На прошлой неделе Министерство культуры выложило на своем сайте информацию о зарплате первых лиц учреждений культуры. Заметный интерес в соцсетях вызвала зарплата дочери первого космонавта — директора музея «Московский Кремль» Елены Гагариной — в 1,2 млн рублей в месяц, а также оклады других руководителей музейной отрасли. «Культуромания» поговорила с рядовыми сотрудниками музеев, чтобы узнать, как их зарплаты соотносятся с доходами руководства.
Считается, что воспитанные люди не задают вопросов о зарплате. Но в случае, когда речь идет о государственных деньгах и эффективности трат, вопросы эти вполне справедливы. 28 декабря 2016 года было принято постановление Правительства РФ — в нем были утверждены правила обнародования информации о среднемесячной заработной плате руководства бюджетных организаций. Она должна появляться на сайте того или иного ведомства не позже 15 мая года, следующего за отчетным.
И действительно, как пишут «Открытые медиа», 14 мая информация появилась на сайте Министерства культуры. Правда, затем исчезла. И появилась снова 16 числа. Видимо, так как все это в новинку, не сразу получается как надо.
Среди руководителей музеев самая большая зарплата в 2018 году оказалась у генерального директора музеев Московского Кремля Елены Гагариной — 1 млн 186 тыс. рублей в месяц. Гендиректор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский получает 733 тыс. рублей, глава Третьяковской галереи Зельфира Трегулова — 719 тыс. рублей. Но это самые большие зарплаты у руководства в отрасли.
Например, директор «Государственного музея-усадьбы «Архангельское» получает 185 049 рублей, глава музея «Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» — 137 807, а руководитель «Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств» и вовсе 54 456 рублей.
Сколько получают в Кремле?
Сотрудник музея-заповедника «Московский Кремль» на условиях анонимности рассказал «Культуромании» о средней зарплате в 40-60 тысяч рублей у рядовых сотрудников и поделился своим мнением об обнародованных доходах директора Елены Гагариной.
— Мы были сильно удивлены. Ведь ее зарплату никто не знал. И данные о том, сколько получают директора ведущих музеев и театров уже публиковались в прошлом, но о Гагариной речь не шла. Не было информации. Вообще зарплата складывается из оклада, премий, надбавок за определенные условия — кандидатская степень, время работы, и — за выставки. Может быть, у Елены Юрьевны такая сумма вышла именно из-за экспозиций. Если они успешно проходят, то человек, ответственный за нее, премируется. Средняя же зарплата сотрудников, по моим ощущениям, в районе 40 000-60 000 рублей. Получается, у Гагариной в 20 раз больше. Знаю, что в Европе директора музеев получают в 5-10 раз больше сотрудников, 20-кратная разница там скорее всего невозможна. С другой стороны, Гагарина — прекрасный профи и настоящий музейщик. При ней сделано много хорошего — и условия хранения экспонатов, и их безопасность улучшились. И за дело она переживает.
На вопрос «Культуромании», знают ли сотрудники о внебюджетных доходах, куда те идут, собеседник ответил отрицательно, подчеркнув, что все, что связано с финансами, не обсуждается.
А что за МКАДом?
Сотрудники небольших музеев в курсе о внебюжетной деятельности, но куда идут от нее доходы — не знают. По крайней мере, так считает еще одна анонимная собеседница «Культуромании», работающая в небольшом музее в Подмосковье.
— Какие-то акции постоянно придумываются — театральные постановки, концерты. Сколько они приносят дохода и тем более, куда он идет — не знаю. Про зарплаты директоров слышали, конечно. Вроде убрали эту информацию? То, что зарплата у директоров музеев может быть в 20 раз больше — это наша такая традиция, мы живем в этой стране. Никто не митинговал, посмотрели — улыбнулись, никаких разговоров это не вызвало. Наш директор получает 300 000 рублей, моя зарплата с учетом премий — 35 000-40 000, базовая 25 000. Премии раз в три месяца бывают. Несколько лет назад платили еще больше, потом сократили. Слава Богу, Минкульт ремонт в музее сделал, — отмечает собеседница.
Смотря с кем сравнивать
В целом по стране ситуация с зарплатами в учреждениях, подведомственных Минкульту, следующая. По данным Росстата, средний заработок в них за 2018 год составил 38 970 рублей, а в федеральных учреждениях, где бы они ни находились — 68 033 рублей в месяц.
Но стоит учесть, что помимо федерального подчинения есть учреждения, которые содержат либо субъект федерации, либо муниципалитет — а их большинство — и там зарплаты по 2018 году гораздо ниже — 44 012 и 31 341 соответственно.
Тем не менее, если провести параллели с вознаграждением, которое получает среднестатистический наемный работник в принципе, то выяснится, что в культурной сфере вообще и в музейной отрасли, в частности, дела идут неплохо. То есть вознаграждение в целом соответствует средней зарплате по региону.
Так, средняя зарплата работников в учреждениях культуры государственной и муниципальной форм собственности в январе-декабре 2018 года составляла: в Белгородской области — 28 296 рублей, в Москве — 75 148, в Санкт-Петербурге — 62 786 в Ненецком автономном округе — 79 026, а в Ульяновской области — 25 359 и так далее.
Если же брать среднюю заработную плату в целом, то в 2018 году она была ниже, чем у работников культуры: в Москве — 70 250, в Подмосковье — 46 409 рублей, в Алтайском крае — 25 532 рубля. Но и в учреждениях культуры Алтайского края средняя зарплата равнялась 22 493 рубля.
При оценке же зарплат руководства музеев следует учитывать еще и внебюджетные доходы, но по ним никто информации не дает.
Елена Сердечнова