Ладожский «Титаник». Фильм Алексея Козлова «Спасти Ленинград»

Кино-театр

Ладожский «Титаник». Фильм Алексея Козлова «Спасти Ленинград»
24 Января 2019, 11:29

До 2004-го года документы, связанные с трагедией баржи №725 (по другим источникам №752), были засекречены. Да и вообще об этом старались не говорить. И дело не в том, что количество жертв оказалось слишком большим (по приблизительной оценке от 900 до 1200 человек), а в том, что их могло быть гораздо меньше. Или даже не быть вовсе.

До 2004-го года документы, связанные с трагедией баржи №725 (по другим источникам №752), были засекречены. Да и вообще об этом старались не говорить. И дело не в том, что количество жертв оказалось слишком большим (по приблизительной оценке от 900 до 1200 человек), а в том, что их могло быть гораздо меньше. Или даже не быть вовсе.

Речь идет об одной из первой попыток эвакуации из блокадного Ленинграда. В ночь на 17 сентября 1941-го года баржа, на которой было примерно 1500 человек, попала на Ладожском озере в шторм, дала течь, разрушилась и затонула. Спастись удалось немногим. В ту же ночь пошла ко дну и другая баржа, везшая в город 400 тонн муки и военное пополнение. А за день до этого немцы разбомбили еще одну баржу, эвакуировавшую людей.

Как бы то ни было, фильм Алексея Козлова «Спасти Ленинград» концентрируется только на катастрофе, связанной с гибелью баржи №725. При этом он, к сожалению, задевает почти все подводные мины, характерные для нашего военного кино последнего времени. И проблема тут даже не в авторах «Ленинграда», и не в теме, которую они выбрали, а в самой ситуации, которая сложилась у нас в этом жанре.

Дело в том, что отечественное кино о войне сегодня крайне неоднородно. Однако с каждым годом крепнет тенденция заменять военную драму военным экшеном. В таких проектах как «Танки» или «Т-34» война превращается в адреналиновое приключение, в драйвовый повод для проявления героизма. Причем враг в данном случае тупее барана, а победа героя неизбежна: он легко расправляется в одиночку с ротой танков, даже если в его руке не связка гранат, а палка-копалка.

Тех, кто пытается «бодаться» с этой довольно опасной тенденцией, не так уж много. А удачных попыток и вовсе единицы (например, «Рай» Андрея Кончаловского или «Война Анны» Алексея Федорченко). Однако есть довольно большое количество режиссеров, не желающих отказываться от зрелищности, но понимающих, что война – это нечто большее, чем красивый полет снаряда в рапиде и эффектные позы бравого красноармейца, бросающего гранату. Однако такие режиссеры, как правило, на распутье, и они сами толком не представляют, куда ж им плыть,

«Спасти Ленинград» именно из этой категории. Алексей Козлов снимает бои на Невском пятачке так, что иллюзий по поводу бравурности военных сражений не возникает. Война – это грязь и ад, это жесткость и несправедливость, и не дай бог кому-либо оказаться в этой мясорубке. И за такой подход «Ленинград» невозможно не похвалить.

С другой стороны, страх перед реальностью, желание приукрасить или смягчить ситуацию никуда не исчезли. Ведь реальная история баржи гораздо страшнее той, что на экране. Начать с того, что одна из причин ее гибели – халатность и неразбериха. Баржи не были предназначены для перевозки людей (в октябре новый командующий Ладожской флотилией запретил их использование), помпы для откачки воды не работали, спасательные круги или шлюпки отсутствовали. И разрушаться баржа начала вовсе не из-за попадания немецких снарядов (как в фильме), а из-за банальной перегрузки: не будь ее, все могло бы быть по-другому.

