Лариса Солоницына, директор Музея кино: «Государство финансировало Музей кино, но никто не мог туда прийти»

Кино-театр

Лариса Солоницына, директор Музея кино: «Государство финансировало Музей кино, но никто не мог туда прийти»
30 Октября 2018, 11:58
Интнрвью с Ларисой Солоницыной, возглавляющей Государственный центральный Музей кино

Лариса Солоницына уже четыре года возглавляет Государственный центральный Музей кино. Новая концепция музея построена на том, чтобы вернуть зрителя нашему кинематографу. Конечно, это дело не одного дня. В прошлом году, в октябре, Музей кино был официально открыт для посетителей. В новом пространстве на ВДНХ разместились три кинозала для показа фильмов из коллекции музея, оборудованы зоны для постоянной экспозиции и тематических выставок, аудитории для проведения лекций по истории и теории киноискусства, работают кафе и фирменный магазин. Корреспондент «Культуромании» Юлия Сергеева встретилась с директором музея Ларисой Солоницыной.


Расскажите о своей работе в Музее кино. Как изменилась концепция Музея кино с момента вашего назначения на должность директора? Вы ведь уже четвертый год, как руководите им?

Точнее - четыре года и четыре месяца. В Музей пришла, когда кроме коллекции, складированной в одном из павильонов киностудии «Мосфильм» и профессионального коллектива фондовиков, ничего и не было. Ни своего помещения, ни выставочных площадей, ни официального сайта, и многого другого, что, на самом деле, должен иметь государственный музей. Организация не может называться музеем, если не выполняет определенные требования. Да, надо отдать должное, в сложное время, в 90 е годы коллекция сохранилась, и в этом огромная заслуга Наума Клеймана (предыдущий руководитель музея). Но коллекцию эту в течение 11 лет практически никто не видел. Даже странно, что государство так долго терпело такую ситуацию: музей финансировался за счет налогоплательщиков, а прийти в Музей кино и увидеть эту удивительную коллекцию никто не мог.

Мне, кажется, это было не очень справедливо, как по отношению к самому музею, так и по отношению к людям?

Именно это и стало основной причиной моего назначения. Руководство поставило задачу – открыть музей для посетителей. Формулировка простая, но включала в себя огромное количество процессов, которые надо было осуществить. Не было, увы, ни проекта музея, ни здания, ни денег на это.

С чего начали реорганизацию?

С поиска здания. Хотя скепсиса было немало. Полгода искали, но с помощью Владимира Мединского и Сергея Собянина, в итоге, нам выделили 36-й павильон на территории ВДНХ, который мы постепенно стали осваивать. Задача стояла амбициозная: сделать музей современным, технологически оснащенным. Мы разработали проект с нуля, сделали ремонт, а потом переехали.

Со старой командой?

Частично. Но так как у нас стали появляться новые виды деятельности, под них стали появляться и новые люди. Повторюсь, музей не делал раньше своих выставок, и создать внутри отремонтированного здания музей – такой была следующая задача. Появился выставочный отдел, образовательный, хозяйственный, технический.

Новый Музей открылся для посетителей 20 октября прошлого года, если не ошибаюсь?

Да, и к этому моменту нам также были нужны люди, которые бы обслуживали посетителей: гардеробщики, киномеханники и пр. В общем, изменилось все: из организации, которая функционировала, в сущности, как фондохранилище, мы превратились в полноценный Музей кино. Даже когда он работал на Красной Пресне, это не был Музей в полном смысле этого слова, он был лишь синематекой с несколькими залами, где шли кинопоказы, лекции, обсуждения. А в новом музее есть и условия для хранения музейных предметов, и условия для их экспонирования.

Музей кино вошел в подборку наиболее интересных, по мнению англоязычного издания The Moscow Times , культурных мест столицы? Как думаете, почему?

Наш музей, действительно, очень многим нравится. Преимущество в том, что мы строились в сегодняшнее время с нуля и заранее понимали, что должны быть модным, в хорошем смысле слова, местом, где бы людям было комфортно и, при желании, они могли бы получить исчерпывающую информацию по любому вопросу из истории кино. Наша главная задача - привлечь внимание зрителя, пробудить интерес к кино. И, когда зритель уже попался на этот крючок, мы дальше можем предлагать и образовательные, и просветительские программы.

Кто ваш зритель, в основном? Какой возрастной диапазон посетителей?

Очень широкий. Есть выставки и кинопрограммы для детей, есть для аудитории среднего и старшего возраста. В Музей часто приходят семьями. У нас приличная посещаемость: на дни открытых дверей превышаем максимальную нагрузку. Средняя проходимость в день 80-120 человек. В дни массовых мероприятий – больше 500 человек в день.

Я знаю, что вы проводите большую образовательную программу, читаете лекции по истории и теории киноискусства. Кто составляет эту программу? И что в нее входит?

