Художественный руководитель «Александринки», Президент Гильдии режиссеров России о фестивале «Уроки режиссуры» и кадровых проблемах в российском театре
В Бахрушинском музее состоялась пресс-конференция, посвященная фестивалю «Уроки режиссуры», который проходит в Москве в рамках Биеннале театрального искусства. Это единственный в мире театральный фестиваль, в ходе которого мэтры режиссуры оценивают работу своих молодых коллег. В этом году в конкурсной программе фестиваля участвуют 16 молодых режиссеров из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Екатеринбурга, Новосибирска, Архангельска и других российских городов. В октябре и ноябре они будут показывать свои спектакли на лучших театральных площадках Москвы. 18 ноября жюри назовет имена лауреатов, которые получат призы, а победитель конкурса – грант на новую постановку.
По замыслу организаторов, задача фестиваля – не просто поддержать талантливых режиссеров, но и сформировать «базу» будущих художественных руководителей театров. Это специальность, которую нельзя получить ни в одном вузе. Худруков не хватает – об этом нетрудно догадаться, наблюдая за теми событиями, которые сотрясали театральную жизнь в последние два года. Корреспондент «Культуромании» попросила прокомментировать ситуацию художественного руководителя Александринского театра Валерия Фокина.
- Валерий Владимирович, печальное для нашего театра событие – уход Марка Анатольевича Захарова – еще раз напомнило о том, что в большинстве российских театров нет замены действующим худрукам, да и вообще в стране, похоже, не хватает главных режиссеров.
- Это стало понятно не после ухода Марка Анатольевича, а намного раньше. Институт художественных руководителей умер, к сожалению. Мы не подготовили смену поколений -- я именно о главных режиссерах и худруках, у нас нет скамейки запасных, говоря футбольным языком. Чиновники совершенно не озабочены этим с точки зрения художественной, а озабочены с точки зрения своей, как они ее понимают, кадровой политики. Понимают они ее очень часто неверно, в корне неправильно. И от этого возникает перекос в сторону административных решений. Любым способом назначить кого-то художественным руководителем театра. Директора, как это теперь все чаще бывает. Причем директор часто тоже непрофессиональный, какой-то ушедший на пенсию чиновник. Полный бред. Это чудовищная проблема, я говорил об этом министру культуры, и не только министру, все кивают головой, соглашаясь, но ничего не происходит. Нужно придумать какое-то действенное сопротивление этому, потому что изменить кадровую политику мы не можем. Сейчас нам надо в буквальном смысле вылавливать тех молодых режиссеров, у которых есть способности к руководству театром. Это очень трудно, не все даже способные молодые режиссеры настолько ответственны и обладают такими сильными лидерскими качествами, чтобы возглавить театр. Далеко не все. Это огромная проблема.
- Театральная Биеннале, которая включает в себя конкурс спектаклей молодых режиссеров и фестиваль «Уроки режиссуры», то есть цепь уроков, лекций и мастер-классов режиссеров старшего поколения, это инициатива снизу? Попытка вырастить новых лидеров из театральной среды?
- Да, это инициатива снизу. И тем хорош фестиваль, что задевает самые главные вопросы, связанные с профессией. И в плане показов спектаклей, открытых уроков, мастер-классов, и в плане общения это очень полезно.
- Вы один из трех худруков, которые ввели в своем театре должность главного режиссера и пригласили занять ее режиссера младшего поколения. Только три человека на это решились: Алексей Бородин, который пригласил в РАМТ Егора Перегудова, и Римас Туминас, который назначил главным режиссером театра имени Вахтангова Юрия Бутусова. В Александринском театре главным режиссером стал Николай Рощин. Можно ли передать другому человеку свой опыт руководства театром? Как это происходит?
- Человек просто работает рядом, смотрит, я доверяю ему, предлагаю по мере возможности заниматься организационной работой. В его режиссерских способностях я не сомневаюсь, но надо же освоить еще огромное количество дел.
- Как вы считаете, насколько те задачи, которые придется решать новому поколению руководителей театров, будут отличаться от тех, которые были у вас?
- Задача – чувствовать жизнь, меняться в зависимости от того, как она будет развиваться. А развивается она активно, и часто во вред творчеству. Художественное надо беречь, и в то же время понимать, что мы живем в этом мире, он сегодня вот такой.
- Ваш прогноз – удастся ли сохранить то, чем мы так гордимся – русский репертуарный театр?
- Нам нужно его сохранить любыми силами.
Татьяна Филиппова