Киноитоги-2019. Отечественное кино

Кино-театр

Киноитоги-2019. Отечественное кино
6 Февраля 2020, 12:39

«Культуромания» продолжает подводить итоги прошедшего киногода. Если в прошлый раз мы говорили о международной киноиндустрии, то сегодня предлагаем обсудить кино российское: его основные тенденции, успехи и проблемы

«Культуромания» продолжает подводить итоги прошедшего киногода. Если в прошлый раз мы говорили о международной киноиндустрии, то сегодня предлагаем обсудить кино российское: его основные тенденции, успехи и проблемы.


Немного о цифрах

Для начала давайте разберемся в статистических данных. В 2019-м кинорынок России существенно вырос: количество проданных билетов увеличилось на 9.5%, а общие кассовые сборы – на 10.13% (55.4 миллиарда рублей против 50.3 миллиардов 2018-го). Цифры шикарные, но есть пара нюансов. Во-первых, 2018-ый был не самым успешным по обоим этим показателям (было зафиксировано падение примерно на 6.2% и по сборам, и по количеству билетов), так что в данном случае большая часть «прироста» – это закономерное восстановление рынка, который просто отыгрывает позиции. Во-вторых, вопрос посещаемости все равно остается для нас очень острым. Да, в этом году Россия стала лидером в Европе по количеству проданных билетов, сместив с пьедестала Францию (219.3 миллиона у нас и 213 у них). Но давайте-ка вспомним уроки арифметики: во Франции живет около 65.5 миллиона человек, следовательно, как несложно подсчитать, на каждого француза приходится по 3.25 проданного билета за год. Население России – 146.78 миллионов, а это значит, что каждый среднестатистический россиянин заглянул в кинотеатр всего 1.49 раз. И это не просто показатель в два раза меньший, но и неприлично низкий для уважающей себя кинематографической державы.

Что касается доли отечественного кино, то в 2019-м она снова откатилась назад: 23.5% против 28.2% 2018-го года. Тем не менее, гораздо более серьезной проблемой стала проблема окупаемости: если в прошлом году из 130 релизов, вышедших в прокат, прибыльными смогли стать 16 (кстати, рекордное число!), то в этот раз на точку окупаемости вышли только 12 из 161-го, причем затраты на рекламу и на маркетинг мы не учитываем. Таким образом, как минимум 149 (!) фильмов прошлого года стали убыточными. В переводе на конкретные суммы это выглядит так: суммарный производственный бюджет всех вышедших в прошлом году релизов можно оценить примерно в 16 миллиардов рублей, тогда как в кассы кинотеатров они принесли всего 12.3 миллиарда. При этом половину валовой выручки забирает кинопоказчик, и еще как минимум 10% отходят к дистрибьютору. Таким образом, по самым грубым подсчетам общие убытки индустрии явно превышают сумму в 10 миллиардов рублей.

«Новогодняя битва»

«Новогодняя битва» в этот раз финишировала с довольно противоречивыми результатами. С одной стороны, «Холоп» Клима Шипенко побил отметку в три миллиарда рублей, став, таким образом, самым кассовым отечественным фильмом за всю историю. С другой, в очередной раз стало понятно, что новогодние каникулы и раздвижка релизов (то есть перенос крупных зарубежных премьер на более поздние даты) не являются панацеей от всех бед и вовсе не гарантируют высокие сборы. Например, многострадальный «Союз спасения» Андрея Кравчука не сумел окупиться даже в условиях крайне агрессивной телевизионной рекламы и при полном отсутствии зарубежных «конкурентов»: картина с бюджетом в 980 миллионов рублей смогла собрать чуть более 700 миллионов.

Жанровое и тематическое перераспределение

Самым любимым жанром наших продюсеров по-прежнему остается комедия: количество комедийных релизов с каждым годом растет, как на дрожжах. И вряд ли в ближайшее время ситуация хоть как-то изменится: наоборот, после триумфа «Холопа» ждем девятого вала так называемых «народных комедий», благо жанр этот относительно дешев (по сравнению с фантастикой, например). А вот спортивная драма, о которой было столько разговоров после «Движения вверх», почти полностью исчезла с повестки дня: единственный крупный релиз «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» Василия Чигинского собрал в прокате меньше трети производственного бюджета.

