Министерство Культуры опубликовало список кинопроектов, рекомендованных экспертами к получению государственных субсидий. Стали известны фильмы, получившие шанс быть снятыми -- они могут выйти в прокат уже в ближайшие пару лет
Всего на питчинге в этом году было представлено 128 проектов (из них 40 дебютов, 20 детских и 68 «игровых, авторских и экспериментальных фильмов»). «Победителем» стал примерно каждый второй: 73 картины одобрили (25, 12 и 35 соответственно). Еще 27 отправлено в резерв, но, если честно, шанс у «резервных» проектов получить финансирование в таких случаях существует только теоретически (например, в прошлом году в резерв попал «Паркет» Александра Миндадзе, а в этом году фильм был представлен на питчинге во второй раз).
Но это просто цифры. А что по существу?
По счастью, в списке проектов-победителей оказались картины, за которые можно только порадоваться. Среди них новые фильмы таких крупных режиссеров как Владимир Грамматиков («Нина. Дорога любви»), Валерий Тодоровский («Одесса»), Александр Прошкин («Сарматы»), Андрей Кончаловский («Дорогие товарищи»), Алексей Федорченко («Большие змеи Улли-Кале»), Глеб Панфилов («Один день Ивана Денисовича»), Александр Миндадзе («Паркет»). Много чего хорошего можно сказать и о «Докторе Лизе» Оксаны Карас, где в главной роли появится Чулпан Хаматова (кстати, это тот самый фильм о Елизавете Глинке, о котором заговорили больше года назад).
Очень интересная ситуация и в категории «Дебюты»: до «финиша» добрались 25 картин, а это по нашим меркам довольно много (в прошлом году их было вдвое меньше). Среди них выделяется «Общага» Романа Васьянова – признанного оператора, снявшего в России «Стиляг», а в Голливуде – «Ярость» и «Отряд самоубийц» (художественным руководителем проекта станет Герман-младший). Интригует и «Латифа» Рината Ташимова – театрального режиссера и актера театра Коляды (худрук – Алексей Федорченко), а также «Сентенция» Дмитрия Рудакова (фильм о Варламе Шаламове с Петром Мамоновым в главной роли).
А вот дальше начинаются вопросы.
Как и прежде, в фаворе оказались военные и спортивные драмы (кто бы сомневался!). Получит помощь новый проект Игоря Угольникова («Ильинский рубеж», чей бюджет по самым скромным расчетам переваливает за 400 миллионов рублей). Среди спортивных «чемпионов» «Маленький воин» Павла Руминова (о мальчике, который выбрал сумо) и «Мистер нокаут» Артема Михалкова о советском боксере Валерии Попенченко. Не останется без денег и якутская спортивная драма с малопонятным названием «Джьулуур: Мас-рестлинг» режиссера Валентина Макарова, снявшего самый кассовый фильм за всю историю якутского кинематографа.
Впрочем, такая верность жанрам – беда небольшая. Сильнее настораживает то, что к финишу прорвались, например. «Гардемарины-4» – многострадальная эпопея Светланы Дружининой, с которой она пыталась штурмовать питчинг уже несколько лет. Или «Китобой» Филиппа Юрьева, которую снимет студия Алексея Учителя «Рок»: проект анонсировался еще два года назад, но запуститься ему так и не удалось (напомним, что конфликт вокруг другого фильма студии – «Сокровища Ермака» – до сих пор не улажен: Минкульт отказался принимать картину, деньги на которую выделялись еще в 2014-м, потребовав или вернуть субсидию, или «Ермака» переснять). И абсолютной сенсацией выглядит «Бабушка легкого поведения-2», абсолютно коммерческая и ставшая прибыльной в прокате, а потому не нуждающаяся в безвозвратном государственном финансировании.
Но еще больше вопросов возникает, когда видишь список проектов, оставшихся «за бортом». Отправлен в резерв «По тонкому льду» – новый фильм отличного режиссера Александра Карпиловского (фактически единственного, кто снял что-то значимое в детском кино за последние десять лет; если вы забыли: «Частное пионерское» – его рук дело). Там же (в резерве) проект Дмитрия Лавчихина – сценариста «Класса коррекции» и «Карпа отмороженного». Не вошла в число «избранных» и «Скучная история» Валерия Харченко, где главные роли должны были сыграть Юрий Соломин и Вера Васильева. Зато нас ждет целая «россыпь» проектов с вездесущим Сергеем Безруковым, Сергеем Гармашем, Светланой Ходчинковой и Елизаветой Боярской – самые «малоснимающиеся» актеры, как вы понимаете.
