В новых сезонах тоже не обошлось без сюрпризов. Если первые серии рассказывали историю тридцатилетней Алисы, которая пыталась найти подходящего мужчину для отношений, то второй сезон переворачивает все с ног на голову: Алиса исчезает, а центральным персонажем становится парень-неудачник по имени Вова, тоже ищущий свою большую и единственную любовь. Правда, в третьем сезоне Алиса и Вова начинают жить вместе, но лишь для того, чтобы с упоением трепать нервы друг другу.
— Кирилл, полистала ваш Instagram и наткнулась там на интересную самохарактеристику, в которой вы пишите: «Спал на площадях и улицах Мумбаи». Поэтому не могу не спросить: как с улиц Мумбаи попасть в кино?
— Это долгий путь, скажу я вам: тысячи и тысячи километров. Больше десяти лет я писал о кино: был кинообозревателем, кинокритиком. И при этом постоянно путешествовал: мог запросто взять рюкзак, шлепки и куда-нибудь улететь. Так что за десять лет я отсмотрел десяток тысяч фильмов, слетал на сотню фестивалей и побывал в сорока странах примерно. И вот 1-го января 2014-го года я проснулся на острове Бали и до часу дня писал заметку в «Голливудский репортер». А потом, часов до четырех, писал другую заметку куда-то еще. После это я сел и понял, что мне надо в своей жизни что-то менять. Что я не хочу просыпаться 1-го января в чудесном месте и что-то строчить. Поэтому я бросил все свои работы и начал писать сценарии короткометражек. Потом я их продюсировал, занимался рекламой и т.д. А в прошлом году неожиданно для себя стал режиссером.
— Неожиданно? Это как?
— У меня был проект, который я очень долго хотел снять. Его поддержал Институт развития интернета, но, по условиям договора, на съемку, постпродакшн и выпуск проекта у меня было всего 11 недель. Поэтому я, конечно, попробовал найти режиссера, который бы согласился на это безумие, но быстро понял, что это бессмысленно. Проще взять все риски на себя и попробовать самому. Так появился «Естественный отбор».
— Страшно было? Простите, рефлекторный вопрос.
— Страшно было фантастически. Средний сериал делается в России полтора-два года. (Хотя я знаю проекты, которые писались лет 5-7 назад и только сегодня дошли до экранов). А у меня было всего два с половиной месяца. Плюс до этого я снимал только документалки и много продюсировал, но режиссерского опыта в игровом кино у меня не было совершенно. Поэтому, когда я вышел на съемочную площадку, я старательно излучал уверенность, подбадривал команду, актрису, которая тоже до этого не снималась в крупных проектах, и как бы говорил: «Ребят, все идет, как надо». А после смены я вернулся домой, сполз по стене и меня накрыла паническая атака. Я сидел и меня трясло, настолько мне было страшно. Но, ничего, потом встал и пошел.
— А как вообще появилась идея снять «Естественный отбор»?
— Я придумал его лет пять или шесть назад. Я тогда продюсировал свой первый короткий метр, который назывался «Петух» (фильм вошел в программу Short Film Corner Каннского кинофестиваля, 37-го ММКФ и других крупных международных смотров — прим. редакции). Снимал «Петуха» Алексей Нужный, а его соавтором стал Николай Куликов (позднее они вдвоем работали над зрительскими хитами «Я худею», «Толя-робот» и «Огонь» — прим. редакции). И после этого мы почувствовали, что можем делать что-то несистемное: что-то такое, что отвечает нашим ощущениям от мира, а не маркетинговым запросам каналов. Я решил, что буду снимать про наших современников, живущих в мегаполисе (скорее всего, в Москве). Причем, делать это нужно максимально естественно, то есть без какой-либо дистанции между авторами и героями. Постепенно эта идея трансформировалась в веб-сериал, и я начал с ней ходить по платформам и по телеканалам. И везде мне говорили: «Это очень симпатично! Как только что-то снимите — покажите». Я слышал это три года подряд.
А в 2020 открылся Институт развития интернета, который вначале поддержал другой наш проект — комедийный сериал «Изи катка», а потом дошла очередь и до «Естественного отбора».
— Еще хочу спросить по поводу второго сезона. В нем вы внезапно сходите с проторенной тропы и меняете главную героиню на героя.
— Есть такое, да.
