Любовь Толкалина: "Со спектаклем о Евдокии Лопухиной в мою жизнь вошло священнодействие"

Кино-театр

Любовь Толкалина: "Со спектаклем о Евдокии Лопухиной в мою жизнь вошло священнодействие"
16 Декабря 2019, 10:36
В 2019 году театр "Собор" поставил спектакль "Последняя русская царица", посвященный первой жене Петра Великого Евдокии Лопухиной. Режиссер Любовь Толкалина рассказала "Культуромании", почему ее заинтересовала история последней не иноземной царицы на русском престоле, о жанре докудрамы и о том, как совместить правду историческую и сценическую

В 2019 году театр "Собор" поставил спектакль "Последняя русская царица", посвященный первой жене Петра Великого Евдокии Лопухиной. Этот спектакль стал режиссерским дебютом Любови Толкалиной, которая выступила также продюсером спектакля. Актриса рассказала "Культуромании", почему ее заинтересовала история последней не иноземной царицы на русском престоле, о жанре докудрамы и о том, как совместить правду историческую и сценическую.


Беседа состоялась в рамках конференции, посвященной 350-летию со дня рождения Евдокии Лопухиной, которая прошла в Российском научно-исследовательском институте природного и культурного наследия им. Д. С. Лихачёва под кураторством Дарьи Романовой.

— Почему вы решили поставить спектакль о Евдокии Лопухиной и — шире — о русском средневековье?

— Помещение нашего театра «Собор» находится в историческом месте — палатах Мазепы на территории лютеранского собора Петра и Павла, которая раньше была частью усадьбы бояр Лопухиных. Мы сделали первый спектакль «Последняя русская царица» именно о Евдокии Лопухиной как «посвящение месту». Наши палаты XVI века являются своеобразной «машиной времени», откуда мы можем путешествовать в любые мировые исторические события. Я увлекаюсь историей, и несколько лет назад, когда я стала художественным руководителем, продюсером, режиссером и актрисой в собственном театре, подумала, что где как не здесь можно было бы играть исторические спектакли в стиле докудрама (документальная драма), чтобы через игру и эмоции доносить до зрителей информацию о мировой истории и ее героях, имена которых мы подзабыли, и пробуждать жажду познания.

— Какие средства вы используете, чтобы сделать исторические образы и сюжеты близкими современному зрителю?

— Спектакли мы делаем недлинными, но насыщенными. Современный зритель хочет получать информацию быстро и чётко, поэтому средняя продолжительность наших спектаклей — час. Наша задача — рассказать зрителю за час то, на что научные работники, сотрудники музеев, экскурсоводы затрачивают в несколько раз больше времени, как, например,на конференции в Институте Наследия, посвященной разным граням личности Евдокии Лопухиной.

Наш спектакль сопровождается живой музыкой: Петр Главатских на инструменте маримба исполняет несколько популярных мелодий современных групп, которые в таком виде звучат совершенно неузнаваемо. А моя дочь Мария Михалкова очень долго работала над созданием видеомейкинга — это видеоконтент, который сопровождает наш спектакль. Он состоит из документальных кадров, общеизвестных образов семьи Лопухиных, видео со стен Покровского монастыря в Суздале и ее фантазийных работ на тему царевича Алексея.

Мы столкнулись с тем, что современный человек не видит разницы между парсуной и иконой, а первую афишу к спектаклю я заказала дизайнеру именно как парсуну: мне хотелось, чтобы это был мой портрет, но в стиле того времени. Когда мы провели фокус-группу, оказалось, что людей смущает такое изображение, поэтому пришлось сделать афишу более современной, чёрно-красно-белой в стиле Александра Родченко, что, как ни странно, очень хорошо работает по сей день.

— Как вы работаете с историческим материалом? Изучаете архивные документы, привлекаете профессиональных историков? С какими сложностями сталкиваетесь?

