Кирилл Разлогов: ММКФ существует на стыке государственной, новорусской и киноманской культур

Кино-театр

Кирилл Разлогов: ММКФ существует на стыке государственной, новорусской и киноманской культур
27 Июня 2017, 13:12
Для каждого москвича, полюбившего кино всерьез и надолго, июнь – время особенное. Потому что именно в июне начинается настоящее киноманское пиршество – открывается Московский Международный кинофестиваль. В этом году он проходит в 39-ый раз. О том, каким фестиваль был раньше, какой он сейчас и о том, что же происходит сегодня в нашем кино, мы поговорили с программным директором ММКФ – Кириллом Разлоговым.

Для каждого москвича, полюбившего кино всерьез и надолго, июнь – время особенное. Потому что именно в июне начинается настоящее киноманское пиршество – открывается Московский Международный кинофестиваль. В этом году он проходит в 39-й раз. О том, каким фестиваль был раньше, какой он сейчас и о том, что же происходит сегодня в нашем кино, мы поговорили с программным директором ММКФ – Кириллом Разлоговым. 

- Кирилл Эмильевич, Вы на ММКФ с 1967-го года. Несложно догадаться, что фестиваль с того времени сильно изменился… 

Московский фестиваль традиционный, с которого мы начинали, это совершено другая история. Это было открытое окно в мир, всенародный праздник в закрытом обществе, когда стадионы заполнялись  жаждущими смотреть американские блокбастеры и европейские коммерческие фильмы. И где не уважался ни один из законов фестивальной жизни, на что зарубежные компании закрывали глаза, потому что для них участие на фестивале – форма завоевания рынка. Плюс десятки сеансов по всей стране, во всех столицах республики и т.д. В результате фестиваль зарабатывал деньги, и зарабатывал  значительно больше, чем тратил, что сейчас можно назвать просто мечтой.  

- Мечтой? Почему?  

В нынешней ситуации это невозможно. Во-первых, все коммерческие блокбастеры ушли в коммерческий прокат, а, значит, ушли с фестиваля. К тому же, в последние годы становится популярным мнение, что фестивальный показ вредит коммерческому результату картины: мол, раз ленту показали на каком-либо фестивале, значит, она фестивальная, и в прокате у неё сборов не будет. Из этих соображений продюсеры фильмов начинают отказываться от фестивалей.
Во-вторых, сильно изменилась аудитория. Да, свою основную функцию – знакомить с мировым кинопроцессом – фестиваль сохранил. Но теперь он работает, в основном, с экспериментальными произведениями, рассчитанными на поклонников искусства, а их меньше в разы. Поэтому с центральных стадионов мы перешли на маленькие экраны.  

- Но ведь крупный кинофестиваль – это не только фильмы…

Конечно. Помимо всего прочего за ММКФ сохранилась функция государственной витрины:  мы обязаны быть лицом государства. Поймите правильно: никакой цензуры в отношении фестиваля нет, но захоти мы, например, по каким-то причинам организовать любое «диссидентское» мероприятие (смеется), то вряд ли это было бы верным. Также не будем забывать и про третью функцию фестиваля – развлекательную. Банкеты, радости жизни, общение со звездами, иногда переходящее в форму интеллектуального разврата – всё это элементы так называемой «новорусской жизни», и без них тоже не обойтись. Таким образом, ММКФ существует на стыке трех культур: государственной (официальной), новорусской культуры роскоши и культуры киноманской, которая мне наиболее близка и по которой фестиваль строится. Кстати, что касается киноманов, то им мы даем очень широкий спектр возможностей. Но их (киноманов), во-первых, не так много, во-вторых, они не всегда могут приезжать со всей страны, и, в-третьих, у них не так много денег…  

- Кирилл Эмильевич, а чтобы Вы изменили в организации фестиваля?  