— Но почему? Кстати, сегодня «модно» поступать с точностью до наоборот: выходит довольно много ремейков, в которых герои вчерашнего дня (к примеру, главный персонаж «Уравнителя») превращаются в героинь…
— Так. Я, на самом деле, тоже думаю, что настоящие герои нашего времени — это девушки, и снимать надо про них. Поэтому в центре первого сезона у нас Алиса. Но когда я вместе со своим соавтором Керен Климовски писал сценарий, то думал прежде всего про себя. Поэтому девушка Алиса — это я. Я дал ей свое чувство юмора, свои шутки, своих бывших (которые превратились в мальчиков, но принцип от этого не поменялся). К тому же, мне кажется, что базовые проблемы, с которыми мы все сталкиваемся, не связаны с полом. Это взросление, умение коммуницировать с людьми, умение балансировать между своим эго и тем, что мир от тебя хочет. Поэтому мальчики и девочки взрослеют примерно одинаково, хотя и в разном возрасте: девочки чуть раньше, мальчики чуть позже. Но принцип один и тот же. Так что если честно рассказывать о себе, то поймут и парни, и девушки. Во всяком случае, с «Естественным отбором» получилось именно так.
Но когда мы с Керен сели писать второй сезон, мне показалось, что было бы интересно рассказать ту же историю с обратной стороны. Правда, если бы мы снимали по заказу какой-либо платформы или канала, никто не позволил бы заменить героиню. Никто не позволил бы сменить жанр. Но когда ты снимаешь веб-сериал, никакого контроля над тобой нет. И нет никого, кто мог бы тебе сказать: «Кирилл, у актрисы должен быть пятый размер груди» (без всяких шуток, я слышал такое от серьезного продюсера). Поэтому ты можешь делать все, что считаешь честным. Можешь экспериментировать, потому что за все отвечаешь сам. Поэтому я снова рискнул — и сменил главного персонажа. Причем выбрал героя, который полностью отвечает текущему запросу фем-повестки: он покладистый, добрый, он всегда пытается угадать, что же нужно девушке.
— Эдакий прекрасный принц, идеальный мужчина?
—Да. Беда в том, что идеальный мужчина девчонкам не нужен. И наша история как раз об этом. Ну, а в третьем сезоне мы героев попросту свели вместе.
— После чего сериал снова меняет правила игры: вместо поиска любви, который был сюжетной основой для двух первых сезонов, в кадре начинаются активные боевые действия на семейном фронте…
— Понимаете, конфетно-цветочный период ухаживаний (первые свидания, первый секс) почти всегда идентичен: вы нашли друг друга, вы сливаетесь в экстазе. Про это снято, написано, спето миллиарды раз. А потом что-то случается — и вы становитесь чужими людьми. И нам с Керен захотелось в этом разобраться: понять, почему все заканчивается. Это интереснее, чем повторять шаблон классического ромкома. Правда, я очень хорошо понимал, что снова рискую, потому что те, кто уже полюбил Алису и Вову, наверняка захотят нас линчевать (смеется). Но я готов к хейту!
—Кирилл, некоторым кажется, что веб-сериалы очень легко снимать. Берешь смартфон, зовешь пару приятелей, согласных бесплатно побыть актерами — и вперед. Развеете эту иллюзию?
— Развею. С этой иллюзией я начал снимать кино лет шесть назад. Это был короткий метр, в котором друзья болтали на кухне. Мы его сняли за две тысячи рублей. Но сейчас 2021-й. И мы живем в реальности, в которой весь мир борется за наше внимание. И я как создатель контента тоже борюсь за внимание зрителя без каких-либо скидок. Потому что ему совершенно без разницы, кто снял кино: Дисней или безымянный интернет-блогер. И в этой ситуации ты не имеешь права снимать плохо — или зритель просто выключит сериал до того, как ты начнешь рассказывать ему свою историю. С видео-блога ты можешь начать — и, если тебе повезет, он постепенно вырастет в нечто большее, как вырос «Непосредственно Каха!» Но, если ты не надеешься только на везение, а хочешь хоть каких-то гарантий, если хочешь выйти на это поле битвы с оружием (или хотя бы с деревянным мечом), ты должен работать по-взрослому. У тебя должен быть серьезный сценарий, в котором ты уверен. У тебя должна быть съемочная группа, похожая на съемочную группу большого кино. К примеру, когда мы снимали «Естественный отбор», у нас на съемочной было человек 40-50, и за кадром еще 30…
— Да это полноценная съемочная группа…
— Почти. Полноценная — в полтора раза больше. Но все равно, это кино. И по-другому попросту невозможно. Вот я посмотрел очень много веб-сериалов, снятых и у нас, и на Западе. Так вот: выстреливают всегда только те, которые сняты качественно. Это важный параметр успеха.
