Искусствовед Лев Лифшиц:  "К сожалению, есть много людей,  для которых музей Рублева ничего не значит"

Государство и культура

Искусствовед Лев Лифшиц: "К сожалению, есть много людей, для которых музей Рублева ничего не значит"
26 Июня 2019, 11:14
Музей Андрея Рублева могут выселить из Спасо-Андроникова монастыря, так как на него претендует Русская Православная церковь. По просьбе «Культуромании» ситуацию комментирует Лев Лифшиц, заведующий сектором древнерусского искусства Государственного института искусствознания

Музей Андрея Рублева могут выселить из Спасо-Андроникова монастыря, так как на него претендует Русская Православная церковь. По просьбе «Культуромании» ситуацию комментирует Лев Лифшиц, доктор наук, заведующий сектором древнерусского искусства Государственного института искусствознания.


- Когда вы узнали о том, что на комплекс Свято-Андроникова монастыря претендует Патриархия?

- О таких намерениях я знаю давно. Были заседания в самом музее Рублева, где председательствовал уже ушедший из министерства культуры первый зам министра Аристархов; присутствовал архимандрит Сретенского монастыря, мне кажется в тот момент он не был еще рукоположен в сан Псковского митрополита, и разговоры шли о том, что негоже, понимаете, у алтаря держать рояль. Но обсуждались совместные планы дирекции музея Рублева и Патриархии. Можно было понять, что Тихон выступал как доверенное лицо Патриарха и выражал не столько личное мнение, сколько мнение главы высшего духовенства Русской православной церкви. Много было недосказанного, из чего можно было понять, что все эти совместные планы должны развиваться, уточняться, и ни о каком изгнании музея их стен монастыря речи не шло.

О новом этапе я узнал из радиопередачи, по-моему, на волне Московской Патриархии, где верующие, самые разные люди, в том числе юристы, спорили о том, как должна быть устроена монастырская жизнь в этих стенах. Все это было в крайне резких и непристойных выражениях. Впервые я услышал, что музей должен из этих стен уйти, чтобы там могла восстановиться обычная монастырская жизнь. И последнее, что мне стало известно – когда прошло заседание в Министерстве культуры с совместной комиссией, сопредседателем которой является Алексей Константинович Левыкин, директор Исторического музея, и митрополит Тихон. Там рассматривались не только вопросы, касающиеся музея Андрея Рублева и его судьбы, но и более деликатные, но речь шла о том, что какие-то здания останутся за музеем, а остальные будут отданы.

Теперь о моей позиции.

Понимаете, надо осознавать смысл самого музея, что он значит. Это очень трудно объяснить людям, для которых он не значит ничего. Знаете, есть завещание у Лермонтова замечательное – умирающий солдат диктует письмо домой и завершает по поводу соседки: «Ты расскажи всю правду ей, Пустого сердца не жалей; Пускай она поплачет... Ей ничего не значит!»

К сожалению, у нас слишком много людей, для которых это ничего не значит, и им очень трудно объяснить, что это за утрата такая. Если вы не любите, не цените, - нет у вас этой утраты.

Что такое музей Рублева? У нас же есть и другие музеи. Иконы хранятся в собрании Третьяковской галереи, главного собрания русского искусства. Но Музей Рублева – это московский музей. Это музей, который прославляет искусство Москвы, Московского княжества, Московского государства. Другого такого музея нету. И возник он под эгидой Андрея Рублева, в тот момент, когда праздновалось его 600-летие. И ведь он не случайно возник в монастыре, монахом которого был Андрей Рублев, и этот монастырь был центром духовного просвещения, в нем было развито книгописание, жили интеллектуалы, трудились там. Это был один из самых крупных духовных центров Древней Руси и Московского княжества. То есть выбор был сделан не случайно, и это произошло в самые тяжелые времена господства антирелигиозной идеологии, в 60-е годы, когда музей открылся.

Это нельзя стереть, понимаете.

- Скажите, пожалуйста, возможен, ли компромисс – разделить Свято-Андроников монастырь на две части, как предлагают музейщики?

- Все зависит от того, насколько деликатно это будет делаться. Если есть понимание необходимости сотрудничества, то, конечно, возможно.