Знаете, большой фестиваль должен иметь команду, которая работает на него круглый год. Небольшую – 20-30 человек. Хотя в Каннах 350 таких сотрудников. Но на ММКФ – ни одного. Плюс финансовые проблемы: да,  сумма, выделяемая на фестиваль, в течение нескольких лет остается прежней, но из-за падения курса доллара реальный бюджет уменьшился вдвое. В результате фестиваль сократился на несколько дней и так далее.  


- Вы всю жизнь занимались историей кино, следили за тем, как оно менялось. Как Вам кажется, что происходит с отечественным кино сегодня?  

На это у меня есть стандартный ответ: холера развивается нормально (смеется). Конечно, ничего катастрофичного нет… Кроме, пожалуй, довольно странной идеи брать по 5 миллионов  за каждое прокатное удостоверение, которая, надеюсь, не будет принята… 

- Кстати, а что Вы думаете по поводу этой инициативы?  

Знаете, есть много небольших и средних производственных компаний, а также компаний прокатных, которые закупают изысканный арт-хаус за рубежом. Вполне вероятно, что они могут быть уничтожены в первых рядах. В итоге, значительно расширится платформа пиратства, расширятся способы нелегального распространения: культура у нас умеет сопротивляться такого рода нововведениям, вы знаете.  

-И что же делать?  

Арт-прокату нужны особые условия, без этого никак. Потому что именно в этом котле варится искусство. Искусство, а не индустрия. Индустрия у нас варится в телесериалах, профессия как таковая осваивается там. Те кинематографисты, которым повезет, потом могут перейти в кино. А вот искусство варится в малобюджетных фильмах, в экспериментальных проектах, в дебютах и так далее. Предлагаемый проект может убить это поисковое поле…  

- А что бы предложили Вы? Как альтернативу 

Я предлагаю довольно простые вещи. Множественность форм финансирования фильмов (и не только из государственного кармана), участие в международном разделении труда, участие в международной копродукции, создание параллельной клубной сети проката, которая будет показывать картины интересные с точки зрения искусства, но не грозящие глобальными доходами. Этим клубам нужно дать особые условия в плане получения авторских прав, налогообложения и т.д. Также нам нужны люди, которые хоть что-то понимают в кино. А то получается так: мы провозглашаем свободу творчества, а потом вдруг появляется милая девушка вроде Поклонской и... Конечно, я не имею в виду только ее, да и лично к ней у меня хорошее отношение. Мне всегда симпатичны люди, которые искренне верят в то, что они говорят. Гораздо страшнее, когда человеком руководит циничный расчет: мол, давай я сделаю так, чтобы начальству понравилось. Но было бы очень хорошо, если бы нам попросту не мешали.  

- Кирилл Эмильевич, давайте вернемся к фестивалю. Он начался со скандала: фильм открытия, индийскую картину «Бахубали: Завершение» журналисты и блоггеры порвали в клочья…  

Знаете, я отношусь к тем людям, которые очень любят этот фильм. Я мог бы назвать его произведением выдающимся, уникальным, что помимо всего прочего подтверждается цифрами (в мировом прокате «Бахубали» собрал более 160 миллионов долларов – прим. редакции). «Бахубали» - общемировая сенсация, завоевавшая американский рынок и рынок Европы. А наши блоггеры промотали 10 минут фильма на скорости и сочли, что он хуже работ Сарика Андреасяна. Это обидно. Это знак того, что мы вообще на периферии культурного процесса и за пределами понимания того, что же на самом деле происходит.  

- Вы бы хотели, чтобы индийское кино вернулось в наши кинотеатры

Да, безусловно. И очень надеюсь, что «Бахубали» нам в этом поможет. Впрочем, как должна помочь и вся специальная программа, посвященная кинематографу регионов Индии, которую мы в этом году показываем на фестивале.  

- А какой фильм 39-го ММКФ оказался для Вас самым главным?  

Не знаю, наверное, всё тот же «Бахубали». Благодаря той резкой критике, которой он был подвергнут в интернете, он и стал главным фильмом фестиваля (улыбается).  