Так же в воспоминаниях выживших есть факты, которые явно диссонируют с экранной мелодрамой. Например, рассказ об офицере, застрелившем свою жену и двухлетнюю дочь, чтобы облегчить им смерть. Или о курсанте, выбившем ногами гнилые доски палубы, чтобы люди могли выйти из трюма. О тех, кто тонул, пытаясь спасти других. О тех, кто замерз в ледяной воде настолько, что не смог протянуть руку за спасительным канатом и погиб, хотя канат был на расстоянии метра. Да, в фильме много страшных фактов, но выдумки режиссера (он же сценарист) пасуют перед фактами реальными: девочки, играющие во время шторма на скрипках, и нквдшник, целующийся в машине, лишь романтизируют катастрофу, а не передают ее суть.

Та же романтизация имеет место быть и в самом начале фильма. Изумительной красоты юная девушка, в белоснежном платье, в кокетливой белой беретке и в белых башмачках, взяв за руку любимого человека, несется навстречу своей счастливой судьбе. Собственно, это даже не персонаж, это воплощение счастливой и беззаботной юности. Но ирония ситуации в том, что эта у этой беззаботной юности за плечами три месяца войны и несколько дней блокады, что эта юность бежит из окруженного немцами города, оставляя в нем свою мать. Диссонанс получается сумасшедший. Та же история повторяется и с беспечно играющими на пляже курсантами, которые гоняют балду и радуются жизни в ожидании эвакуации. В реальности, кстати, берег бомбили – и много. В фильме же случайный налет авиации проходит без каких-либо последствий как для людей, так и для их безупречно чистой одежды.

Не будь этих «нюансов» «Спасти Ленинград» мог б получиться гораздо сильнее. Тем не менее, есть в фильме и сцены, где война показана честнее, чем во многих отечественных блокбастерах. За что авторам, конечно, спасибо.

Фильм выходит в прокат 31 января.

Вера Алёнушкина

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Ладожский «Титаник». Фильм Алексея Козлова «Спасти Ленинград»

