Агентство поделилось результатами двухгодичного исследования сферы культуры. Честная аналитика и качественная инфографика будут востребованы индустрией всегда.
Для восстановления отрасли очень понадобятся «чертежи» — кропотливые исследования культурной сферы и качественная аналитика. Именно это и представили специалисты информационного агентства InterMedia.
Очередной выпуск комплексного исследования «Сфера культуры и культурные индустрии в РФ» посвящен детальному анализу процессов, происходящих в сфере культуры. Недаром публикация каждого исследования всегда являлась событием в индустрии и обсуждалась на самых престижных площадках от Международного культурного форума до Российской креативной недели. В 2021 году ценность исследования возросла до общегосударственной, поскольку правительство и Министерство культуры активизировали законотворческую деятельность по разработке закона о культуре.
Главный редактор ИА InterMedia, эксперт в области культуры и развлечений Евгений Сафронов говорит «Культуромании», что одна из особенностей нового исследования — объемная терминология. Например, в 2020 году издание расширилось до трехтомника, когда к тому «Аналитика» добавились тома «Терминология» и «Законодательство». В 2022 издание разрослось до 400 страниц — добавилось более сотни новых терминов и ранее не публиковавшихся глав.
— Появились данные по некоторым направлениям, которых раньше не было. Возникла целая индустрия, которой еще некоторое время назад не существовало. Я говорю о креативной индустрии. Она вроде бы есть, но де-факто ее нет. И наши исследования это показывают. В России идет постоянное смешение понятий, путаница в терминологии, нечеткость в дефинициях. Наши работы показывают то, что связано с креативной сферой — далеко не всегда связано со сферой культуры, креативная область гораздо более широка, чем культурная. Мы постарались путаницу устранить, хотя окончательную точку в дефинициях может поставить только законодательство, — делится собеседник.
По его мнению, сама концепция креативных индустрий создавалась на протяжении последних 30 лет в англосаксонских странах, поэтому несет отпечаток культурного и экономического ландшафта именно этих стран. Именно поэтому надо выработать свой терминологический и концептуальный подход к креативной и культурной сфере.
Итак, какие же главные итоги исследования? Впервые в 2020 году онлайн-доходы культурных индустрий превысили офлайновые. Но этот процесс сопровождало катастрофическое падение доходов секторов, связанных с очным присутствием — зрелищных мероприятий, культурного досуга, кинопроката: в 2020 году прибыль сократилась более чем втрое, и в 2021 году системного восстановления не произошло.
А вот интернет-реклама, видеоигры, легальные аудио- и видеосервисы, платное ТВ, продажи бытовой электроники, предоставление доступа в интернет приносят все больше доходов. Бьёт рекорды выручка как легальных, так и нелегальных стриминговых сервисов.
Государство попыталась поддержать культуру, но эта поддержка была весьма скромной, доля бюджетных ассигнований выросла с 17% до 20%. Доходы же творческих работников снизились вслед за падением доходов офлайн-секторов. Индустрии, работающие в онлайне, не обеспечивают справедливого вознаграждения творческим работникам, так как большая часть их доходов уходит корпорациям и контрафактным сервисам.
Удивительно, но фонды, поддерживающие отечественную культуру, играют все большую роль в нашей стране. Стоит сказать, что работу этих организаций впервые в России стали изучать именно эксперты InterMedia. Еще одним способом найти финансовую поддержку стали краудфандинговые платформы. Этот способ финансирования для культурных проектов в стране также впервые исследовало ИА InterMedia.
Генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь М. Намаконов говорит «Культуромании», что отраслевые исследования очень нужны, но события последних дней спутали все карты.
— Мы сейчас заново должны осознавать, что такое креативные индустрии, каким образом они могут развиваться в стране, — говорит он. — Возникают трудности с оплатой стриминговых платформ, сложности работы с зарубежными авторами. Одно понятно, что сейчас стоит сделать акцент на развитие внутреннего продукта.
По его мнению, не стоит бояться того, что ту или иную отрасль в культурных или креативных индустриях убьет онлайн.
— Я всегда привожу пример с печатной книгой. Книжная отрасль, пожалуй, первая столкнулась с онлайн-потреблением и новыми формами взаимодействия с контентом. Я имею в виду появление планшетов и покетбуков. Несколько лет шло быстрое падение тиражей печатных книг. Казалось, что книга как офлайновый проект исчезает или превращается в раритетный формат. Но год назад конъюнктура стала меняться. Падение остановилось. Началось постепенное изменение долей. Люди осознали, что электронная книга — всего лишь новый формат. В результате печатная книга не умерла, просто рынок стал более дифференцированным. Поэтому я не думаю, что онлайн убьет какую-либо отрасль. Главное — смотреть, что будет сейчас происходить с креативной отраслью, понять, как развивается ситуация и работать, засучив рукава, считает глава Федерации креативных индустрий.
Елена Сердечнова
Фото: скриншот исследования InterMedia