Правда, есть и положительные вести «с полей». Сразу несколько «духоподъемных» спортивных драм не смогли набрать необходимое количество экспертных голосов: среди них и «Ноги вверх» – фильм о мужской команде по синхронному плаванию. Не оказалось в списке и «Толерантности» – жуткого (без всяких эвфемизмов) проекта о «загнивающей Европе, павшей под натиском мигрантов и нетрадиционных отношений» («Толерантностью» занимались продюсеры скандально беспомощных «Танков»).
Вряд ли увидим мы и «Запах фиалки», над которым трудилось в том числе и Министерство обороны (фильм по сценарию Ивана Охлобыстина о журналисте в Сирии). Да и военно-патриотический «Свидетель» Евгения Сокурова (о добровольцах в Донбассе) в который раз не получил одобрения экспертного совета.
Как бы то ни было, питчинги – это та тема, когда любой разговор об итогах плавно переходит в разговор об эффективности всей системы. Например, в этом году (как и в предыдущих) снова получила субсидии на свои проекты кинокомпания ВГИК-дебют. И это очень здорово, что она их получила: здесь стабильно снимается по несколько картин в год, и фильмы не ложатся на полку, а выходят в прокат. Более того, дебют Ханта «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» стал одним из лучших фильмов 2017-го. Но: на продвижение своих «подопечных» у компании денег не так уж и много, поэтому почти все они в прокате проходят незамеченными – и, естественно, не окупился ни один. Да и нужно ли продюсерам ломать свои светлые головы над окупаемостью? – деньги-то невозвратные. И ВГИК-дебют тут не при чем – это изъян системы в целом.
А вот что говорят о питчинге сами «участники игры». «Я не считаю эту систему распределения государственных средств безупречной, – сказал «Культуромании» один из членов экспертного совета, просивший не называть его имени. – Смотрите: у нас в составе экспертного совета сидят продюсеры, руководители киностудий – поэтому время от времени им «приходится» «судить» собственные фильмы. Как вы думаете, за кого они в таком случае голосуют? И это я еще не говорю о дружбе и кумовстве! Да, очень здорово, что такие режиссеры как Прошкин и Тодоровский получили поддержку: но полистайте внимательно весь список фильмов. А потом список членов экспертного совета: и несколько очень интересных «совпадений» вы точно найдете».
А вот режиссер-дебютант Сергей Тютин, чей фильм «Крошка» в этом году питчинг выиграл, менее радикален в своих оценках: «Главный итог питчинга – это 25 дебютов. Из 40 картин, представленных в 2018-м, поддержку получили больше половины. Но нужно ещё больше: во Франции в год запускают 70-90 дебютов! И это нормально!». Есть у Сергея и свои представления о том, как питчинги должны проводиться: «Я думаю, что они должны проходить более весело. Я верю в театрализацию, вокализацию и танцевализацию питчинга. Питчинги нужны, но не надо их превращать в скучные разговоры угрюмых людей. Костюм того, кто представляет картину, и его речь должны соответствовать жанру фильма, который планируется снять», -- сказал он «Культуромании».
Не очень доволен формой проведения питчингов и режиссер Александр Гордон. «Я считаю, что она несовершенная крайне. Что такое семь минут на представление картины? Попробуйте за это время рассказать концепцию ресторана – у вас ничего не выйдет. А уж про фильм-то и говорить нечего. Хотя отношения к питчингам как к таковым у меня скорее положительное, чем отрицательное», -- сообщил он нашему корреспонденту.
Иван И.Твердовский, член экспертного совета, один из самых интересных молодых режиссеров, снявший "Класс коррекции" и "Зоологию", в этом году был на "Кинотавре" с фильмом "Подбросы", также поделился с «Культуроманией» своим мнением.
-- Несколько лет мы наблюдаем действительно мощную и ощутимую поддержку Министерством дебютного кино. Из 40 поданных в этом году проектов категорический отказ получили всего 5. Это формирует мощную волну молодого кинематографа, результаты которой мы уже видим в поле российских и международных кинофестивалей.
Система питчингов выстроилась на мой взгляд окончательно и стала прозрачной. Это дает огромные надежды и шансы независимым режиссерам почувствовать собственные силы. Очная защита проекта позволяет так же получить первичную экспертную оценку, которая иногда крайне полезна на всех этапах производства картины. У меня есть пожелание к самим участникам питчинга -- думать серьезнее о визуальных материалах и презентациях. Сейчас они носят, как мне кажется, довольно формальный характер для самих авторов. Большинство презентаций оформлено кустарным или любительским образом. Экспертам трудно разобрать визуальную стилистику картины и понять вовлеченность авторов в собственный проект. Качественные презентации можно было пересчитать по пальцам.
Вера Аленушкина