Ленин-гриб и «Пиратское телевидение»: в Санкт-Петербурге открылась выставка искусства времен перестройки

Креативные индустрии

Ленин-гриб и «Пиратское телевидение»: в Санкт-Петербурге открылась выставка искусства времен перестройки
26 Октября 2020, 12:32

Выставка «История развития мультимедиа искусства Ленинграда – Санкт-Петербурга. 1985-2000 годов» в Центре современного искусства Сергея Курехина рассказывает о пионерах медиа-арта и путях развития мультимедиа искусства в России.

Выставка «История развития мультимедиа искусства Ленинграда – Санкт-Петербурга. 1985-2000 годов» в Центре современного искусства Сергея Курехина рассказывает о пионерах медиа-арта и путях развития мультимедиа искусства в России.

Независимое кино и параллельное кино, Некрореалисты, Новые Дикие, Речники, Новые Художни­ки, Новые Композиторы, Пиратское Телевидение, Новая Академия, Товарищество Новые Тупые, АХЕ, Инженеры Искусств, Киберфеминизм, Галерея 21, Запасной Выход, ФНО - все эти художники и группы, созданные в Ленинграде, осваивали на заре перестройки новые пути в искусстве. Создатели выставки зафиксировали процесс перехода от аналоговых технологий к цифровым, от первых съемок «Параллельного кино»  –  к видео-арту, от традиционного коллажа – к компьютерному.

О том, как возник этот проект и какую задачу ставят перед собой его авторы, «Культуромании» рассказала Ольга Тобрелутс, художник и автор идеи выставки.

- Я долгое время просила своих друзей  –  искусствоведов и критиков сделать подобную выставку в Петербурге, потому что Антонио Джеуза, куратор, историк искусств собрал трехтомную историю видео-арта в Москве, но петербургского искусства там очень мало. Поэтому Санкт-Петербургская Новая Академия при поддержке Комитета по культуре города Санкт-Петербурга решила собрать и показать эту выставку.

Как один из пионеров медиа-арта, я прекрасно помню, сколько интересных открытий, произведений, экспериментов создавали художники в середине 80-х и в 90-х годах, когда компьютерная техника стала использоваться в современном искусстве. Коллаж, столь популярный в двадцатом веке, начал трансформироваться и превращаться в виртуальную реальность.

Некоторые художники, которые в 90-е годы достигли пика популярности, находили интересные приемы в этом направлении, но в какой-то момент поменяли область своих занятий и стали заниматься чем-то другим, поэтому сейчас почти невозможно встретить их работы на выставках. Но они создавали настоящие шедевры, и мне хотелось показать их работы.

Сейчас кажется, что все просто и легко, а тогда это было чистое поле, никаких опытов, никто не делал этого раньше, никто не знал, как делать коллажи на компьютере, как снимать фотографический материал, чтобы потом его совмещать в программе Photoshop. Был ксерокс – и художники пытались использовать его технические возможности во благо искусства. Андрюс Венцлова делал очень интересные эксперименты с цветным ксероксом и получал отличный результат, не хуже работ Энди Уорхола в шелкографии.

Художники много путешествовали, знакомились с новыми технологиями, потом возвращались в родной город и пытались продолжить эксперименты. Поскольку они были ограничены в технических возможностях, им приходилось фантазировать. Мне было важно собрать результаты тех лет, сохранить их для истории. Эту идею мы реализовали с куратором Викторией Илюшкиной. Показали, как в параллельном кино режиссеры и художники экспериментировали с пленкой, как они ее разрисовывали, склеивали. Например, Константин Митенёв сделал фильм на кафеле, где каждый кадр – это разрисованная кафельная плитка.

С Иветтой Померанцевой – лично для меня она персона номер один в параллельном кино, – мы в конце 1989 года сняли на 16-миллиметровой пленке фильм «Фиолетовые птицы». Я нарисовала огромные декорации, сделала боди-арт на актёрах-добровольцах – Владиславе Мамышеве-Монро, группе «Пепси», Володе Захарове. Съёмки проходили на природе, за городом, на реке Саблинке. Получился очень интересный результат, который тоже включён в эту выставку.

Петербургский архив видео-арта представлен из коллекции ПВА и из коллекции семьи Тимура Новикова, а также из частных коллекций. Переход через эксперименты видео-арта, через коллажи в конце 90-х в виртуальную реальность показан по времени. Мы не вносили никаких кураторских ограничений, чтобы материал лился естественно и можно было видеть, как кривой, с явными швами коллаж постепенно выравнивается, успокаивается. Словно замёрзшее зимнее окошко, которое протирают рукавом и вид за окном проясняется.