Другое дело, что, когда ты приходишь со своими предложениями на какой-то крупный канал, то понимаешь, что там не готовы тебя финансировать, потому что никто не знает, как заработать на веб-сериалах. Окупаемости у этого формата нет: нет проката, нет рекламной модели. Но она потихоньку появляется, и это здорово. Плюс онлайн-платформы интересуются вебами все больше и больше: к примеру, на третий день показа «Естественного отбора» в одной из соцсетей, мне написала продюсер видеосервиса PREMIER, мы начали переговоры — и вскоре проект переехал к ним. После этого экономика сериала стала гораздо интереснее, потому что у нас появился серьезный партнер.
А сейчас мы ведем переговоры с крупным международным дистрибьютором, которому очень нравятся и «Отбор», и «Изи катка». Поэтому он готов взять оба проекта на борт и заняться их продажей в Европе и США. Правда, пока сложно понять, к каким цифрам это приведет, но возможности потихоньку появляются — и мне это очень нравится.
— Кстати, кое-кто из профессионалов всерьез считает, что через какое-то время веб-сериалы всерьез потеснят сериалы классические…
— Вряд ли, тем более что большой разницы между веб-сериалами и сериалами классическими уже практически нет.
— То есть эти два формата сближаются?
— Сегодня все перемешивается. Средний сериал любой онлайн-платформы по своей стоимости и по подходу к производству очень похож на веб-сериалы. И вебы, которые нужны сервисам, чтобы заполнять сетку, конкурируют сегодня за зрителя и с более привычными форматами, и даже с блокбастерами.
— Но какие-то очевидные преимущества у веб-сериалов есть?
— Да, конечно. Хронометраж меньше, производство дешевле, темы — рискованнее и легкомысленнее. Это идеальный формат для того, чтобы начать прощупывать что-то новое. Или вот я никогда не занимался режиссурой, но провел месяц на съемочной площадке, и через 16-18 смен у меня на руках законченный проект. Так что это классный опыт, который ты можешь получить малой кровью. Раньше таким форматом был короткий метр. Но короткометражки совсем потерялись на просторах фестивалей и интернета. Их много, но они мало кому интересны. А вебы — это переходная форма между коротким метром и большим индустриальным кино. Это лестница, по которой ты можешь забраться наверх.
А для зрителя веб-сериалы удобны с точки зрения хронометража и легкости подачи. Ведь, к примеру, часовую драму про миллиардеров, ты не посмотришь в метро или за завтраком. А эти короткие, легкие, экспрессивные формы заходят просто отлично.
Но есть и обратная сторона. Так как веб-сериал довольно короткий, зритель не успевает по-настоящему прикипеть к героям и начать за них переживать. Поэтому дойти до эмоционального катарсиса в данном случае сложно. Банально не хватает хронометража.
— Кирилл, и напоследок мой любимый вопрос. Допустим, завтра вам позвонит Стивен Спилберг и скажет: «Я посмотрел «Естественный отбор» и готов спонсировать любой ваш следующий проект». Что вы ему ответите?
— Я скажу: «Спасибо, что смотрите мое кино, для меня это важно. И спасибо, что позвонили, потому что у меня сейчас шесть задумок, которые я хотел бы реализовать. Во-первых, это новый сезон «Естественного отбора». Во-вторых, сериал о том, как 39-тилетний мужчина, утонувший в сарказме, перезагружается и учится радоваться жизни благодаря своей шестилетней дочери. Также у меня есть два документальных проекта о видеоиграх: я лютый геймер и я очень хочу их снять. А еще я собираюсь заняться двумя полными метрами, которые пока пишутся. Так что, давайте-ка, мистер Спилберг, я запишу ваш номер — и перезвоню вам месяца через три, когда сценарии будут готовы. И вы их почитаете. А уж после — поговорим».
Вера Алёнушкина
Фото Роман Галасун, публикуется с разрешения правообладателя