Любовь Агафонова, галерея «Веллум»: «Мне хотелось показать Коровина как непревзойденного учителя»

Музеи и выставки

Любовь Агафонова, галерея «Веллум»: «Мне хотелось показать Коровина как непревзойденного учителя»
10 Декабря 2019, 11:57

В галерее «Веллум» открылась выставка «Коровин. Учитель и ученики»

В галерее «Веллум» открылась выставка «Коровин. Учитель и ученики».

Каждый год в день рождения Константина Алексеевича Коровина, выдающегося художника, «русского импрессиониста» в галерее «Веллум» открывается выставка «Коровин и его ученики». В основе работы из собрания владелицы галереи Любови Агафоновой, к которым добавляются вещи из других частных коллекций.

«В первый раз мы провели такую выставку три года назад в Библиотеке искусств имени Боголюбова, и она имела большой успех, -- рассказывает «Культуромании» Любовь Агафонова. – Мне хотелось показать Коровина как непревзойденного учителя, сформировавшего плеяду первоклассных мастеров, которые стали гордостью русской живописи, русского импрессионизма, и, в свою очередь преподавателями, передавшими свой опыт и знания следующим поколениям».

Три года назад, представляя Константина Коровина как художника-учителя, «Веллум» показывал рядом с его работами произведения, пожалуй, самых известных его учеников: Сергея Герасимова, Федора Федоровского и Георгия Лапшина. Федор Федоровский стал главным художником Большого театра и прослужил в нем три десятка лет. Весь пафос Большого театра, главного театра страны, который своей грандиозностью должен был соответствовать грандиозности замысла строительства нового мира, был создан Федоровским. Модели рубиновых звезд, установленных на башнях Кремля в 1937 году – это тоже его работа.

Георгий Лапшин, эмигрировавший из России в 1922 году, получил во Франции известность как пейзажист, художник- сценограф, а также как певец-тенор и оперный режиссер – он выступал на сцене Русской оперы в Париже, а в Лондоне, в Ковент-Гардене, поставил «Сказание о невидимом граде Китеже».

Сергей Герасимов стал автором нескольких эталонных соцреалистических работ (самая известная из них – «Мать партизана»), директором Суриковского института. Но здесь, в галерее «Веллум», он предстает не столпом большого сталинского стиля, а тонким лириком, автором «ренуаровских» портретов и пейзажей.

В этом году «Веллум» делает акцент на именах двух других учеников Константина Коровина. «Посмотрите, - говорит Любовь Агафонова, -- какая многогранность таланта. Ученики наших великих художников, Кончаловского или Машкова, копируют своих учителей, это маленькие кончаловские и машковы. А здесь – человек смог передать своим ученикам цвет, пластику, мягкость композиционную, но у каждого из художников свое лицо. И имена-то какие! Алексей Исупов. В середине двадцатого века он творит в Италии. Вы посмотрите, какие чудные вещи, фантастической красоты.

Александр Васильевич Шевченко – художник, который был активным организатором Музея живописной культуры (в Третьяковской галерее недавно открылась экспозиция, рассказывающая об этом музее). Участвовал во всех главных авангардистских выставках -- «Ослиный хвост», «Мишень». У нас есть его вещь 1902 года, просто сумасшедшая, и вещь 1931 года, когда он пишет горянок. И он тоже становится учителем - Ростислав Барто, известный советский художник, был его учеником».

Кроме «Веллума» и галереи «Даев 33», среди организаторов выставки числится фонд «Спасем вместе». В спасении нуждается дача Константина Коровина, о которой знают все, кто читал книгу Коровина «Моя жизнь» или его воспоминания о Шаляпине. «Я построился в лесу, поблизости от речки Нерли. У меня был чудесный новый дом из соснового леса, -- пишет Коровин. -- Моими друзьями были охотники-крестьяне из соседних деревень -- милейшие люди. Мне казалось, что Шаляпин впервые видит крестьян -- он не умел как-то с ними говорить, немножко их побаивался. А если и говорил, то всегда какую-то ерунду, которую они выслушивали с каким-то недоверием.
Он точно роль играл -- человека душа нараспашку; все на кого-то жаловался, намекал на горькую участь крестьян, на их тяжелый труд, на их бедность. Часто вздыхал и подпирал щеку кулаком. Друзья мои охотники слушали про все эти тяжкие невзгоды народа, но отвечали как-то невпопад и видимо скучали».