Например, художник Александр Филипченко сначала делал коллажные картины со слайдами, которые выглядят как компьютерные, фактически предвосхитив цифровую эстетику. Когда для него стал доступен компьютер, он их переработал и у него получились совершенно уникальные образы - виды Санкт-Петербурга, сделанные в фантазийном перспективном построении.

- В истории нового ленинградского искусства была такая замечательная страница, как Пиратское телевидение. Какие-то его выпуски транслировались в программах REN-ТВ, если я не ошибаюсь.

- Это следующий раздел нашей выставки. Пиратское телевидение создали мои друзья Юрис Лесник, Владислав Мамышев-Монро, Тимур Новиков, Григорий Гурьянов. Основателем был Юрис Лесник, который в то время бросил заниматься бизнесом и все деньги вложил в телевизионную студию. Купил камеру, монтажное оборудование. Все это происходило в сквоте на улице Софьи Перовской, в доме, где сейчас расположилось консульство Швеции. Тогда это был заброшенное здание, в котором были сквоты художников: там жили Виктор Тузов, Андрей Попов, Юрис Лесник, Владислав Мамышев-Монро. Там Юрис делал свои первые видеофильмы, своего рода альтернативное телевидение, потому что обычное телевидение смотреть было невозможно.

Юрис делал свои программы для просмотра довольно узкой компанией, это было такое «свое» телевидение, с новостным блоком, ориентированным на близкое окружение, друзей. Бессменным ведущим развлекательного блока был Владислав Мамышев-Монро, были информационные странички, спортивные, которые вели Георгий Гурьянов и Тимур Новиков. Все это пересекалось с информационными отголосками центральных каналов. Прорывалась информация о путче – и тут же ребята трансформировали идею этого путча, переодевшись в костюмы, побеждали гидру ГКЧП. Мы смотрели эти политические новости, уже переработанные и превращенные в произведение видеоискусства.

Но главную революцию на телевидении совершил Сергей Курехин, который вдруг в этом сонном царстве постсоветского времени, когда телевидению верили, как газете «Правда», сказал, что Ленин  – это гриб.

- Этот выпуск передачи «Тихий дом» произвел эффект разорвавшейся бомбы. Было понятно, что Курехин и Шолохов затеяли розыгрыш, но как такое возможно на российском телевидении?

- Сегодня мы бы сказали, что это настоящее мультимедийное произведение, когда происходит соединение телевидения и современного искусства. Сейчас такое уже невозможно. Невозможно получить такую реакцию, которая была тогда. На телевидение по поводу этой передачи приходили серьезные письма – как же так, какое удивительное открытие, нельзя ли рассказать об этом побольше. И это была настоящая революция в медиа-пространстве, которая происходит, когда новый ракурс меняет традиционную схему.

- Как вы считаете, почему так сильно отличается искусство Москвы и Петербурга-Ленинграда?

- Города разные. Москва эстетически смотрит на Восток, на Китай, Корею. Мне кажется, это даже больше корейское влияние. Петербург смотрит на Запад, это город, построенный в классической европейской традиции, поэтому петербургское искусство поддерживает диалог с вечным. Что бы это ни было, даже Фабрика Найденных Одежд (старейшая российская перформанс-группа. – Прим. ред.), хотя они всячески отрицают свою связь с прошлым, но для меня совершенно очевиден диалог с классическим наследием в каждой их работе.

- Вы сказали, что выставка «История развития мультимедиа искусства Ленинграда – Санкт-Петербурга. 1985-2000 годов» в Центре современного искусства Сергея Курехина - это только часть большого проекта. А что будет дальше?

- Если нам удастся найти финансирование, я надеюсь, что мы сделаем вторую часть, собрав произведения мультимедиа искусства, созданные с 2000 по 2010 год, и потом с 2010 по 2020. Это было бы здорово, таким образом мы могли бы эти тридцать лет сохранить. Что такое для истории искусства тридцать лет? Ничего. Но это первые шаги в новом направлении, важные для дальнейшего развития. Перелистав наш каталог, вы сможете увидеть, как из первых грубых склеек авангардного коллажа рождается множество инсталляций, как все это начинает распадаться на слайды, видеопроекции, а потом переходит в виртуальную реальность. За этим очень интересно наблюдать.

