “Красный мак”. Во всех постановках показала себя не только виртуозной танцовщицей, но и выразительной драматической актрисой.
Гельцер любила путешествовать. Список ее гастрольных поездок по России и за границей огромен. В 1910 году Гельцер выступала в “Русских сезонах” С.П. Дягилева и была удостоена почетного звания офицера Академии изящных искусств. “Русский танец” (или “Русская”) Гельцер обошел весь мир и стал визитной карточкой балерины.
Балерина благополучно пережила революцию и пришлась ко двору советской власти. В 1937 году была удостоена самой высокой награды, существовавшей тогда — Орденом Ленина за роль в первом советском балете “Красный мак”. Успех балета был оглушительный, постановка выдержала более 350 спектаклей в течении первого десятилетия. Тогда Гельцер было уже более 50 лет. “Балет — это искусство вечной молодости. Я — единственное исключение”, - говорила балерина полушутя, полусерьезно.
В 1935 году она покинула сцену Большого театра, но танцевать не перестала - блистала на разных театральных и концертных подмостках и много ездила на гастроли. Продолжала танцевать и в годы Великой Отечественной войны. Оставшись в Москве, превозмогала холод и голод, недомогания и бытовой дискомфорт военного времени.
15 ноября 1961 года театральная общественность Москвы широко отметила 85-летний юбилей балерины. Почти ослепшая, она уже не выходила из дома и жила с сестрой, племянницей и домработницами в огромной квартире в Брюсовом переулке в окружении своей большой и бесценной коллекции картин. Ее квартира была сдвоенной и занимала почти весь этаж. Декорировал квартиру архитектор А.В. Щусев. В большой и уютной гостинной все выдавало тонкий вкус хозяйки — старинный диван, удобные мягкие кресла, обитые золотистым полосатым шелком; картины Коровина, Левитана, Серова на стенах; шкаф с тонкой фарфоровой посудой, русских, французских и китайских мастеров; декоративные тарелки и цветы повсюду — на подоконниках, в вазонах, в корзинах. В гостях у Екатерины Васильевны побывал весь цвет советской художественной интеллигенции — артисты балета и актеры, художники и искусствоведы, композиторы, коллекционеры.
Произведения искусства, отмеченные владельческим именем Екатерины Гельцер — верный знак тонкости вкуса и глубокого понимания живописи.