Закончился бум и на ниве ужастиков: по сравнению с 2018-м количество отечественных хорроров заметно уменьшилось, да и громких проектов среди них по-прежнему нет (из хоть сколько-нибудь значимых назовем «Пиковую даму. Зазеркалье» Александра Домогарова-младшего, «Рассвет» Павла Сидорова и «Тварь» Ольги Городецкой). Да и военное кино потихоньку сдает свои позиции: если «Т-34» Алексея Сидорова считать фильмом позапрошлого года (так как премьера его состоялась именно в 2018-м), то говорить можно только о фильмах «Спасти Ленинград» Алексея Козлова, «Ржев» Игоря Копылова и «Сестренка» Александра Галибина.

А вот фэнтези и фантастика тревожат продюсерские умы все чаще и чаще. Правда, проекты такого плана обычно становятся долгостроями, да и мы на этой территории пока всего лишь ученики: иногда прилежные («Аванпост» Егора Баранова, «Вторжение» Федора Бондарчука), а иногда – не очень («Эбигейл» Александра Богуславского, «Тайна печати дракона» Олега Степченко).

Также дает о себе знать запрос на умеренно протестное кино, причем интерес к фильмам такого плана ощущается как в сегменте авторского кинематографа («Воскресенье» Светланы Проскуриной, «Завод» Юрия Быкова), так и в мейнстриме («Текст» Клима Шипенко). Кстати, успех «Холопа» тоже можно частично объяснить тем, что идея высечь зарвавшегося мажора слишком многим мила и понятна.

Детское кино

Настоящий прорыв в 2019-м случился у нас в детском кино: в прокат вышло 15(!) фильмов для детей и подростков (абсолютный рекорд!) Правда, этого прорыва никто не заметил: интереса они не вызвали, да и качество чаще всего вызывает только вопросы, а не желание потратиться на билет. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ни один из проектов так и не окупился (к примеру, «Домовой» Евгения Бедарева собрал чуть больше 100 миллионов при бюджете в 150). При этом проблемы у таких фильмов, как правило, общие: авторы не понимают свою аудиторию, не знают, как с ней общаться, берутся за темы, которые детям не интересны, и постоянно занижают рейтинги (тот же «Домовой» иногда слишком резок для заявленных 6+).

Догнать и перегнать Голливуд

Другая особенность прошедшего года – рост интереса продюсеров к фильмам, «снятым, как у них». И тут есть два пути. В первом случае речь идет о редких пока ремейках, в которых оригинальный фильм переносится на нашу почву (например, вполне жизнеспособная комедия «Громкая связь» Алексея Нужного – наш ответ «Идеальным незнакомцам»). Второй вариант встречается в разы чаще: заимствуется (или копируется) сюжетная схема, а вместе с ней – набор приемов и формул. Причем, сюжетные схемы, как правило, выбираются максимально простые и шаблонные: в таком виде Голливуд ими переболел как минимум полвека назад. Тем не менее, для наших кинематографистов они в новинку, поэтому появляются такие опусы как «Герой» (наш клон шпионских проектов), «Миллиард» (наш клон «Друзей Оушена»), «Обрыв» (наш клон «Замерзшие»), «Робо» (наш клон фильмов о дружбе ребенка и робота) и частично «Аванпост» Егора Баранова (осваиваем тему постапокалипсиса). Такие проекты, естественно, неизбежны: копирование – это не только болезнь роста, но и этап ученичества. Тем не менее, никто не будет против, если даже на этом этапе мы будем добавлять в свои ученические работы хоть что-то свое.

Чудеса повторного проката

2019-й обязательно войдет в историю проката, как открывший новую нишу. Дело в том, что до этого времени никто всерьез не верил, что возвращение в кинотеатры хитов вроде «Бойцовского клуба», «Чужого» и «С широко закрытыми глазами» может хоть кого-то заинтересовать. Тем не менее, практика показала, что желающих посмотреть классику на широком экране (например, фильмы Чаплина и Тарковского) довольно много, что уж говорить про Финчера и Миядзаки! Кстати, аудитория таких релизов постоянно растет: еще год назад многие зрители и кинотеатры сильно сомневались в плодотворности этой затеи, однако она выстрелила – и теперь скепсис и тех, и других очень быстро идет на убыль.