— Мы столкнулись с тем, что достоверных исторических материалов по периоду русского Средневековья очень мало — например, нет даже точного портрета Ивана Грозного (сейчас мы готовим спектакль о нём и его сватовстве к английской королеве Елизавете I Тюдор). Как известно, информация о Евдокии Лопухиной скрывалась, при Петре I даже было запрещено о ней говорить. За любое упоминание о царице на площади отрезали язык, поэтому исторических данных сохранилось очень мало. Конечно же, мы привлекали к написанию оригинальной пьесы профессиональных историков, и большую лепту в наш сценарий внесла Ирина Капралова. Очень непростая задача — вместить историческую правду в правду сценическую, через игру актёров совместить художественный вымысел и сведения, найденные в Сети и библиотеках, выдержав при этом стройность повествования.

— Говорят, что каждая роль меняет что-то в личности артиста. Как повлияла на вас роль Евдокии Лопухиной?

— «Последняя русская царица» — мой первый режиссерский опыт. Влияние личности Евдокии Лопухиной на собственную жизнь я, несомненно, чувствую. Например, я полностью поменяла свое отношение к подготовке к спектаклю. Я с восьми лет в театре, сейчас играю много спектаклей, в том числе антрепризных, работала в разных театрах. Но именно с началом репетиций в этом спектакле и благодаря моему партнеру Игорю Лесову, артисту театра «Школа драматического искусства» и моему однокурснику, с которым мы вместе учились во ВГИКе у Алексея Владимировича Баталова, я стала определенным образом готовиться к спектаклю. Мы читаем молитву «Царю Небесному» и 90-й псалом («Живый в помощи Вышняго»), и это полностью поменяло мое отношение к тому, что я делаю на сцене. Пришлось даже вспомнить, как, поступая в училище имени Щепкина при Малом театре, я увидела на стене  послание Михаила Семеновича  потомкам: «Священнодействуй или убирайся вон». И это священнодействие вошло в мою жизнь со спектаклем о Евдокии Лопухиной.

Мария Хорькова

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Любовь Толкалина: "Со спектаклем о Евдокии Лопухиной в мою жизнь вошло священнодействие"