- Насколько опасен для икон перенос в новое здание?

- Я вам скажу по собственной практике: иконы перемещения переносят очень плохо. Когда-то я работал в Третьяковской галерее, и очень хорошо помню момент, когда надо было переносить большое количество икон из одного фондохранилища в другое. Понадобилось несколько лет, чтобы привести в более или менее нормальный вид иконы, которые стали «болеть». А что такое «болеть»? Рвутся доски, расходятся, дыбится левкас, шелушится красочный слой, поднимается, идут мелкие шелушения, которые невероятно трудно укладывать. Иконы – это хронически больные люди, за которыми нужен постоянный присмотр. Они всегда болезненно переносят любое изменения климата и любое перемещение.

- Простите, но я задам вам циничный вопрос - в какую сумму оценивается коллекция музея имени Рублева?

- Этого я не могу вам сказать, но я думаю, что это бесценное в буквальном смысле собрание. У нас ведь мало людей, которые понимают, что такое икона, что такое драгоценная картина, что есть бесценная Джоконда Леонардо да Винчи. Еще меньше тех, кто понимает, что ценность музея – его коллекция, которая десятилетиями собирается зернышко к зернышку, которая и дает нам возможность составить картину развития национальной художественной культуры. Разрушить это ничего не стоит, и мы столько уже разрушили, что перечесть нельзя. Русская пословица говорит: «Семь раз отмерь». Но в данном случае не семь, а сто раз нужно отмерить, прежде чем принимать такие решения, которые похожи на сабельный удар – снес голову с плеч, и поскакал.

Татьяна Филиппова

фото Екатерина Алленова/Артгид
artguide.com

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Искусствовед Лев Лифшиц: "К сожалению, есть много людей, для которых музей Рублева ничего не значит"

