Конфликт между Госфильмофондом и студиями возник не вчера. Благодатная почва для него сформировалась еще в начале 2000-х, когда фильмофонды отделялись от творчески-производственных предприятий, и студии потеряли возможность распоряжаться авторскими правами на фильмы, которые они сняли до 2001-го года. В исключительном положении тогда оказался только «Мосфильм», авторские права сохранивший, что со временем стало предметом зависти всех остальных киностудий.
Позднее, в 2008-м, на свет появилась ОГК («Объединенная государственная киноколлекция») – и большинство существовавших на тот момент фильмофондов перешли в ее распоряжение. А чтобы масштаб лакомого «пирога» был понятен, назову цифру: это более чем семь тысяч наименований, включая так называемую «золотую коллекцию». Однако в 2011-м году ОГК (по личной инициативе президента) была реорганизована, и вся коллекция передана Госфильмофонду.
К тому времени киностудии уже успели понять, что для большинства из них возможность распоряжаться правами на собственные фильмы – вопрос выживания. Перед глазами был пример «Мосфильма»: деньги, которые киноконцерн получал в качестве авторских отчислений, составляли примерно 20-30 % от его годового дохода. У других же студий такой возможности не было. Началась серьезная борьба за возвращение коллекций «под родные своды».
Активнее других вели себя «Ленфильм» и «Союзмультфильм». «Война» велась с переменным успехом. Так, после того, как аниматоры лично пожаловались президенту на создавшуюся ситуацию (в частности, на невозможность получать доход с собственной продукции), «Союзмультфильм» вроде бы вернул себе право распоряжаться «Золотым фондом» по собственному усмотрению.
Однако Госфильмофонд несколько раз пытался это право оспорить (ссылаясь на «спорность сделки»), а в 2016-м и вовсе подал иск в арбитражный суд Москвы с просьбой запретить «Союзмультфильму» использовать советскую анимацию в интернете. Суд просьбу удовлетворил. (Выяснилось, что права на использовании анимации в сети были переступлены истцу по соглашению 2014-го года).
Ситуация с «Ленфильмом» - разговор особый. Свою «Золотую коллекцию» киностудия пытается вернуть уже несколько лет. Например, три года назад гендиректор Эдуард Пичугин обратился с открытым письмом к Дмитрию Медведеву, заявив, что из-за невозможности распоряжаться собственным «золотым» фильмофондом (в котором, к слову сказать, всего-то около ста фильмов) «Ленфильм» каждый год теряет 90-120 млн рублей в год. Инициативу Пичугина поддержали: письмо подписали Алексей Герман, Сергей Сельянов, Александр Сокуров и т.д. Однако руководство Госфильмофонда сослалось на юридические трудности – и всё осталось без изменений.
Новый виток конфликта начался почти год назад, когда Дмитрию Медведеву написал уже министр культуры Владимир Мединский.
В своем письме он ссылается на опыт «Мосфильма», который «является самым рентабельным предприятием среди киностудий с государственным участием», и отмечает, что «закрепление прав за стопроцентно государственными киностудиями приведёт к более эффективному использованию», ведь в таком случае студия будет бороться за свои собственную прибыль.
Тем не менее, Росимущество дало отрицательный отзыв на инициативу Мединского. А в интервью «РГ» глава Госфильмофонда Николай Бородачев прокомментировал ситуацию так: «Происходит попытка рейдерского захвата государственного имущества. К счастью, правительство не позволяет этого сделать… Что касается «Ленфильма» и студии им. Горького, то они получают отчисления. А вот "Союзмультфильму" авторские права вернули. И результат? Повысили зарплату администрации. Позвоните Норштейну! Он вам расскажет – получает ли свои авторские. А у нас все в порядке".
И вот теперь в топку конфликта подбросили свежих дровишек. «Союзмультфильм», «Ленфильм» и «Киностудия им.Горького» написали письмо Владимиру Путину, заявив, что Госфильмофонд злоупотребляет авторскими правами. По некоторым сведениям, обвинения также затронули и компанию «Твин», которая, в частности, занимается продажей прав на аудиовизуальную продукцию «Ленфильма» и обязана отчислять процент с продаж в Госфильмофонд (после чего Госфильмофонд передает часть полученных средств студиям).
Информацию об этом письме «Культуромании» подтвердили в «Союзмультфильме», хотя от пространных комментариев отказались. «Я не могу это обсуждать. Студии сообщили о проблеме, она есть – и крайне болезненна», - сказала председатель правления киностудии Юлиана Слащева «Культуромании».
Автор статьи: Вера Алёнушкина