<h2>В 2019 году театр "Собор" поставил спектакль "Последняя русская царица", посвященный первой жене Петра Великого Евдокии Лопухиной. Этот спектакль стал режиссерским дебютом Любови Толкалиной, которая выступила также продюсером спектакля. Актриса рассказала "Культуромании", почему ее заинтересовала история последней не иноземной царицы на русском престоле, о жанре докудрамы и о том, как совместить правду историческую и сценическую.</h2> <br> <span style="font-size: 14pt;">Беседа состоялась в рамках конференции, посвященной 350-летию со дня рождения Евдокии Лопухиной, которая прошла в Российском научно-исследовательском институте природного и культурного наследия им. Д. С. Лихачёва под кураторством Дарьи Романовой.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> — Почему вы решили поставить спектакль о Евдокии Лопухиной и — шире — о русском средневековье?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> — Помещение нашего театра «Собор» находится в историческом месте — палатах Мазепы на территории лютеранского собора Петра и Павла, которая раньше была частью усадьбы бояр Лопухиных. Мы сделали первый спектакль «Последняя русская царица» именно о Евдокии Лопухиной как «посвящение месту». Наши палаты XVI века являются своеобразной «машиной времени», откуда мы можем путешествовать в любые мировые исторические события. Я увлекаюсь историей, и несколько лет назад, когда я стала художественным руководителем, продюсером, режиссером и актрисой в собственном театре, подумала, что где как не здесь можно было бы играть исторические спектакли в стиле докудрама (документальная драма), чтобы через игру и эмоции доносить до зрителей информацию о мировой истории и ее героях, имена которых мы подзабыли, и пробуждать жажду познания.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>— Какие средства вы используете, чтобы сделать исторические образы и сюжеты близкими современному зрителю?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> — Спектакли мы делаем недлинными, но насыщенными. Современный зритель хочет получать информацию быстро и чётко, поэтому средняя продолжительность наших спектаклей — час. Наша задача — рассказать зрителю за час то, на что научные работники, сотрудники музеев, экскурсоводы затрачивают в несколько раз больше времени, как, например,на конференции в Институте Наследия, посвященной разным граням личности Евдокии Лопухиной. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Наш спектакль сопровождается живой музыкой: Петр Главатских на инструменте маримба исполняет несколько популярных мелодий современных групп, которые в таком виде звучат совершенно неузнаваемо. А моя дочь Мария Михалкова очень долго работала над созданием видеомейкинга — это видеоконтент, который сопровождает наш спектакль. Он состоит из документальных кадров, общеизвестных образов семьи Лопухиных, видео со стен Покровского монастыря в Суздале и ее фантазийных работ на тему царевича Алексея. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Мы столкнулись с тем, что современный человек не видит разницы между парсуной и иконой, а первую афишу к спектаклю я заказала дизайнеру именно как парсуну: мне хотелось, чтобы это был мой портрет, но в стиле того времени. Когда мы провели фокус-группу, оказалось, что людей смущает такое изображение, поэтому пришлось сделать афишу более современной, чёрно-красно-белой в стиле Александра Родченко, что, как ни странно, очень хорошо работает по сей день.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>— Как вы работаете с историческим материалом? Изучаете архивные документы, привлекаете профессиональных историков? С какими сложностями сталкиваетесь?</b></span><br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> — Мы столкнулись с тем, что достоверных исторических материалов по периоду русского Средневековья очень мало — например, нет даже точного портрета Ивана Грозного (сейчас мы готовим спектакль о нём и его сватовстве к английской королеве Елизавете I Тюдор). Как известно, информация о Евдокии Лопухиной скрывалась, при Петре I даже было запрещено о ней говорить. За любое упоминание о царице на площади отрезали язык, поэтому исторических данных сохранилось очень мало. Конечно же, мы привлекали к написанию оригинальной пьесы профессиональных историков, и большую лепту в наш сценарий внесла Ирина Капралова. Очень непростая задача — вместить историческую правду в правду сценическую, через игру актёров совместить художественный вымысел и сведения, найденные в Сети и библиотеках, выдержав при этом стройность повествования.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>— Говорят, что каждая роль меняет что-то в личности артиста. Как повлияла на вас роль Евдокии Лопухиной?</b></span><br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> — «Последняя русская царица» — мой первый режиссерский опыт. Влияние личности Евдокии Лопухиной на собственную жизнь я, несомненно, чувствую. Например, я полностью поменяла свое отношение к подготовке к спектаклю. Я с восьми лет в театре, сейчас играю много спектаклей, в том числе антрепризных, работала в разных театрах. Но именно с началом репетиций в этом спектакле и благодаря моему партнеру Игорю Лесову, артисту театра «Школа драматического искусства» и моему однокурснику, с которым мы вместе учились во ВГИКе у Алексея Владимировича Баталова, я стала определенным образом готовиться к спектаклю. Мы читаем молитву «Царю Небесному» и 90-й псалом («Живый в помощи Вышняго»), и это полностью поменяло мое отношение к тому, что я делаю на сцене. Пришлось даже вспомнить, как, поступая в училище имени Щепкина при Малом театре, я увидела на стене  послание Михаила Семеновича  потомкам: «Священнодействуй или убирайся вон». И это священнодействие вошло в мою жизнь со спектаклем о Евдокии Лопухиной.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> Мария Хорькова</b></span> <p> </p>

Любовь Толкалина: &amp;quot;Со спектаклем о Евдокии Лопухиной в мою жизнь вошло священнодействие&amp;quot;

Любовь Толкалина: &amp;quot;Со спектаклем о Евдокии Лопухиной в мою жизнь вошло священнодействие&amp;quot;

Любовь Толкалина: &amp;quot;Со спектаклем о Евдокии Лопухиной в мою жизнь вошло священнодействие&amp;quot;

Любовь Толкалина: &amp;quot;Со спектаклем о Евдокии Лопухиной в мою жизнь вошло священнодействие&amp;quot;