Шаляпин в конце концов уговорил Коровина продать ему полсотни десятин земли, прикупил участок у соседнего помещика и выстроил себе дачу в двух километрах от коровинской. Хозяйствовать на своей земле ему так понравилось, что он даже подумывал завести гусей и кур. От этой дачи, к сожалению, уже ничего не осталось, а дом Коровина пока стоит, хотя и находится в запустении. Любовь Агафонова впервые увидела его двенадцать лет назад.

-- Скажите, пожалуйста какая задача у фонда «Спасем вместе»?

-- Собрать денег на этот несчастный дом, чтобы хотя бы немного его закрепить и не дать ему развалиться. Чтобы он, как при Коровине, был местом, где будут собираться любители искусства. В нашей коллекции есть картина Константина Алексеевича, написанная в 1909 году, на которой как раз этот дом и изображен, во всполохах закатного солнца. Он стоит на реке Нерли, все по-русски, как из сказок.

-- А в каком состоянии дом сейчас?

-- Когда я туда приехала в 2007 году, там были разбиты окна, валялся мусор, очень было неприятно. Сейчас это все почистили, вставили окна. Дом законсервирован, там проводят пленэры. Я очень люблю Переславль, и думала, что куплю на Нерли четыре гектара по границам с домом Шаляпина, восстановлю коровинскую дачу на свои средства, сделаем там фонд, сделаем культурное место, но у меня не получилось – начался кризис. У меня муж архитектор-реставратор, и мы могли бы сделать реконструкцию здания, и приезжали бы люди, как они приезжают в Ростов, и в другие места на Золотом кольце. Там, правда, нет хорошей дороги, но можно делать летние сессии. Я об этом мечтаю.

Татьяна Филиппова

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Любовь Агафонова, галерея «Веллум»: «Мне хотелось показать Коровина как непревзойденного учителя»