Татьяна Филиппова

 

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Ленин-гриб и «Пиратское телевидение»: в Санкт-Петербурге открылась выставка искусства времен перестройки

<h2> Выставка «История развития мультимедиа искусства Ленинграда – Санкт-Петербурга. 1985-2000 годов» в Центре современного искусства Сергея Курехина рассказывает о пионерах медиа-арта и путях развития мультимедиа искусства в России. </h2> <p> Независимое кино и параллельное кино, Некрореалисты, Новые Дикие, Речники, Новые Художни­ки, Новые Композиторы, Пиратское Телевидение, Новая Академия, Товарищество Новые Тупые, АХЕ, Инженеры Искусств, Киберфеминизм, Галерея 21, Запасной Выход, ФНО - все эти художники и группы, созданные в Ленинграде, осваивали на заре перестройки новые пути в искусстве. Создатели выставки зафиксировали процесс перехода от аналоговых технологий к цифровым, от первых съемок «Параллельного кино»  –  к видео-арту, от традиционного коллажа – к компьютерному. </p> <p> О том, как возник этот проект и какую задачу ставят перед собой его авторы, «Культуромании» рассказала <b>Ольга Тобрелутс, художник и автор идеи выставки</b>. </p> <p> - Я долгое время просила своих друзей  –  искусствоведов и критиков сделать подобную выставку в Петербурге, потому что Антонио Джеуза, куратор, историк искусств собрал трехтомную историю видео-арта в Москве, но петербургского искусства там очень мало. Поэтому Санкт-Петербургская Новая Академия при поддержке Комитета по культуре города Санкт-Петербурга решила собрать и показать эту выставку. </p> <p> Как один из пионеров медиа-арта, я прекрасно помню, сколько интересных открытий, произведений, экспериментов создавали художники в середине 80-х и в 90-х годах, когда компьютерная техника стала использоваться в современном искусстве. Коллаж, столь популярный в двадцатом веке, начал трансформироваться и превращаться в виртуальную реальность. </p> <p> Некоторые художники, которые в 90-е годы достигли пика популярности, находили интересные приемы в этом направлении, но в какой-то момент поменяли область своих занятий и стали заниматься чем-то другим, поэтому сейчас почти невозможно встретить их работы на выставках. Но они создавали настоящие шедевры, и мне хотелось показать их работы. </p> <p> Сейчас кажется, что все просто и легко, а тогда это было чистое поле, никаких опытов, никто не делал этого раньше, никто не знал, как делать коллажи на компьютере, как снимать фотографический материал, чтобы потом его совмещать в программе Photoshop. Был ксерокс – и художники пытались использовать его технические возможности во благо искусства. Андрюс Венцлова делал очень интересные эксперименты с цветным ксероксом и получал отличный результат, не хуже работ Энди Уорхола в шелкографии. </p> <p> Художники много путешествовали, знакомились с новыми технологиями, потом возвращались в родной город и пытались продолжить эксперименты. Поскольку они были ограничены в технических возможностях, им приходилось фантазировать. Мне было важно собрать результаты тех лет, сохранить их для истории. Эту идею мы реализовали с куратором Викторией Илюшкиной. Показали, как в параллельном кино режиссеры и художники экспериментировали с пленкой, как они ее разрисовывали, склеивали. Например, Константин Митенёв сделал фильм на кафеле, где каждый кадр – это разрисованная кафельная плитка. </p> <p> С Иветтой Померанцевой – лично для меня она персона номер один в параллельном кино, – мы в конце 1989 года сняли на 16-миллиметровой пленке фильм «Фиолетовые птицы». Я нарисовала огромные декорации, сделала боди-арт на актёрах-добровольцах – Владиславе Мамышеве-Монро, группе «Пепси», Володе Захарове. Съёмки проходили на природе, за городом, на реке Саблинке. Получился очень интересный результат, который тоже включён в эту выставку. </p> <p> Петербургский архив видео-арта представлен из коллекции ПВА и из коллекции семьи Тимура Новикова, а также из частных коллекций. Переход через эксперименты видео-арта, через коллажи в конце 90-х в виртуальную реальность показан по времени. Мы не вносили никаких кураторских ограничений, чтобы материал лился естественно и можно было видеть, как кривой, с явными швами коллаж постепенно выравнивается, успокаивается. Словно замёрзшее зимнее окошко, которое протирают рукавом и вид за окном проясняется. </p> <p> Например, художник Александр Филипченко сначала делал коллажные картины со слайдами, которые выглядят как компьютерные, фактически предвосхитив цифровую эстетику. Когда для него стал доступен компьютер, он их переработал и у него получились совершенно уникальные образы - виды Санкт-Петербурга, сделанные в фантазийном перспективном построении. </p> <p> <b>- В истории нового ленинградского искусства была такая замечательная страница, как Пиратское телевидение. Какие-то его выпуски транслировались в программах </b><b>REN</b><b>-ТВ, если я не ошибаюсь.