У нас есть замечательный специалист Милена Мусина, которая была ученым секретарем музея. Но, когда весной этого года на базе Музея кино открылся Образовательный центр, Милена поняла, что ей это направление интереснее. Она составляет программы и привлекает лекторов. Всего в Образовательном Центре работают два человека, при том, что у нас составлено 27 программ для детей и взрослых.

Насколько коммерчески выгодна деятельность Музея кино?

Пока не очень выгодна. У нас много детских программ, а до 16 лет все государственные музеи посещаются бесплатно. Много программ и для студентов профильных ВУЗов. И это тоже - бесплатно. Но что-то делаем и с коммерческим прогнозом: например, наш книжно-сувенирный магазин.

Вы так хорошо все рассказываете. Будто никаких трудностей на пути становления нового Музея кино и не было?

У меня большой и успешный опыт руководящей работы. Я была директором американского кинотеатра «Америка-Синема», главредом официальной газеты Союза кинематографистов «СК-новости» и тд.. Добиваться поставленных целей – дело непростое, но привычное. Важно иметь структурированное мышление, большую работоспособность, точно знать конечную цель. Правда, деловые успехи, как и все, имеют свою цену. Ты жертвуешь своим личным временем, общением с семьей и друзьями…

А что еще сложного для вас было в новой должности?

Сложность - в отсутствии опыта именно музейной работы. На первом этапе пришлось много изучить и усвоить - документации, связанной с деятельностью Государственных музеев, законов, нормативов, опыта других музеев и пр. Ну и теория – это одно, а практика, конечно, – другое.

Довольны ли вы командой, которая сформировалась?

В целом, да. Но, как нет идеальных руководителей, так нет и идеальных коллективов, скажу честно. Вопрос в другом: мы собрались для того, чтобы вместе работать. У этой команды все получается. Создан некий алгоритм, система, и она хорошо функционирует.

Что в ближайших планах? Знаю, что вы сейчас готовите большую экспозицию, посвященную творчеству С. Эйзенштейна. Как это будет выглядеть, кто принимает участие в ее подготовке?

В этом году 120-летие Эйзенштейна, и мы приурочили к этой дате открытие мемориальной зоны, которую назвали «Кабинет Эйзенштейна». Под словом кабинет подразумеваем не комнату для работы, а кабинет, как некое пространство, которое сам Эйзенштейн создавал вокруг себя, в котором он жил, творил, думал, фантазировал. Это будет постоянная мемориальная экспозиция. И будет она такой, какой ее сделает кураторская команда: хранитель Фонда Эйзенштейна - Вера Румянцева, художник Анна Колейчук, а в качестве консультанта и помощника мы пригласили Наума Ихи́льевича Клеймана.

Из чего будет состоять мемориальная зона?

Это мебель, предметы интерьера квартиры Эйзенштейна, его библиотека. То, что находилось в его квартире на Потылихе. Откроется экспозиция в конце декабря. Для музея это большое событие! Ведь фигура С. М. Эйзенштейна вызывает большой интерес во всем мире по сей день.

Как, вы считаете, как можно повернуть зрителя лицом к русскому кино?

Как руководитель музея, скажу, что без прошлого - нет настоящего, и не будет будущего. И именно поэтому, считаю, что Музей кино (классическая и традиционная структура) должен стать местом молодых людей. И все наши направления - программа «Новой волны», документальный и дискуссионный клубы - рассчитаны на молодых людей, за ними будущее. Если на площадке нашего музея, базируясь на тех знаниях, которые есть, молодежь будет создавать что-то новое, это правильный и грамотный путь. Путь - «разрушить все до основания, а затем…» ничем хорошим не заканчивается. Преемственность традиций, обучение – та дорога, по которой надо идти молодым кинематографистам.

Лариса Оттовна Солоницына родилась в 1968 году в Свердловске в семье искусствоведа Ларисы Семеновны Солоницыной и актера Анатолия (Отто) Алексеевича Солоницына. В 1985 году окончила среднюю школу в Ленинграде, а в 1993 году — киноведческий факультет ВГИК имени С. А. Герасимова. С 1994 по 2000 год работала на международном кинофестивале «Золотой Витязь» редактором, позже — руководителем кинопрограмм, последние два года — директором. В 2000-2005 гг. директор кинотеатра «Америка-Синема» в гостинице «Radisson Славянская. В 2009 году стала главным редактором официальной газеты Союза кинематографистов России «СК-Новости», где работает по настоящее время, совмещая эту деятельность с руководством Государственным центральным музеем кино (с 2014 года).