- А как же новая работа Хамдамова «Мешок без дна» 

А вот за картину Хамдамова я не боюсь, потому что группа эстетов, безусловно, её поддержит. Хотя я не уверен, что «Мешок» понравится жюри: они не связаны с тем культом Хамдамова, который существует в нашей среде. А уж если жюри ещё и не даст фильму главный приз, то оно будет обругано и облаяно всеми без исключения. Кстати, я думаю, что не даст… Так что готовьтесь. Но на самом деле, именно такие разборки и интересны. 

Фото – Ольга Сушкова 

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Кирилл Разлогов: ММКФ существует на стыке государственной, новорусской и киноманской культур

<h2> Для каждого москвича, полюбившего кино всерьез и надолго, июнь – время особенное. Потому что именно в июне начинается настоящее киноманское пиршество – открывается Московский Международный кинофестиваль. В этом году он проходит в 39-й раз. О том, каким фестиваль был раньше, какой он сейчас и о том, что же происходит сегодня в нашем кино, мы поговорили с программным директором ММКФ – Кириллом Разлоговым. </h2> <p> </p> <p> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;"><b>- Кирилл Эмильевич, Вы на ММКФ с 1967-го года. Несложно догадаться, что фестиваль с того времени сильно изменился…</b> </span><span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><span style="font-size: 14pt;"> </span><span style="font-size: 14pt;"> </span><span style="font-size: 14pt;">Московский фестиваль традиционный, с которого мы начинали, это совершено другая история. Это было открытое окно в мир, всенародный праздник в закрытом обществе, когда стадионы заполнялись  жаждущими смотреть американские блокбастеры и европейские коммерческие фильмы. И где не уважался ни один из законов фестивальной жизни, на что зарубежные компании закрывали глаза, потому что для них участие на фестивале – форма завоевания рынка. Плюс десятки сеансов по всей стране, во всех столицах республики и т.д. В результате фестиваль зарабатывал деньги, и зарабатывал  значительно больше, чем тратил, что сейчас можно назвать просто мечтой. </span><span style="font-size: 14pt;"> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;"> </span><span style="font-size: 14pt;"> </span><span style="font-size: 14pt;"><b>- Мечтой? Почему? </b></span><span style="font-size: 14pt;"><b> </b></span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">В нынешней ситуации это невозможно. Во-первых, все коммерческие блокбастеры ушли в коммерческий прокат, а, значит, ушли с фестиваля. К тому же, в последние годы становится популярным мнение, что фестивальный показ вредит коммерческому результату картины: мол, раз ленту показали на каком-либо фестивале, значит, она фестивальная, и в прокате у неё сборов не будет. Из этих соображений продюсеры фильмов начинают отказываться от фестивалей. </span><span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><span style="font-size: 14pt;"> Во-вторых, сильно изменилась аудитория. Да, свою основную функцию – знакомить с мировым кинопроцессом – фестиваль сохранил. Но теперь он работает, в основном, с экспериментальными произведениями, рассчитанными на поклонников искусства, а их меньше в разы. Поэтому с центральных стадионов мы перешли на маленькие экраны. </span><span style="font-size: 14pt;"> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;"><b>- Но ведь крупный кинофестиваль – это не только фильмы…</b></span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Конечно. Помимо всего прочего за ММКФ сохранилась функция государственной витрины:  мы обязаны быть лицом государства. Поймите правильно: никакой цензуры в отношении фестиваля нет, но захоти мы, например, по каким-то причинам организовать любое «диссидентское» мероприятие (</span><span style="font-size: 14pt;">смеется</span><span style="font-size: 14pt;">), то вряд ли это было бы верным. Также не будем забывать и про третью функцию фестиваля – развлекательную. Банкеты, радости жизни, общение со звездами, иногда переходящее в форму интеллектуального разврата – всё это элементы так называемой «новорусской жизни», и без них тоже не обойтись. </span><span style="font-size: 14pt;">Таким образом, ММКФ существует на стыке трех культур: государственной (официальной), новорусской культуры роскоши и культуры