<h2>До 2004-го года документы, связанные с трагедией баржи №725 (по другим источникам №752), были засекречены. Да и вообще об этом старались не говорить. И дело не в том, что количество жертв оказалось слишком большим (по приблизительной оценке от 900 до 1200 человек), а в том, что их могло быть гораздо меньше. Или даже не быть вовсе. </h2> <p> Речь идет об одной из первой попыток эвакуации из блокадного Ленинграда. В ночь на 17 сентября 1941-го года баржа, на которой было примерно 1500 человек, попала на Ладожском озере в шторм, дала течь, разрушилась и затонула. Спастись удалось немногим. В ту же ночь пошла ко дну и другая баржа, везшая в город 400 тонн муки и военное пополнение. А за день до этого немцы разбомбили еще одну баржу, эвакуировавшую людей. <br> <br> Как бы то ни было, фильм Алексея Козлова «Спасти Ленинград» концентрируется только на катастрофе, связанной с гибелью баржи №725. При этом он, к сожалению, задевает почти все подводные мины, характерные для нашего военного кино последнего времени. И проблема тут даже не в авторах «Ленинграда», и не в теме, которую они выбрали, а в самой ситуации, которая сложилась у нас в этом жанре. <br> <br> Дело в том, что отечественное кино о войне сегодня крайне неоднородно. Однако с каждым годом крепнет тенденция заменять военную драму военным экшеном. В таких проектах как «Танки» или «Т-34» война превращается в адреналиновое приключение, в драйвовый повод для проявления героизма. Причем враг в данном случае тупее барана, а победа героя неизбежна: он легко расправляется в одиночку с ротой танков, даже если в его руке не связка гранат, а палка-копалка. <br> <br> Тех, кто пытается «бодаться» с этой довольно опасной тенденцией, не так уж много. А удачных попыток и вовсе единицы (например, «Рай» Андрея Кончаловского или «Война Анны» Алексея Федорченко). Однако есть довольно большое количество режиссеров, не желающих отказываться от зрелищности, но понимающих, что война – это нечто большее, чем красивый полет снаряда в рапиде и эффектные позы бравого красноармейца, бросающего гранату. Однако такие режиссеры, как правило, на распутье, и они сами толком не представляют, куда ж им плыть, <br> <br> «Спасти Ленинград» именно из этой категории. Алексей Козлов снимает бои на Невском пятачке так, что иллюзий по поводу бравурности военных сражений не возникает. Война – это грязь и ад, это жесткость и несправедливость, и не дай бог кому-либо оказаться в этой мясорубке. И за такой подход «Ленинград» невозможно не похвалить. <br> <br> С другой стороны, страх перед реальностью, желание приукрасить или смягчить ситуацию никуда не исчезли. Ведь реальная история баржи гораздо страшнее той, что на экране. Начать с того, что одна из причин ее гибели – халатность и неразбериха. Баржи не были предназначены для перевозки людей (в октябре новый командующий Ладожской флотилией запретил их использование), помпы для откачки воды не работали, спасательные круги или шлюпки отсутствовали. И разрушаться баржа начала вовсе не из-за попадания немецких снарядов (как в фильме), а из-за банальной перегрузки: не будь ее, все могло бы быть по-другому. <br> <br> Так же в воспоминаниях выживших есть факты, которые явно диссонируют с экранной мелодрамой. Например, рассказ об офицере, застрелившем свою жену и двухлетнюю дочь, чтобы облегчить им смерть. Или о курсанте, выбившем ногами гнилые доски палубы, чтобы люди могли выйти из трюма. О тех, кто тонул, пытаясь спасти других. О тех, кто замерз в ледяной воде настолько, что не смог протянуть руку за спасительным канатом и погиб, хотя канат был на расстоянии метра. Да, в фильме много страшных фактов, но выдумки режиссера (он же сценарист) пасуют перед фактами реальными: девочки, играющие во время шторма на скрипках, и нквдшник, целующийся в машине, лишь романтизируют катастрофу, а не передают ее суть. <br> <br> Та же романтизация имеет место быть и в самом начале фильма. Изумительной красоты юная девушка, в белоснежном платье, в кокетливой белой беретке и в белых башмачках, взяв за руку любимого человека, несется навстречу своей счастливой судьбе. Собственно, это даже не персонаж, это воплощение счастливой и беззаботной юности. Но ирония ситуации в том, что эта у этой беззаботной юности за плечами три месяца войны и несколько дней блокады, что эта юность бежит из окруженного немцами города, оставляя в нем свою мать. Диссонанс получается сумасшедший. Та же история повторяется и с беспечно играющими на пляже курсантами, которые гоняют балду и радуются жизни в ожидании эвакуации. В реальности, кстати, берег бомбили – и много. В фильме же случайный налет авиации проходит без каких-либо последствий как для людей, так и для их безупречно чистой одежды. <br> <br> Не будь этих «нюансов» «Спасти Ленинград» мог б получиться гораздо сильнее. Тем не менее, есть в фильме и сцены, где война показана честнее, чем во многих отечественных блокбастерах. За что авторам, конечно, спасибо. </p> <p> Фильм выходит в прокат 31 января.<br> <br> Вера Алёнушкина </p>

Ладожский «Титаник». Фильм Алексея Козлова «Спасти Ленинград»

Ладожский «Титаник». Фильм Алексея Козлова «Спасти Ленинград»

Ладожский «Титаник». Фильм Алексея Козлова «Спасти Ленинград»

Ладожский «Титаник». Фильм Алексея Козлова «Спасти Ленинград»

Интересное по теме

Коллекционирование/Арт-рынок

Дорогое не покупают
14 октября 2024, 15:43

Кино-театр

Главные фильмы октября 2024 по версии «Культуромании»
7 октября 2024, 13:03

Коллекционирование/Арт-рынок

«Элитное вино» оказалось подделкой
21 октября 2024, 14:27