Это история патлатого священника-расстриги (Роман Маякин), который охотится за ведьмами, колдунами и вурдалаками. Ему пытается помешать бравая сотрудница полиции (Лукерья Ильяшенко), однако вскоре переходит на его сторону и становится его ученицей. Другие подробности — в разговоре с режиссером проекта Кириллом Кузиным.
— Кирилл, KION презентует сериал «Сергий против нечисти» как очень необычный проект…
— Необычна прежде всего его форма: в нем 6 серий по 15 минут. Для меня это оказалось своего рода вызовом, потому что каждый эпизод — это кейс, который нужно было раскрыть за такой ограниченный хронометраж. К тому же, проект требовалось выстроить так, чтобы у зрителя был выбор: смотреть ли ему все серии по отдельности, или выбрать полнометражную версию. Ну, а в остальном… Если вы видели мою фильмографию, вы знаете, что у меня уже было много разных приключений. Так что в этот раз я чувствовал себя совершенно свободно. Да и команда подобралась фантастическая.
— Но вы же до этого считались комедиографом. И вдруг ведьмы, вампиры и прочие потусторонние сущности…
— Ну, стопроцентным комедиографом меня, наверное, назвать было сложно: к примеру, «Лондонград», над которым я тоже работал, это вообще другой жанр. Но тут же вопрос ремесла: понятно, что сапоги и ботинки — не одно и то же, но ведь это все равно обувь. Поэтому, если ты владеешь своей профессией, ты в состоянии снять что угодно.
— Как бы то ни было, «Сергий против нечисти» — это микс из черной комедии, мистики и детектива. Кстати, что думаете по поводу такого смешения жанров?
— Я в первую очередь хорошо отношусь к тому, что онлайн-платформы, и, в частности KION, дают возможность экспериментировать. Ведь нам практически развязали руки! И, кстати, недаром сейчас говорят о том, что наши сериалы скачками догоняют крупные международные стриминги: это как раз благодаря тому, что у нас появляются проекты такого рода — смелые и нестандартные.
— Но какой-то из жанров «Сергия…» является приоритетным для вас? Или они настолько взаимозависимы, что их сложно отделить друг от друга?
— Они в связке, да. Но в этом нет ничего необычного: в повседневной жизни, в течение одного и того же дня мы улыбаемся, грустим и пугаемся (к примеру, если вдруг машина проехала рядом). Так что и на этапе написания сценария, и на съемочной площадке мы легко вплетали шутки в те сцены, где герои подвергались опасности, и наоборот…
— Кстати, есть мнение, что чистых жанров больше не существует…
— Я бы так не сказал: чисто жанровые истории пока никуда не исчезли. Другое дело, что зритель сейчас очень насмотрен, поэтому смешение жанров — это один из тех крючков, на который производители контента пытаются его поймать (улыбается). И мы не исключение.
— Кирилл, тогда давайте я вас тоже поймаю — на слове. Вы назвали «Сергия» смелым проектом…
—Если вы думаете, что я говорил о какой-то религиозной подоплеке, то вы ошибаетесь. Просто потому, что ее там нет. У нас белое — это белое, черное — это черное. А смелость как раз в том, что мы экспериментировали с жанровыми сочетаниями, с алгоритмами и с динамикой. К примеру, в большинстве сериалов средний хронометраж одной сцены — две/две с половиной минуты. У нас как минимум вдвое меньше: от минуты до тридцати секунд. Так что мы гнали историю вперед и дрались за внимание зрителя. И, кстати, если бы мы в таком жестком монтаже и в такой жесткой смене кадров сняли бы 10 серий по 50 минут, то у многих к концу сериала начала бы болеть голова. Так что одной из наших главных задач было не превратить «Сергия» в клип, а все-таки раскрыть характеры и сделать так, чтобы персонажей зрители полюбили. Ну и не стоит забывать о том, что «Сергий» — это фантастическая история; сказка, если хотите. И относиться к ней надо именно так.
— Но вот для меня смелость этой истории в неоднозначности центрального персонажа: с одной стороны, он священник (хотя и бывший), а с другой — патлатый бродяга, любитель алкоголя и девушек…
— Он воин света. И не важно, есть ли у него сан, или нет: если бы он был офицером МВД или капитаном дальнего плавания, он так же гонялся бы за нечистью. Ничего бы не изменилось. Это его предназначение.
— Тем не менее, этот воин света ведет себя, как Мальчиш-плохиш: курит, пьет, матерится...
—Знаете, есть у нас один артист, которого все мы любим: он Священник Русской Православной Церкви, временно отстранённый от служения по собственному желанию.