</b> </p> <p> - Это следующий раздел нашей выставки. Пиратское телевидение создали мои друзья Юрис Лесник, Владислав Мамышев-Монро, Тимур Новиков, Григорий Гурьянов. Основателем был Юрис Лесник, который в то время бросил заниматься бизнесом и все деньги вложил в телевизионную студию. Купил камеру, монтажное оборудование. Все это происходило в сквоте на улице Софьи Перовской, в доме, где сейчас расположилось консульство Швеции. Тогда это был заброшенное здание, в котором были сквоты художников: там жили Виктор Тузов, Андрей Попов, Юрис Лесник, Владислав Мамышев-Монро. Там Юрис делал свои первые видеофильмы, своего рода альтернативное телевидение, потому что обычное телевидение смотреть было невозможно. </p> <p> Юрис делал свои программы для просмотра довольно узкой компанией, это было такое «свое» телевидение, с новостным блоком, ориентированным на близкое окружение, друзей. Бессменным ведущим развлекательного блока был Владислав Мамышев-Монро, были информационные странички, спортивные, которые вели Георгий Гурьянов и Тимур Новиков. Все это пересекалось с информационными отголосками центральных каналов. Прорывалась информация о путче – и тут же ребята трансформировали идею этого путча, переодевшись в костюмы, побеждали гидру ГКЧП. Мы смотрели эти политические новости, уже переработанные и превращенные в произведение видеоискусства. </p> <p> Но главную революцию на телевидении совершил Сергей Курехин, который вдруг в этом сонном царстве постсоветского времени, когда телевидению верили, как газете «Правда», сказал, что Ленин  – это гриб. </p> <p> <b>- Этот выпуск передачи «Тихий дом» произвел эффект разорвавшейся бомбы. Было понятно, что Курехин и Шолохов затеяли розыгрыш, но как такое возможно на российском телевидении?</b> </p> <p> - Сегодня мы бы сказали, что это настоящее мультимедийное произведение, когда происходит соединение телевидения и современного искусства. Сейчас такое уже невозможно. Невозможно получить такую реакцию, которая была тогда. На телевидение по поводу этой передачи приходили серьезные письма – как же так, какое удивительное открытие, нельзя ли рассказать об этом побольше. И это была настоящая революция в медиа-пространстве, которая происходит, когда новый ракурс меняет традиционную схему. </p> <p> <b>- Как вы считаете, почему так сильно отличается искусство Москвы и Петербурга-Ленинграда?</b> </p> <p> - Города разные. Москва эстетически смотрит на Восток, на Китай, Корею. Мне кажется, это даже больше корейское влияние. Петербург смотрит на Запад, это город, построенный в классической европейской традиции, поэтому петербургское искусство поддерживает диалог с вечным. Что бы это ни было, даже Фабрика Найденных Одежд (старейшая российская перформанс-группа. – Прим. ред.), хотя они всячески отрицают свою связь с прошлым, но для меня совершенно очевиден диалог с классическим наследием в каждой их работе. </p> <p> <b>- Вы сказали, что выставка «История развития мультимедиа искусства Ленинграда – Санкт-Петербурга. 1985-2000 годов» в Центре современного искусства Сергея Курехина - это только часть большого проекта. А что будет дальше?</b> </p> <p> - Если нам удастся найти финансирование, я надеюсь, что мы сделаем вторую часть, собрав произведения мультимедиа искусства, созданные с 2000 по 2010 год, и потом с 2010 по 2020. Это было бы здорово, таким образом мы могли бы эти тридцать лет сохранить. Что такое для истории искусства тридцать лет? Ничего. Но это первые шаги в новом направлении, важные для дальнейшего развития. Перелистав наш каталог, вы сможете увидеть, как из первых грубых склеек авангардного коллажа рождается множество инсталляций, как все это начинает распадаться на слайды, видеопроекции, а потом переходит в виртуальную реальность. За этим очень интересно наблюдать. </p> <p> <b>Татьяна Филиппова</b> </p> <p>   </p>

Ленин-гриб и «Пиратское телевидение»: в Санкт-Петербурге открылась выставка искусства времен перестройки

Ленин-гриб и «Пиратское телевидение»: в Санкт-Петербурге открылась выставка искусства времен перестройки

Ленин-гриб и «Пиратское телевидение»: в Санкт-Петербурге открылась выставка искусства времен перестройки

Ленин-гриб и «Пиратское телевидение»: в Санкт-Петербурге открылась выставка искусства времен перестройки