На этой неделе думский Комитет по культуре провел заседание, посвященное, пожалуй, самым животрепещущим вопросам «культурной экономики» - созданию условий для вовлечения инвесторов в сферу сохранения объектов культурного наследия и внесению изменений в закон о госсзакупках. “Культуромания” побывала в Госдуме, чтобы попытаться разобраться, как связаны сегодня в России культура и экономика.
Возьмите дворец в концессию
Социальные сети время от времени выносят в ленту фотографии разрушенных подмосковных усадеб - у государства нет денег на их восстановление. В России насчитывается 34000 объектов культурного наследия, до всех из них не доходят руки. Уже два года обсуждается вопрос изменения законодательства с тем, чтобы оно позволяло предпринимателям вкладывать средства в сохранение и восстановление памятников истории и культуры. При этом здание переходит в собственность к новому владельцу, но с рядом обременений. Так, он будет обязан проводить работы по сохранению объекта культурного наследия, а промышленное использование здания будет запрещено, но в качестве дома для приемов - пожалуйста.
Сразу необходимо уточнить, что передаваться будут только объекты, которым угрожает физическая утрата. Памятники религиозного назначения, мемориальные квартиры, мавзолеи, произведения монументального искусства, отдельные захоронения, объекты науки и техники, включая военные, объекты археологического наследия государство в концессию отдавать не будет.
Так какие же конкретно законы должны быть изменены? Прежде всего закон "Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации" и "О концессионных соглашениях", закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Однако вносимые изменения вызывают ряд вопросов. Например, в новеллах к закону "О концессионных соглашениях" не прописано условие расторжения договора с концессионером, если он нарушил условие соглашения с государством. Например, решил устроить в бывшей усадьбе цех по пошиву брюк. По мнению депутатов, такая возможность должна присутствовать. Еще один вопрос - как будут оформляться права на землю, на которой расположен объект культурного наследия? Необходимо и более детально прописать запрет на изменение целевого назначения особняка. Сейчас целевое назначение усадьбы предполагается прописывать в самом соглашении с государством, а это неправильно считают депутаты.
Задачу и законопроекта, и работы Комитета депутаты видят в том, чтобы соблюсти баланс в таком непростом деле как государственно-частное партнерство. То есть учесть интересы государства и интересы бизнеса. В целом законопроект, по мнению участников заседания, не вызывает сомнений и требует поддержки. Тем более, что он принимается в условиях дефицита бюджета и огромного количества памятников, требующих вложения средства.
Первый заместитель председателя Комитета по культуре Елена Драпеко рассказала «Культуромании», что поддерживает законопроект, потому что он "дает возможность пристроить наши памятники, находящиеся в неудовлетворительном состоянии в хорошие руки".
- Сейчас они как бездомные собаки. Мы говорим: «Ребята, берите в концессию, государство вам предоставит условия, берите и восстанавливайте". Я видела несколько таких объектов, которые отреставрировал бизнес - это и рестораны, и гостиницы, и культурные центры. Например, в Калуге полотняный завод. Мне кажется, что этот законопроект привлечет инвесторов в неблагополучные места, которые не находятся в центре городов, к которым неудобно добираться, но которые тоже нужно восстанавливать. Правда, у нас есть ряд замечаний. Поэтому мы создали рабочую группу, в ней со специалистами еще раз проработаем законопроект, для того, чтобы он был удобен и концессионерам, и был удобен для контроля органами охраны памятников, - поделилась Елена Драпеко.
Закон о госзакупках - “вреднейший закон для всех”
Если бы существовал рейтинг самых обсуждаемых законов, то на призовое место точно бы претендовал Федеральный закон №44 - «О контрактной системе в сфере госзакупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он появился в 2013 году для регулирования контрактных отношений в этой области. Его сторонники подчеркивали антикоррупционность закона. Любые закупки по идее осуществляются через открытые электронные торги, а выигрывать должна организация, предложившая наименьшую оплату.
Однако реальность показала серьезное несовершенство закона. Аффилированные с чиновниками фирмы все равно находят лазейки и получают контракт. По словам кинорежиссера и первого заместителя председателя комитета Госдумы по культуре Владимира Бортко, прямо перед заседанием комитета ему пожаловались предпринимательница, которая занимается питанием для детских садов.
- Конкурс на получение госзаказа ее компания проиграла. А выигравший конкурент явился к ней и нанял ее в качестве субподрядчика. Ученые жалуются на то, что невозможно купить качественные запчасти к синхрофазотрону. По условиям госзакупки выигрывает предложивший самую низкую цену, но за нее можно приобрести только некачественные составляющие, - делится кинорежиссер. - Я считаю, что этот закон не дает людям нормально работать. Просто вреднейший закон для всех.
К концу 2017 года недовольство достигло максимума, и на заседании Совета по культуре и искусству президент Владимир Путин дал распоряжение администрации доработать проект в части, касающийся деятельности предприятий и организаций в сфере искусства и культуры. Именно этот пакет готовил Комитет по культуре при активном участии советника президента РФ по культуре Владимира Толстого.
Новый законопроект исходит из понимания того, что в каждой отрасли культурной деятельности имеются свои особенности, которые должно учитывать законодательство. Но и общего также немало. Во-первых, это сложность формирования плана закупок на 3 года. Во-вторых, оформление документации на каждую закупку несет зачастую больше затрат, чем сумма закупки. В-третьих, невозможность заключения контракта на закупку у единственного поставщика товаров, работ и услуг в ряде случаев. Особенно безумным это видится для автора какого-либо произведения, когда для того, чтобы оно было поставлено на подмостках, требуется проведение конкурса. Причем автор может и не выиграть его.
Поэтому правообладатели и организации, управляющие авторскими правами, не выходят на конкурс, а авторские отчисления производятся из внебюджетных источников.
Председатель Комитета по культуре Госдумы Елена Ямпольская считает, что Комитет подготовил очень большой пакет документов, который может радикально улучшить ситуацию с неоднозначным законом.
- В этот закон часто вносятся изменения, но именно мы подготовили большой пакет документов. Пытаемся облегчить жизнь коллегам в различных творческих организациях. Дальше терпеть просто невозможно. Если нам удастся провести этот законопроект, и он будет принят, то мы войдем в историю русской культуры всем комитетом. Люди очень ждут этого. Не знаю, какова будет судьба законопроекта, но очень надеюсь, что голос здравого смысла будет услышан и нас поддержат в правительстве и администрации президента.
Елена Ямпольская не высказывает сильного оптимизма по поводу судьбы законопроекта, ведь Минэкономразвития и Министерство финансов против. Этому есть причина - сам ФЗ 44 и есть детище Минфина и идеологов из ВШЭ. По их мнению, чиновник должен быть отлучен от принятия решение в сфере закупок. Но оказалось, что эта практика привела к тому, что чиновника отлучили и от ответственности за решение.
Елена Сердечнова