<h2> В галерее «Веллум» открылась выставка «Коровин. Учитель и ученики». </h2> <p> Каждый год в день рождения Константина Алексеевича Коровина, выдающегося художника, «русского импрессиониста» в галерее «Веллум» открывается выставка «Коровин и его ученики». В основе работы из собрания <b>владелицы галереи Любови Агафоновой</b>, к которым добавляются вещи из других частных коллекций. </p> <p> «В первый раз мы провели такую выставку три года назад в Библиотеке искусств имени Боголюбова, и она имела большой успех, -- рассказывает «Культуромании» Любовь Агафонова. – Мне хотелось показать Коровина как непревзойденного учителя, сформировавшего плеяду первоклассных мастеров, которые стали гордостью русской живописи, русского импрессионизма, и, в свою очередь преподавателями, передавшими свой опыт и знания следующим поколениям». </p> <p> Три года назад, представляя Константина Коровина как художника-учителя, «Веллум» показывал рядом с его работами произведения, пожалуй, самых известных его учеников: Сергея Герасимова, Федора Федоровского и Георгия Лапшина. Федор Федоровский стал главным художником Большого театра и прослужил в нем три десятка лет. Весь пафос Большого театра, главного театра страны, который своей грандиозностью должен был соответствовать грандиозности замысла строительства нового мира, был создан Федоровским. Модели рубиновых звезд, установленных на башнях Кремля в 1937 году – это тоже его работа. </p> <p> Георгий Лапшин, эмигрировавший из России в 1922 году, получил во Франции известность как пейзажист, художник- сценограф, а также как певец-тенор и оперный режиссер – он выступал на сцене Русской оперы в Париже, а в Лондоне, в Ковент-Гардене, поставил «Сказание о невидимом граде Китеже». </p> <p> Сергей Герасимов стал автором нескольких эталонных соцреалистических работ (самая известная из них – «Мать партизана»), директором Суриковского института. Но здесь, в галерее «Веллум», он предстает не столпом большого сталинского стиля, а тонким лириком, автором «ренуаровских» портретов и пейзажей. </p> <p> В этом году «Веллум» делает акцент на именах двух других учеников Константина Коровина. «Посмотрите, - говорит Любовь Агафонова, -- какая многогранность таланта. Ученики наших великих художников, Кончаловского или Машкова, копируют своих учителей, это маленькие кончаловские и машковы. А здесь – человек смог передать своим ученикам цвет, пластику, мягкость композиционную, но у каждого из художников свое лицо. И имена-то какие! Алексей Исупов. В середине двадцатого века он творит в Италии. Вы посмотрите, какие чудные вещи, фантастической красоты. </p> <p> Александр Васильевич Шевченко – художник, который был активным организатором Музея живописной культуры (в Третьяковской галерее недавно открылась экспозиция, рассказывающая об этом музее). Участвовал во всех главных авангардистских выставках -- «Ослиный хвост», «Мишень». У нас есть его вещь 1902 года, просто сумасшедшая, и вещь 1931 года, когда он пишет горянок. И он тоже становится учителем - Ростислав Барто, известный советский художник, был его учеником». </p> <p> Кроме «Веллума» и галереи «Даев 33», среди организаторов выставки числится фонд «Спасем вместе». В спасении нуждается дача Константина Коровина, о которой знают все, кто читал книгу Коровина «Моя жизнь» или его воспоминания о Шаляпине. «Я построился в лесу, поблизости от речки Нерли. У меня был чудесный новый дом из соснового леса, -- пишет Коровин. -- Моими друзьями были охотники-крестьяне из соседних деревень -- милейшие люди. Мне казалось, что Шаляпин впервые видит крестьян -- он не умел как-то с ними говорить, немножко их побаивался. А если и говорил, то всегда какую-то ерунду, которую они выслушивали с каким-то недоверием.<br> Он точно роль играл -- человека душа нараспашку; все на кого-то жаловался, намекал на горькую участь крестьян, на их тяжелый труд, на их бедность. Часто вздыхал и подпирал щеку кулаком. Друзья мои охотники слушали про все эти тяжкие невзгоды народа, но отвечали как-то невпопад и видимо скучали». </p> <p> Шаляпин в конце концов уговорил Коровина продать ему полсотни десятин земли, прикупил участок у соседнего помещика и выстроил себе дачу в двух километрах от коровинской. Хозяйствовать на своей земле ему так понравилось, что он даже подумывал завести гусей и кур. От этой дачи, к сожалению, уже ничего не осталось, а дом Коровина пока стоит, хотя и находится в запустении. Любовь Агафонова впервые увидела его двенадцать лет назад. </p> <p> -- Скажите, пожалуйста какая задача у фонда «Спасем вместе»? </p> <p> -- Собрать денег на этот несчастный дом, чтобы хотя бы немного его закрепить и не дать ему развалиться. Чтобы он, как при Коровине, был местом, где будут собираться любители искусства. В нашей коллекции есть картина Константина Алексеевича, написанная в 1909 году, на которой как раз этот дом и изображен, во всполохах закатного солнца. Он стоит на реке Нерли, все по-русски, как из сказок. </p> <p> -- А в каком состоянии дом сейчас? </p> <p> -- Когда я туда приехала в 2007 году, там были разбиты окна, валялся мусор, очень было неприятно. Сейчас это все почистили, вставили окна. Дом законсервирован, там проводят пленэры. Я очень люблю Переславль, и думала, что куплю на Нерли четыре гектара по границам с домом Шаляпина, восстановлю коровинскую дачу на свои средства, сделаем там фонд, сделаем культурное место, но у меня не получилось – начался кризис. У меня муж архитектор-реставратор, и мы могли бы сделать реконструкцию здания, и приезжали бы люди, как они приезжают в Ростов, и в другие места на Золотом кольце. Там, правда, нет хорошей дороги, но можно делать летние сессии. Я об этом мечтаю. </p> <p> <b>Татьяна Филиппова</b> </p>

Любовь Агафонова, галерея «Веллум»: «Мне хотелось показать Коровина как непревзойденного учителя»

Любовь Агафонова, галерея «Веллум»: «Мне хотелось показать Коровина как непревзойденного учителя»

Любовь Агафонова, галерея «Веллум»: «Мне хотелось показать Коровина как непревзойденного учителя»

Любовь Агафонова, галерея «Веллум»: «Мне хотелось показать Коровина как непревзойденного учителя»

Интересное по теме

Коллекционирование/Арт-рынок

Робот-художник заработал миллион
18 ноября 2024, 16:54

Музеи и выставки

«Профессиональный благотворитель» Алексей Бахрушин и его коллекция
24 октября 2024, 13:17

Коллекционирование/Арт-рынок

Миллион за пустоту
1 ноября 2024, 13:29