Фестивальное кино

А вот здесь поводов для оптимизма гораздо меньше. Нет, фильмы, конечно, снимаются, фестивали проводятся, рецензии пишутся… Только значительная часть такого контента не покидает фестивального гетто (например, до сих пор не очень понятно, выйдет ли в прокат один из лучших фильмов прошлого года – «Керосин» Юсупа Разыкова). Те же проекты, которым удается добраться до кинотеатров, привлекают очень ограниченную аудиторию (даже «Дылда» Кантемира Балагова не стала поводом для какого-то серьезного ажиотажа). Как следствие, интерес прокатчиков и кинотеатров к подобным релизам падает, а зрители перестают верить, что в кинотеатрах можно найти хоть что-то, кроме голливудских блокбастеров.

Секс и женская тема

И напоследок пара слов о пикантном. В прошлом году сразу нескольким фильмам удалось доказать, что секс в нашей стране все-таки есть. Самыми яркими из них стали «Текст» Клима Шипенко (куда была «вмонтирована» довольно откровенная сцена) и «Верность» Нигины Сайфуллаевой (плутающая в дебрях женской сексуальности). Подобная степень откровенности нашему кино как-то не свойственна, поэтому шум вокруг обоих релизов был довольно большой. А вот «Давай разведемся!» Анны Пармас и разговор о том, может ли «разведенка» быть счастлива без мужчины, вызвал уже меньший ажиотаж: все-таки к встречам с сильными героинями мы готовы чуть меньше, чем к сексуальным «оргиям» на экране.

Вера Аленушкина

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Киноитоги-2019. Отечественное кино