Так вот: это не мешает ему быть отличным актером, продюсером и сценаристом, а также отцом большего количества детей и т.д. То есть он человек абсолютно светлый. А тот факт, что он может иногда выпить, не делает его темным. Так же и наш герой: он пьет, но это его своеобразный способ защиты. Ведь чтобы вырвать у колдуньи зубы (которую иначе не победить) нужна особая смелость…
— Кстати, о зубах и колдуньях. Сергий ведет себя со старушкой-ведьмой, мягко скажем, не совсем «политкорректно»: вступает с ней в рукопашную, обзывает и т.д. Не было ли опасения, что такие сцены могут кого-нибудь оскорбить?
— Нет, что-то я за собой такого не помню. Потому что старушка-колдунья детишек кушала. А я любую бабушку-ведьму, кушающую детишек, ни на секунду не пожалею.
— То есть «хулиганство» такого рода вас не пугало?
— Нет, я же сразу сказал, что белое — это белое, черное — черное. Не хочется серым быть. И желтым тоже (улыбается). Зло должно погибнуть. Добро должно остаться. Как и любовь.
— А то, что «Сергий против нечисти» — это веб-сериал, как-то влияло на вашу работу? Вообще, съемочная площадка веб-сериала отличается от площадки полнометражного фильма?
— В моем случае, нет. У нас были шикарные специалисты (операторская группа, художники, продюсеры), нормальный бюджет (не скажу, что огромный, но вполне нормальный). Да и работали мы по тем же формулам, по которым делается большое кино. Я, кстати, вообще не умею снимать по десять минут экранного времени в день…
— Некоторые сериалы как раз на такой скорости и снимаются…
— Я знаю, да. Но в таком режиме работа с артистами практически невозможна. А здесь мы с актёрами тщательно разбирали каждую сцену, что-то усмешняли, что-то усложняли. Так что съемочный процесс был довольно насыщенным. Плюс у нас было много трюков, да и некоторые объекты оказались совсем непростыми. Например, в подземку наша съемочная группа спускалась полтора часа.
— Но ведь у формата веб-сериала наверняка есть какие-то преимущества…
— Для аудитории — думаю, да. Особенно, если у человека развито клиповое мышление. Хотя сегодня есть дети, которым даже клип до конца досмотреть тяжело: они привыкли к форматам тридцатисекундного видео, которые сейчас господствуют в соцсетях. И если мы хотим перетащить этих детей на территорию чего-то более серьезного, то проще начинать с пятнадцатиминутных историй. (Правда, для этого важно, чтобы на протяжении всей серии было множество крючочков, позволяющих удержать зрительское внимание). Так что веб-сериал — вполне удобный формат, чтобы из коротких форм перейти (или вернуться) в большое кино. Впрочем, мне кажется, спрос на короткие истории в любом случае никуда не исчезнет…
— Этот спрос будет расти?
— Да, будет. Потому что короткие форматы, как более простые, воспринимаются легче. А я, как зритель, всегда хочу иметь выбор: сегодня мне хочется подумать о чем-то серьезном, а завтра просто «потупить» перед экраном, посмеяться или поплакать. И это нормально.
— Хорошо, но ведь сегодняшние дети, неспособные досмотреть до конца клип, скоро вырастут и станут основной аудиторией. Что будет тогда с большим кино?
— У меня есть ощущение, что все идет либо к интерактивности, либо к объединению с играми. То есть, через какое-то время можно будет поехать, условно говоря, на Савеловский рынок, купить диски с Арнольдом Шварценеггером и Брэдом Питтом, засунуть их в какую-то консоль, надеть шлем и начать у себя в голове сочинять свое собственное кино. Правда, делать это мы будем под присмотром либо искусственного интеллекта, либо глобальных корпораций, которые будут такие проекты производить. И случится это, естественно, не в ближайшие 50 лет…
— Не самая радужная перспектива. Ведь в такой ситуации ни режиссер, ни сценарист уже не нужны. А значит, даже понятие Художник/Творец постепенно исчезнет…
— Нет-нет, кино как искусство не умрет, оно останется навсегда. Мы его слишком любим! К тому, же создание своих собственных историй в виртуальном шлеме требует определенных усилий, а мы, когда дело касается времяпрепровождения, давно уже стали потребителями. Да и продукт, который выдает крупная корпорация, всегда будет на шаг мощнее, чем фантазия обывателя. Потому что обыватель один, а условную «Дюну» создают, как минимум, 4 000 человек.
— Кирилл, тогда напоследок давайте вернемся к вам. В одном из ваших интервью вы сказали, что ваш первый фильм был настоящим приключением. Это ощущение приключения вам удалось сохранить?
— Да! Но для этого каждый новый проект, за который ты берешься, должен содержать не просто какую-то художественную задачу, а нечто такое, что тебя завораживает и ведет за собой. Тогда любые трудности ты будешь воспринимать как этап своего развития — и они действительно превратятся в самое настоящее приключение.
Вера Алёнушкина
Фото: Ермоленко Евгений Владимирович, публикуется с разрешения автора