В Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) прошла конференция «Развитие креативных индустрий в России». Этот сектор экономики растет во всем мире, уверенно прибавляя по 15% в год.
Неудивительно, что государство проявляет к нему интерес: в дискуссии принял участие начальник Управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков. Вместе с ним на тему развития креативных индустрий рассуждали завлабораторией «Центр исследований экономики культуры, городского развития и креативных индустрий» экономического факультета МГУ Сергей Капков, президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский, и, конечно же, представители компаний, работающих на этом рынке. О том, как культура в ряду креативных индустрий может основательно увеличить российский ВВП – читайте в материале «Культуромании».
Открыл обсуждение вице-президент РСПП, председатель комитета по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке Игорь Вдовин, а генеральный директор университета креативных индустрий Universal University Екатерина Черкес-Заде сразу уточнила, что сегодня понимается под креативными индустриями.
– Понятие креативных индустрий объединяет буквально все, что лежит на стыке творчества, науки, предпринимательства, промышленности и образования. Сегодня все говорят о распределенных реестрах, нейросетях, дополненной реальности, и глобально все это – креативные индустрии, – сказала она.
Преподаватель зарубежных школ FH JOANNEUM (Австрия) и University of Hertfordshire (Великобритания) Дмитрий Карпов посетовал на отсутствие бизнес-образования в творческой среде, вузах. Программный директор ArtWerk Полина Кузавлева поделилась опытом Германии в сфере креативных индустрий. Интересно, что они находятся при исчислении ВВП на третьем месте после автомобильной промышленности и машиностроения. Партнер в Инвестиционном фонде ранних стадий the Untitled Ventures, экс-СЕО и творческий директор ВBDO Игорь Лутц отметил, что будущее креативных индустрий зависит от того, научатся ли разные отрасли действовать консолидированно, для чего потребуется самоорганизация сообщества. Поднимались и вопросы отсутствия инвестиций в эту сферу экономики, одним словом, вопрос, где взять деньги был самым популярным во время дискуссии.
Заведующий лабораторией «Центр исследований экономики культуры, городского развития и креативных индустрий» экономического факультета МГУ Сергей Капков ответил на этот вопрос, не откладывая в долгий ящик, сообщив присутствующим, что у них и так успешные компании с высокой капитализацией, зачем им господдержка, которая может выйти в какой-то момент боком.
– С 1998 года в Великобритании существует программа поддержки креативных индустрий, в 2000-м году Центральный комитет партии Китая включил в пятилетний план эту сферу экономики, поэтому, конечно, мы в России отстаем. Я считаю, что нужно гордиться соотечественниками, которые работают в креативных индустриях, – поделился своим мнением г-н Капков. – Но я не понимаю запроса на помощь от государства от успешных компаний, которые стоят миллионы долларов. Коллеги, вы и так отлично справляетесь. Надо помогать людям, которые хотят учиться. Нужны гранты подросткам, молодежи, людям из регионов. Также нужно понимать, что креативный рынок – глобальный. Каждая страна выбирает на нем свое направление, которое продвигает. Китай, например, рекламирует свою кухню. Мы же можем предложить миру проекты, основанные на сочетании культуры и технологий, различные IT-проекты. Потому что та же Германия не является интернет-державой в отличие от России. Надо это преимущество использовать. А от государства какой-то глобальной поддержки ждать не стоит, максимум, мы можем создать агентство по поддержке креативных индустрий.
Генеральный директор «Роскино» Екатерина Мцитуридзе поддержала тему, связанную с созданием некоего органа, который бы занимался проблемами креативных индустрий.
– Сергей Геннадьевич Новиков, который курирует культуру в Администрации президента, предложил, чтобы представители креативных индустрий регулярно собирались, например, при РСПП. На конференции я сказала, что кураторы этого направления меняются часто. Например, в 2011 году культуру курировал вице-премьер Александр Жуков, потом был вице-премьер Владислав Сурков и т.д. Получается, что новый человек входит каждый раз в проблематику с нуля. От государства же нужна институциональная поддержка в первую очередь, чтобы оно помогало отрасли структурироваться, и лишь во вторую – финансовая. Поэтому я предложила создать орган, который бы и занимался этим вопросами, – рассказала глава «Роскино» «Культуромании». – Он мог бы быть создан при РСПП. Игорю Вдовину удалось собрать творческую аудиторию, в которой есть представители практически всех креативных индустрий. Я ратую за создание творческой креативной административной единицы. А если ее еще и поддержит президент, то отношение к этой сфере сразу изменится.
Г-жа Мцитуридзе считает, что в целом креативные индустрии в России достаточно мощно развиваются, в частности, кино.