<h2>Музей Андрея Рублева могут выселить из Спасо-Андроникова монастыря, так как на него претендует Русская Православная церковь. По просьбе «Культуромании» ситуацию комментирует Лев Лифшиц, доктор наук, заведующий сектором древнерусского искусства Государственного института искусствознания.</h2> <br> <span style="font-size: 14pt;"><b>- Когда вы узнали о том, что на комплекс Свято-Андроникова монастыря претендует Патриархия?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> - О таких намерениях я знаю давно. Были заседания в самом музее Рублева, где председательствовал уже ушедший из министерства культуры первый зам министра Аристархов; присутствовал архимандрит Сретенского монастыря, мне кажется в тот момент он не был еще рукоположен в сан Псковского митрополита, и разговоры шли о том, что негоже, понимаете, у алтаря держать рояль. Но обсуждались совместные планы дирекции музея Рублева и Патриархии. Можно было понять, что Тихон выступал как доверенное лицо Патриарха и выражал не столько личное мнение, сколько мнение главы высшего духовенства Русской православной церкви. Много было недосказанного, из чего можно было понять, что все эти совместные планы должны развиваться, уточняться, и ни о каком изгнании музея их стен монастыря речи не шло. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> О новом этапе я узнал из радиопередачи, по-моему, на волне Московской Патриархии, где верующие, самые разные люди, в том числе юристы, спорили о том, как должна быть устроена монастырская жизнь в этих стенах. Все это было в крайне резких и непристойных выражениях. Впервые я услышал, что музей должен из этих стен уйти, чтобы там могла восстановиться обычная монастырская жизнь. И последнее, что мне стало известно – когда прошло заседание в Министерстве культуры с совместной комиссией, сопредседателем которой является Алексей Константинович Левыкин, директор Исторического музея, и митрополит Тихон. Там рассматривались не только вопросы, касающиеся музея Андрея Рублева и его судьбы, но и более деликатные, но речь шла о том, что какие-то здания останутся за музеем, а остальные будут отданы.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Теперь о моей позиции. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Понимаете, надо осознавать смысл самого музея, что он значит. Это очень трудно объяснить людям, для которых он не значит ничего. Знаете, есть завещание у Лермонтова замечательное – умирающий солдат диктует письмо домой и завершает по поводу соседки: «Ты расскажи всю правду ей, Пустого сердца не жалей; Пускай она поплачет... Ей ничего не значит!»</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> К сожалению, у нас слишком много людей, для которых это ничего не значит, и им очень трудно объяснить, что это за утрата такая. Если вы не любите, не цените, - нет у вас этой утраты. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Что такое музей Рублева? У нас же есть и другие музеи. Иконы хранятся в собрании Третьяковской галереи, главного собрания русского искусства. Но Музей Рублева – это московский музей. Это музей, который прославляет искусство Москвы, Московского княжества, Московского государства. Другого такого музея нету. И возник он под эгидой Андрея Рублева, в тот момент, когда праздновалось его 600-летие. И ведь он не случайно возник в монастыре, монахом которого был Андрей Рублев, и этот монастырь был центром духовного просвещения, в нем было развито книгописание, жили интеллектуалы, трудились там. Это был один из самых крупных духовных центров Древней Руси и Московского княжества. То есть выбор был сделан не случайно, и это произошло в самые тяжелые времена господства антирелигиозной идеологии, в 60-е годы, когда музей открылся. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Это нельзя стереть, понимаете.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b> - Скажите, пожалуйста, возможен, ли компромисс – разделить Свято-Андроников монастырь на две части, как предлагают музейщики?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> - Все зависит от того, насколько деликатно это будет делаться. Если есть понимание необходимости сотрудничества, то, конечно, возможно.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b> - Насколько опасен для икон перенос в новое здание?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> - Я вам скажу по собственной практике: иконы перемещения переносят очень плохо. Когда-то я работал в Третьяковской галерее, и очень хорошо помню момент, когда надо было переносить большое количество икон из одного фондохранилища в другое. Понадобилось несколько лет, чтобы привести в более или менее нормальный вид иконы, которые стали «болеть». А что такое «болеть»? Рвутся доски, расходятся, дыбится левкас, шелушится красочный слой, поднимается, идут мелкие шелушения, которые невероятно трудно укладывать. Иконы – это хронически больные люди, за которыми нужен постоянный присмотр. Они всегда болезненно переносят любое изменения климата и любое перемещение. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>- Простите, но я задам вам циничный вопрос - в какую сумму оценивается коллекция музея имени Рублева?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> - Этого я не могу вам сказать, но я думаю, что это бесценное в буквальном смысле собрание. У нас ведь мало людей, которые понимают, что такое икона, что такое драгоценная картина, что есть бесценная Джоконда Леонардо да Винчи. Еще меньше тех, кто понимает, что ценность музея – его коллекция, которая десятилетиями собирается зернышко к зернышку, которая и дает нам возможность составить картину развития национальной художественной культуры. Разрушить это ничего не стоит, и мы столько уже разрушили, что перечесть нельзя. Русская пословица говорит: «Семь раз отмерь». Но в данном случае не семь, а сто раз нужно отмерить, прежде чем принимать такие решения, которые похожи на сабельный удар – снес голову с плеч, и поскакал.<br> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b>Татьяна Филиппова<br> </b></span><br> <b>фото Екатерина Алленова/Артгид</b><br> <b>artguide.com</b><span style="font-size: 14pt;"><b><br> </b></span> <p> </p>

Искусствовед Лев Лифшиц:  &amp;quot;К сожалению, есть много людей,  для которых музей Рублева ничего не значит&amp;quot;

Искусствовед Лев Лифшиц: &amp;quot;К сожалению, есть много людей, для которых музей Рублева ничего не значит&amp;quot;

Искусствовед Лев Лифшиц: &amp;quot;К сожалению, есть много людей, для которых музей Рублева ничего не значит&amp;quot;

Искусствовед Лев Лифшиц: &amp;quot;К сожалению, есть много людей, для которых музей Рублева ничего не значит&amp;quot;

Интересное по теме

Коллекционирование/Арт-рынок

Александр Дашевский: «Куратор — это художник, который преодолел свой внутренний эгоизм»
30 сентября 2024, 14:04

Коллекционирование/Арт-рынок

Дорогое не покупают
14 октября 2024, 15:43

Кино-театр

Главные фильмы октября 2024 по версии «Культуромании»
7 октября 2024, 13:03