Юлия Сергеева

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Лариса Солоницына, директор Музея кино: «Государство финансировало Музей кино, но никто не мог туда прийти»

<h2>Лариса Солоницына уже четыре года возглавляет Государственный центральный Музей кино. Новая концепция музея построена на том, чтобы вернуть зрителя нашему кинематографу. Конечно, это дело не одного дня. В прошлом году, в октябре, Музей кино был официально открыт для посетителей. В новом пространстве на ВДНХ разместились три кинозала для показа фильмов из коллекции музея, оборудованы зоны для постоянной экспозиции и тематических выставок, аудитории для проведения лекций по истории и теории киноискусства, работают кафе и фирменный магазин. Корреспондент «Культуромании» Юлия Сергеева встретилась с директором музея Ларисой Солоницыной.</h2> <br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>Расскажите о своей работе в Музее кино. Как изменилась концепция Музея кино с момента вашего назначения на должность директора? Вы ведь уже четвертый год, как руководите им?</b></span><br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Точнее - четыре года и четыре месяца. В Музей пришла, когда кроме коллекции, складированной в одном из павильонов киностудии «Мосфильм» и профессионального коллектива фондовиков, ничего и не было. Ни своего помещения, ни выставочных площадей, ни официального сайта, и многого другого, что, на самом деле, должен иметь государственный музей. Организация не может называться музеем, если не выполняет определенные требования. Да, надо отдать должное, в сложное время, в 90 е годы коллекция сохранилась, и в этом огромная заслуга Наума Клеймана (предыдущий руководитель музея). Но коллекцию эту в течение 11 лет практически никто не видел. Даже странно, что государство так долго терпело такую ситуацию: музей финансировался за счет налогоплательщиков, а прийти в Музей кино и увидеть эту удивительную коллекцию никто не мог. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> Мне, кажется, это было не очень справедливо, как по отношению к самому музею, так и по отношению к людям?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Именно это и стало основной причиной моего назначения. Руководство поставило задачу – открыть музей для посетителей. Формулировка простая, но включала в себя огромное количество процессов, которые надо было осуществить. Не было, увы, ни проекта музея, ни здания, ни денег на это. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> С чего начали реорганизацию?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> С поиска здания. Хотя скепсиса было немало. Полгода искали, но с помощью Владимира Мединского и Сергея Собянина, в итоге, нам выделили 36-й павильон на территории ВДНХ, который мы постепенно стали осваивать. Задача стояла амбициозная: сделать музей современным, технологически оснащенным. Мы разработали проект с нуля, сделали ремонт, а потом переехали. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>Со старой командой?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Частично. Но так как у нас стали появляться новые виды деятельности, под них стали появляться и новые люди. Повторюсь, музей не делал раньше своих выставок, и создать внутри отремонтированного здания музей – такой была следующая задача. Появился выставочный отдел, образовательный, хозяйственный, технический.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>Новый Музей открылся для посетителей 20 октября прошлого года, если не ошибаюсь?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Да, и к этому моменту нам также были нужны люди, которые бы обслуживали посетителей: гардеробщики, киномеханники и пр. В общем, изменилось все: из организации, которая функционировала, в сущности, как фондохранилище, мы превратились в полноценный Музей кино. Даже когда он работал на Красной Пресне, это не был Музей в полном смысле этого слова, он был лишь синематекой с несколькими залами, где шли кинопоказы, лекции, обсуждения. А в новом музее есть и условия для хранения музейных предметов, и условия для их экспонирования.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> Музей кино вошел в подборку наиболее интересных, по мнению англоязычного издания The Moscow Times , культурных мест столицы? Как думаете, почему?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Наш музей, действительно, очень многим нравится. Преимущество в том, что мы строились в сегодняшнее время с нуля и заранее понимали, что должны быть модным, в хорошем смысле слова, местом, где бы людям было комфортно и, при желании, они могли бы получить исчерпывающую информацию по любому вопросу из истории кино. Наша главная задача - привлечь внимание зрителя, пробудить интерес к кино. И, когда зритель уже попался на этот крючок, мы дальше можем предлагать и образовательные, и просветительские программы. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>Кто ваш зритель, в основном? Какой возрастной диапазон посетителей? </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Очень широкий. Есть выставки и кинопрограммы для детей, есть для аудитории среднего и старшего возраста. В Музей часто приходят семьями. У нас приличная посещаемость: на дни открытых дверей превышаем максимальную нагрузку. Средняя проходимость в день 80-120 человек. В дни массовых мероприятий – больше 500 человек в день. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>Я знаю, что вы проводите большую образовательную программу, читаете лекции по истории и теории киноискусства. Кто составляет эту программу? И что в нее входит?