киноманской, которая мне наиболее близка и по которой фестиваль строится. Кстати, что касается киноманов, то им мы даем очень широкий спектр возможностей. Но их (киноманов), во-первых, не так много, во-вторых, они не всегда могут приезжать со всей страны, и, в-третьих, у них не так много денег… </span><span style="font-size: 14pt;"> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;"><b>- Кирилл Эмильевич, а чтобы Вы изменили в организации фестиваля? </b></span><span style="font-size: 14pt;"><b> </b></span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Знаете, большой фестиваль должен иметь команду, которая работает на него круглый год. Небольшую – 20-30 человек. Хотя в Каннах 350 таких сотрудников. Но на ММКФ – ни одного. Плюс финансовые проблемы: да,  сумма, выделяемая на фестиваль, в течение нескольких лет остается прежней, но из-за падения курса доллара реальный бюджет уменьшился вдвое. В результате фестиваль сократился на несколько дней и так далее. </span><span style="font-size: 14pt;"> </span> </p> <p> <span style="font-size: 18.6667px;"><br> </span><span style="font-size: 14pt;"> </span><span style="font-size: 14pt;"> </span><span style="font-size: 14pt;"><b>- Вы всю жизнь занимались историей кино, следили за тем, как оно менялось. Как Вам кажется, что происходит с отечественным кино сегодня? </b></span><span style="font-size: 14pt;"><b> </b></span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">На это у меня есть стандартный ответ: холера развивается нормально (</span><span style="font-size: 14pt;">смеется</span><span style="font-size: 14pt;">). Конечно, ничего катастрофичного нет… Кроме, пожалуй, довольно странной идеи брать по 5 миллионов  за каждое прокатное удостоверение, которая, надеюсь, не будет принята… </span><span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><span style="font-size: 14pt;"> </span><span style="font-size: 14pt;"><b>- Кстати, а что Вы думаете по поводу этой инициативы? </b></span><span style="font-size: 14pt;"><b> </b></span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Знаете, есть много небольших и средних производственных компаний, а также компаний прокатных, которые закупают изысканный арт-хаус за рубежом. Вполне вероятно, что они могут быть уничтожены в первых рядах. В итоге, значительно расширится платформа пиратства, расширятся способы нелегального распространения: культура у нас умеет сопротивляться такого рода нововведениям, вы знаете. </span><span style="font-size: 14pt;"> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;"><b>-И что же делать? </b></span><span style="font-size: 14pt;"><b> </b></span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Арт-прокату нужны особые условия, без этого никак. Потому что именно в этом котле варится искусство. Искусство, а не индустрия. Индустрия у нас варится в телесериалах, профессия как таковая осваивается там. Те кинематографисты, которым повезет, потом могут перейти в кино. А вот искусство варится в малобюджетных фильмах, в экспериментальных проектах, в дебютах и так далее. Предлагаемый проект может убить это поисковое поле… </span><span style="font-size: 14pt;"> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;"><b>- А что бы предложили Вы? Как альтернативу</b></span><span style="font-size: 14pt;"><b>? </b></span><span style="font-size: 14pt;"><b> </b></span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Я предлагаю довольно простые вещи. Множественность форм финансирования фильмов (и не только из государственного кармана), участие в международном разделении труда, участие в международной копродукции, создание параллельной клубной сети проката, которая будет показывать картины интересные с точки зрения искусства, но не грозящие глобальными доходами. Этим клубам нужно дать особые условия в плане получения авторских прав, налогообложения и т.