– Я пришла в «Роскино» в 2011 году, тогда за рубеж продавалось фильмов на 1 млн долларов в год, сейчас же – на 46 млн долларов. Это очень высокий рост, учитывая, что сама индустрия не очень увеличилась – в год в России снимается 120 фильмов, это очень мало. На конференции много говорили о бизнес-содержании творчества, о его продвижении, маркетинге. Но мы должны говорить и о том, что первично творчество и производство. Компания Apple сделала конкурентоспособную начинку, а не просто красивый логотип. В первую очередь важен контент, нет его – и продвигать нечего.
Вице-президент РСПП Игорь Вдовин поделился с «Культуроманией» мнением о необходимости создания инвестиционного фонда, который будет вкладывать в креативные индустрии.
– Большое количество организаций, управляющих семейными активами и крупных инвесторов внимательно смотрят на креативные индустрии. Но эти проекты плохо структурированы, несут в себе риски, поэтому деньги туда вкладывать не спешат. Мы решили посмотреть, что есть в отрасли, для чего и создали эту площадку. Если проектов будет достаточно, то мы создадим инвестиционные фонды, которые будут ориентироваться в основном на креативные индустрии. Это в общем ответ на вопрос, звучавший со стороны представителей индустрии на конференции: «где брать деньги на проекты?». Есть сейчас и отличные институты развития, которые инвестируют на ранних стадиях, например, Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) и другие. Вряд ли на этом этапе будут вкладывать деньги банки, но в будущем – почему нет? Есть конкретные проекты, которые уже на слуху, которые создают точки притяжения для креативного бизнеса, например, дизайн-завод «Флакон». От таких простых, но в то же время сложных проектов можно двигаться и дальше. Мы этот путь начали. Надеюсь, будем идти быстро и результативно. Думаю, что креативные индустрии будут вносить все больший вклад в ВВП.
Как модератор конференции Игорь Вдовин подытожил ее результаты, обозначив, что нужно объединение участников креативных индустрий.
– Первое – нужна консолидация игроков, чтобы на всех уровнях можно были отстаивать свои интересы. Второе – предлагаю взаимодействие с властью на новой открытой площадке, которую мы сейчас формируем. Поверьте, власть – не такая ужасная штука, как кажется кому-то на первый взгляд, у нее вполне человеческое лицо. Третье – эта встреча первая, будут и следующие, но в уже более креативном пространстве. Предположительно на дизайн-заводе «Флакон». И четвертое – предлагаю учредить сегодня название CreativeRussia – бренд для российских креативных индустрий.
Также вице-президент РСПП представил Андрея Кричевского как главу нового комитета по интеллектуальной собственности и креативным индустриям РСПП, сообщив присутствующим, что он и его коллеги предлагают свою помощь в развитии креативных индустрий.
Президент Ассоциации IPChain, глава комитета по интеллектуальной собственности и креативным индустриям РСПП Андрей Кричевский
рассказал «Культуромании», какими он видит перспективы развития креативных индустрий.
– У креативных индустрий есть позитивные перспективы. Но надо создать им окно возможностей, и тогда они сами создадут совершенно новое будущее. Знаете, есть поговорка, если долго мучиться, что-нибудь получится, но только уровень раздражения, который возникнет в процессе, может дать совершенно неожиданный итоговый результат. Поэтому не надо мучить креативные индустрии. Надо в принципе поменять к ним отношение, создать и налоговые льготы для всех участников, и грантовую поддержку в сфере науки, культуры и образования. Безусловно, надо признать креативные индустрии отраслью экономики. Этот значит многое для учета ВВП, для статистики и для налоговых послаблений.
– Сейчас мы существуем в самодеятельном поле, а его надо выводить на индустриальный уровень. Чтобы это сделать, креативные индустрии должны стать частью всей экономики, – продолжает собеседник «Культуромании». – Допустим, что сейчас отечественный рынок креативных индустрий составляет 5%. Но в США интеллектуальная собственность – а это лишь часть рынка креативных индустрий – составляла 10 лет назад 46% ВВП. А еще есть сами креативные индустрии. Думаю, что если все суммировать, то интеллектуальная собственность и креативные индустрии могут составить 70% российского ВВП. Так что задача такая, чтобы креативные индустрии были как минимум в тройке самых крупных отраслей экономики. И важно понимать, что креативные индустрии – это и наука, и культура. Если мы сможем удержать их вместе, то мы получим больше, чем даже Британия. Поскольку у России есть культурный и научный потенциал, который позволяет ей претендовать на хорошие позиции в сфере мировых культурных индустрий.
Елена Сердечнова