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> У нас есть замечательный специалист Милена Мусина, которая была ученым секретарем музея. Но, когда весной этого года на базе Музея кино открылся Образовательный центр, Милена поняла, что ей это направление интереснее. Она составляет программы и привлекает лекторов. Всего в Образовательном Центре работают два человека, при том, что у нас составлено 27 программ для детей и взрослых. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> Насколько коммерчески выгодна деятельность Музея кино?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Пока не очень выгодна. У нас много детских программ, а до 16 лет все государственные музеи посещаются бесплатно. Много программ и для студентов профильных ВУЗов. И это тоже - бесплатно. Но что-то делаем и с коммерческим прогнозом: например, наш книжно-сувенирный магазин. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> Вы так хорошо все рассказываете. Будто никаких трудностей на пути становления нового Музея кино и не было?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> У меня большой и успешный опыт руководящей работы. Я была директором американского кинотеатра «Америка-Синема», главредом официальной газеты Союза кинематографистов «СК-новости» и тд.. Добиваться поставленных целей – дело непростое, но привычное. Важно иметь структурированное мышление, большую работоспособность, точно знать конечную цель. Правда, деловые успехи, как и все, имеют свою цену. Ты жертвуешь своим личным временем, общением с семьей и друзьями…</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>А что еще сложного для вас было в новой должности?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Сложность - в отсутствии опыта именно музейной работы. На первом этапе пришлось много изучить и усвоить - документации, связанной с деятельностью Государственных музеев, законов, нормативов, опыта других музеев и пр. Ну и теория – это одно, а практика, конечно, – другое. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>Довольны ли вы командой, которая сформировалась? </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> В целом, да. Но, как нет идеальных руководителей, так нет и идеальных коллективов, скажу честно. Вопрос в другом: мы собрались для того, чтобы вместе работать. У этой команды все получается. Создан некий алгоритм, система, и она хорошо функционирует.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> Что в ближайших планах? Знаю, что вы сейчас готовите большую экспозицию, посвященную творчеству С. Эйзенштейна. Как это будет выглядеть, кто принимает участие в ее подготовке?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> В этом году 120-летие Эйзенштейна, и мы приурочили к этой дате открытие мемориальной зоны, которую назвали «Кабинет Эйзенштейна». Под словом кабинет подразумеваем не комнату для работы, а кабинет, как некое пространство, которое сам Эйзенштейн создавал вокруг себя, в котором он жил, творил, думал, фантазировал. Это будет постоянная мемориальная экспозиция. И будет она такой, какой ее сделает кураторская команда: хранитель Фонда Эйзенштейна - Вера Румянцева, художник Анна Колейчук, а в качестве консультанта и помощника мы пригласили Наума Ихи́льевича Клеймана.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>Из чего будет состоять мемориальная зона? </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Это мебель, предметы интерьера квартиры Эйзенштейна, его библиотека. То, что находилось в его квартире на Потылихе. Откроется экспозиция в конце декабря. Для музея это большое событие! Ведь фигура С. М. Эйзенштейна вызывает большой интерес во всем мире по сей день. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> Как, вы считаете, как можно повернуть зрителя лицом к русскому кино? </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Как руководитель музея, скажу, что без прошлого - нет настоящего, и не будет будущего. И именно поэтому, считаю, что Музей кино (классическая и традиционная структура) должен стать местом молодых людей. И все наши направления - программа «Новой волны», документальный и дискуссионный клубы - рассчитаны на молодых людей, за ними будущее. Если на площадке нашего музея, базируясь на тех знаниях, которые есть, молодежь будет создавать что-то новое, это правильный и грамотный путь. Путь - «разрушить все до основания, а затем…» ничем хорошим не заканчивается. Преемственность традиций, обучение – та дорога, по которой надо идти молодым кинематографистам. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>Лариса Оттовна Солоницына родилась в 1968 году в Свердловске в семье искусствоведа Ларисы Семеновны Солоницыной и актера Анатолия (Отто) Алексеевича Солоницына. В 1985 году окончила среднюю школу в Ленинграде, а в 1993 году — киноведческий факультет ВГИК имени С. А. Герасимова. С 1994 по 2000 год работала на международном кинофестивале «Золотой Витязь» редактором, позже — руководителем кинопрограмм, последние два года — директором. В 2000-2005 гг. директор кинотеатра «Америка-Синема» в гостинице «Radisson Славянская. В 2009 году стала главным редактором официальной газеты Союза кинематографистов России «СК-Новости», где работает по настоящее время, совмещая эту деятельность с руководством Государственным центральным музеем кино (с 2014 года).</b></span><br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> </b></span><br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> Юлия Сергеева</b></span> <p> </p>

Лариса Солоницына, директор Музея кино: «Государство финансировало Музей кино, но никто не мог туда прийти»

Лариса Солоницына, директор Музея кино: «Государство финансировало Музей кино, но никто не мог туда прийти»

Лариса Солоницына, директор Музея кино: «Государство финансировало Музей кино, но никто не мог туда прийти»

Лариса Солоницына, директор Музея кино: «Государство финансировало Музей кино, но никто не мог туда прийти»