д. Т</span><span style="font-size: 14pt;">акже нам нужны люди, которые хоть что-то понимают в кино. А то получается так: мы провозглашаем свободу творчества, а потом вдруг появляется милая девушка вроде Поклонской и... Конечно, я не имею в виду только ее, да и лично к ней у меня хорошее отношение. Мне всегда симпатичны люди, которые искренне верят в то, что они говорят. Гораздо страшнее, когда человеком руководит циничный расчет: мол, давай я сделаю так, чтобы начальству понравилось. Но было бы очень хорошо, если бы нам попросту не мешали. </span><span style="font-size: 14pt;"> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;"><b>- Кирилл Эмильевич, давайте вернемся к фестивалю. Он начался со скандала: фильм открытия, индийскую картину «Бахубали: Завершение» журналисты и блоггеры порвали в клочья… </b></span><span style="font-size: 14pt;"><b> </b></span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Знаете, я отношусь к тем людям, которые очень любят этот фильм. Я мог бы назвать его произведением выдающимся, уникальным, что помимо всего прочего подтверждается цифрами (</span><span style="font-size: 14pt;">в мировом прокате «Бахубали» собрал более 160 миллионов долларов – прим. редакции</span><span style="font-size: 14pt;">). «Бахубали» - общемировая сенсация, завоевавшая американский рынок и рынок Европы. А наши блоггеры промотали 10 минут фильма на скорости и сочли, что он хуже работ Сарика Андреасяна. Это обидно. Это знак того, что мы вообще на периферии культурного процесса и за пределами понимания того, что же на самом деле происходит. </span><span style="font-size: 14pt;"> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;"><b>- Вы бы хотели, чтобы</b></span><span style="font-size: 14pt;"><b> </b></span><span style="font-size: 14pt;"><b>индийское кино вернулось в наши кинотеатры</b></span><span style="font-size: 14pt;"><b>? </b></span><span style="font-size: 14pt;"><b> </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><span style="font-size: 14pt;"> </span><span style="font-size: 14pt;">Да, безусловно. И очень надеюсь, что «Бахубали» нам в этом поможет. Впрочем, как должна помочь и вся специальная программа, посвященная кинематографу регионов Индии, которую мы в этом году показываем на фестивале. </span><span style="font-size: 14pt;"> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;"><b>- </b></span><span style="font-size: 14pt;"><b>А какой фильм 39-го ММКФ оказался для Вас самым главным?</b></span><span style="font-size: 14pt;"><b> </b></span><span style="font-size: 14pt;"><b> </b></span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Не знаю, наверное, всё тот же «Бахубали». Благодаря той резкой критике, которой он был подвергнут в интернете, он и стал главным фильмом фестиваля (</span><span style="font-size: 14pt;">улыбается</span><span style="font-size: 14pt;">). </span><span style="font-size: 14pt;"> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;"><b>- </b></span><span style="font-size: 14pt;"><b>А как же новая работа Хамдамова «Мешок без дна»</b></span><span style="font-size: 14pt;"><b>? </b></span><span style="font-size: 14pt;"><b> </b></span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">А вот за картину Хамдамова я не боюсь, потому что группа эстетов, безусловно, её поддержит. Хотя я не уверен, что «Мешок» понравится жюри: они не связаны с тем культом Хамдамова, который существует в нашей среде. А уж если жюри ещё и не даст фильму главный приз, то оно будет обругано и облаяно всеми без исключения. Кстати, я думаю, что не даст… Так что готовьтесь. Но на самом деле, именно такие разборки и интересны. </span><span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><span style="font-size: 14pt;">Фото – Ольга Сушкова</span><span style="font-size: 14pt;"> </span> </p> <p> </p> <p> </p>

Кирилл Разлогов: ММКФ существует на стыке государственной, новорусской и киноманской культур

Кирилл Разлогов: ММКФ существует на стыке государственной, новорусской и киноманской культур

Кирилл Разлогов: ММКФ существует на стыке государственной, новорусской и киноманской культур

Кирилл Разлогов: ММКФ существует на стыке государственной, новорусской и киноманской культур

Интересное по теме

Коллекционирование/Арт-рынок

Василий Демин, коллекционер, автор книги о Городке художников на Масловке: «Наш советский Монмартр можно считать удавшимся экспериментом»
17 апреля 2024, 09:01

Коллекционирование/Арт-рынок

На аукцион выставлена самая дорогая марка США
13 марта 2024, 11:33

Коллекционирование/Арт-рынок

Музеи нанимают «детективов» по провенансу
28 марта 2024, 13:53
https://www.traditionrolex.com/2
https://www.traditionrolex.com/2