<h2> «Культуромания» продолжает подводить итоги прошедшего киногода. Если в прошлый раз мы говорили о международной киноиндустрии, то сегодня предлагаем обсудить кино российское: его основные тенденции, успехи и проблемы. </h2> <p> <br> </p> <p> <i><b>Немного о цифрах</b></i> </p> <p> Для начала давайте разберемся в статистических данных. В 2019-м кинорынок России существенно вырос: количество проданных билетов увеличилось на 9.5%, а общие кассовые сборы – на 10.13% (55.4 миллиарда рублей против 50.3 миллиардов 2018-го). Цифры шикарные, но есть пара нюансов. Во-первых, 2018-ый был не самым успешным по обоим этим показателям (было зафиксировано падение примерно на 6.2% и по сборам, и по количеству билетов), так что в данном случае большая часть «прироста» – это закономерное восстановление рынка, который просто отыгрывает позиции. Во-вторых, вопрос посещаемости все равно остается для нас очень острым. Да, в этом году Россия стала лидером в Европе по количеству проданных билетов, сместив с пьедестала Францию (219.3 миллиона у нас и 213 у них). Но давайте-ка вспомним уроки арифметики: во Франции живет около 65.5 миллиона человек, следовательно, как несложно подсчитать, на каждого француза приходится по 3.25 проданного билета за год. Население России – 146.78 миллионов, а это значит, что каждый среднестатистический россиянин заглянул в кинотеатр всего 1.49 раз. И это не просто показатель в два раза меньший, но и неприлично низкий для уважающей себя кинематографической державы. </p> <p> Что касается доли отечественного кино, то в 2019-м она снова откатилась назад: 23.5% против 28.2% 2018-го года. Тем не менее, гораздо более серьезной проблемой стала проблема окупаемости: если в прошлом году из 130 релизов, вышедших в прокат, прибыльными смогли стать 16 (кстати, рекордное число!), то в этот раз на точку окупаемости вышли только 12 из 161-го, причем затраты на рекламу и на маркетинг мы не учитываем. Таким образом, как минимум 149 (!) фильмов прошлого года стали убыточными. В переводе на конкретные суммы это выглядит так: суммарный производственный бюджет всех вышедших в прошлом году релизов можно оценить примерно в 16 миллиардов рублей, тогда как в кассы кинотеатров они принесли всего 12.3 миллиарда. При этом половину валовой выручки забирает кинопоказчик, и еще как минимум 10% отходят к дистрибьютору. Таким образом, по самым грубым подсчетам общие убытки индустрии явно превышают сумму в 10 миллиардов рублей. </p> <p> <i><b>«Новогодняя битва»</b></i> </p> <p> «Новогодняя битва» в этот раз финишировала с довольно противоречивыми результатами. С одной стороны, «Холоп» Клима Шипенко побил отметку в три миллиарда рублей, став, таким образом, самым кассовым отечественным фильмом за всю историю. С другой, в очередной раз стало понятно, что новогодние каникулы и раздвижка релизов (то есть перенос крупных зарубежных премьер на более поздние даты) не являются панацеей от всех бед и вовсе не гарантируют высокие сборы. Например, многострадальный «Союз спасения» Андрея Кравчука не сумел окупиться даже в условиях крайне агрессивной телевизионной рекламы и при полном отсутствии зарубежных «конкурентов»: картина с бюджетом в 980 миллионов рублей смогла собрать чуть более 700 миллионов. </p> <p> <i><b>Жанровое и тематическое перераспределение</b></i> </p> <p> Самым любимым жанром наших продюсеров по-прежнему остается комедия: количество комедийных релизов с каждым годом растет, как на дрожжах. И вряд ли в ближайшее время ситуация хоть как-то изменится: наоборот, после триумфа «Холопа» ждем девятого вала так называемых «народных комедий», благо жанр этот относительно дешев (по сравнению с фантастикой, например). А вот спортивная драма, о которой было столько разговоров после «Движения вверх», почти полностью исчезла с повестки дня: единственный крупный релиз «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» Василия Чигинского собрал в прокате меньше трети производственного бюджета. </p> <p> Закончился бум и на ниве ужастиков: по сравнению с 2018-м количество отечественных хорроров заметно уменьшилось, да и громких проектов среди них по-прежнему нет (из хоть сколько-нибудь значимых назовем «Пиковую даму. Зазеркалье» Александра Домогарова-младшего, «Рассвет» Павла Сидорова и «Тварь» Ольги Городецкой). Да и военное кино потихоньку сдает свои позиции: если «Т-34» Алексея Сидорова считать фильмом позапрошлого года (так как премьера его состоялась именно в 2018-м), то говорить можно только о фильмах «Спасти Ленинград» Алексея Козлова, «Ржев» Игоря Копылова и «Сестренка» Александра Галибина. </p> <p> А вот фэнтези и фантастика тревожат продюсерские умы все чаще и чаще. Правда, проекты такого плана обычно становятся долгостроями, да и мы на этой территории пока всего лишь ученики: иногда прилежные («Аванпост» Егора Баранова, «Вторжение» Федора Бондарчука), а иногда – не очень («Эбигейл» Александра Богуславского, «Тайна печати дракона» Олега Степченко). </p> <p> Также дает о себе знать запрос на умеренно протестное кино, причем интерес к фильмам такого плана ощущается как в сегменте авторского кинематографа («Воскресенье» Светланы Проскуриной, «Завод» Юрия Быкова), так и в мейнстриме («Текст» Клима Шипенко). Кстати, успех «Холопа» тоже можно частично объяснить тем, что идея высечь зарвавшегося мажора слишком многим мила и понятна. </p> <p> <i><b>Детское кино</b></i> </p> <p> Настоящий прорыв в 2019-м случился у нас в детском кино: в прокат вышло 15(!) фильмов для детей и подростков (абсолютный рекорд!) Правда, этого прорыва никто не заметил: интереса они не вызвали, да и качество чаще всего вызывает только вопросы, а не желание потратиться на билет. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ни один из проектов так и не окупился (к примеру, «Домовой» Евгения Бедарева собрал чуть больше 100 миллионов при бюджете в 150). При этом проблемы у таких фильмов, как правило, общие: авторы не понимают свою аудиторию, не знают, как с ней общаться, берутся за темы, которые детям не интересны, и постоянно занижают рейтинги (тот же «Домовой» иногда слишком резок для заявленных 6+). </p> <p> <i><b>Догнать и перегнать Голливуд</b></i> </p> <p> Другая особенность прошедшего года – рост интереса продюсеров к фильмам, «снятым, как у них». И тут есть два пути. В первом случае речь идет о редких пока ремейках, в которых оригинальный фильм переносится на нашу почву (например, вполне жизнеспособная комедия «Громкая связь» Алексея Нужного – наш ответ «Идеальным незнакомцам»). Второй вариант встречается в разы чаще: заимствуется (или копируется) сюжетная схема, а вместе с ней – набор приемов и формул. Причем, сюжетные схемы, как правило, выбираются максимально простые и шаблонные: в таком виде Голливуд ими переболел как минимум полвека назад. Тем не менее, для наших кинематографистов они в новинку, поэтому появляются такие опусы как «Герой» (наш клон шпионских проектов), «Миллиард» (наш клон «Друзей Оушена»), «Обрыв» (наш клон «Замерзшие»), «Робо» (наш клон фильмов о дружбе ребенка и робота) и частично «Аванпост» Егора Баранова (осваиваем тему постапокалипсиса). Такие проекты, естественно, неизбежны: копирование – это не только болезнь роста, но и этап ученичества. Тем не менее, никто не будет против, если даже на этом этапе мы будем добавлять в свои ученические работы хоть что-то свое. </p> <p> <i><b>Чудеса повторного проката</b></i> </p> <p> 2019-й обязательно войдет в историю проката, как открывший новую нишу. Дело в том, что до этого времени никто всерьез не верил, что возвращение в кинотеатры хитов вроде «Бойцовского клуба», «Чужого» и «С широко закрытыми глазами» может хоть кого-то заинтересовать. Тем не менее, практика показала, что желающих посмотреть классику на широком экране (например, фильмы Чаплина и Тарковского) довольно много, что уж говорить про Финчера и Миядзаки! Кстати, аудитория таких релизов постоянно растет: еще год назад многие зрители и кинотеатры сильно сомневались в плодотворности этой затеи, однако она выстрелила – и теперь скепсис и тех, и других очень быстро идет на убыль. </p> <p> <i><b>Фестивальное кино</b></i> </p> <p> А вот здесь поводов для оптимизма гораздо меньше. Нет, фильмы, конечно, снимаются, фестивали проводятся, рецензии пишутся… Только значительная часть такого контента не покидает фестивального гетто (например, до сих пор не очень понятно, выйдет ли в прокат один из лучших фильмов прошлого года – «Керосин» Юсупа Разыкова). Те же проекты, которым удается добраться до кинотеатров, привлекают очень ограниченную аудиторию (даже «Дылда» Кантемира Балагова не стала поводом для какого-то серьезного ажиотажа). Как следствие, интерес прокатчиков и кинотеатров к подобным релизам падает, а зрители перестают верить, что в кинотеатрах можно найти хоть что-то, кроме голливудских блокбастеров. </p> <p> <i><b>Секс и женская тема</b></i> </p> <p> И напоследок пара слов о пикантном. В прошлом году сразу нескольким фильмам удалось доказать, что секс в нашей стране все-таки есть. Самыми яркими из них стали «Текст» Клима Шипенко (куда была «вмонтирована» довольно откровенная сцена) и «Верность» Нигины Сайфуллаевой (плутающая в дебрях женской сексуальности). Подобная степень откровенности нашему кино как-то не свойственна, поэтому шум вокруг обоих релизов был довольно большой. А вот «Давай разведемся!» Анны Пармас и разговор о том, может ли «разведенка» быть счастлива без мужчины, вызвал уже меньший ажиотаж: все-таки к встречам с сильными героинями мы готовы чуть меньше, чем к сексуальным «оргиям» на экране. </p> <p> <b>Вера Аленушкина </b> </p>

Киноитоги-2019. Отечественное кино

Киноитоги-2019. Отечественное кино

Киноитоги-2019. Отечественное кино

Киноитоги-2019. Отечественное кино

Интересное по теме

Музеи и выставки

Капсула времени: кем были стрельцы на самом деле
2 октября 2024, 08:56

Коллекционирование/Арт-рынок

«Элитное вино» оказалось подделкой
21 октября 2024, 14:27

Коллекционирование/Арт-рынок

Коллекционер Денис Арцинович: «Камнерезное искусство для нас с братом — не бизнес, а хобби, которое иногда приносит деньги»
31 октября 2024, 11:51