Однако без интересных и востребованных проектов такой результат был бы вряд ли возможен. Что же это за фильмы? Мы предлагаем вам обзор самых успешных отечественных релизов 2017-го. Правда, нужно сразу оговориться. В рейтинг вошло несколько картин, формально относящихся к году прошлому: они появились в прокате 29-го декабря. Но так как львиную долю своей выручки эти фильмы собрали уже в 2017-м, то «не заметить» их было бы странно.
1. Безусловным лидером рейтинга становится «Викинг», преодолевший рубеж в 1,5 миллиарда рублей. Сумма для нашей киноиндустрии очень внушительная. Даже больше: по сути, это второй результат за всю историю отечественного кино (рекордсменом, как известно, считается «Сталинград» Федора Бондарчука, который в 2013-м собрал 1,699 миллиарда). Тем не менее, коммерческая судьба «Викинга» далеко не столь безупречна, как того бы хотелось.
Дело в том, что за те семь лет, пока проект был в производстве, его бюджет вырос до астрономической цифры – 1,250 миллиарда рублей. Расходы на рекламу, продвижение и маркетинг составили еще 250 миллионов. Таким образом, для того, чтобы фильм вышел на уровень самоокупаемости, зритель должен был принести в кассы как минимум 3 миллиарда (ведь половину суммы от общих сборов забирают кинотеатры). Он же принес вдвое меньше. Поэтому назвать «Викинга» успешным с коммерческой точки зрения вряд ли возможно.
2. А вот «Притяжение» Федора Бондарчука не только окупилось, но и дало ощутимую прибыль. При заявленном производственном бюджете в 380 миллионов, история об инопланетном вторжении в Чертаново собрала 1,05 миллиарда, заняв седьмое место в списке самых кассовых отечественных релизов за всю историю проката.
Но дело даже не в цифрах. Со стартовой датой картине не повезло: она вышла в прокат 26-го января, то есть в период, когда активность аудитории довольно низка (новогодние «каникулы» только что закончились, и зрители еще не успели «изголодаться» по походам в кинотеатр). Однако серьезным препятствием это не стало. Более того, интерес к «чертановскому беспределу» оказался очень высоким: сборы на вторую неделю проката упали всего на 33 % (при том, что падение даже на 60% считается вполне благоприятным), да и потом, в течение пяти (!) недель фильм уверенно занимал лидирующие позиции в прокате.
3. Оказалась успешной и очередная «серия» всем известной «богатырской» франшизы: мультфильм «Три богатыря и морской царь»
киностудии «Мельница» собрал отличную кассу – почти 802 миллиона. Для проекта с бюджетом в 175 миллионов результат просто невероятный. Правда, тут свою роль сыграла и дата выхода: прокат картины пришелся на дни новогодних «каникул» – самое благодатное время для кассовых сборов. Однако сама по себе удачная стартовая дата еще не гарантирует результат: например, «Снежная королева-3: Огонь и Лед», вышедшая в тот же день, собрала сумму в три раза меньшую. «Богатыри» же сумели окупиться уже к 3-му января.
4. Странная история случилась с неплохой картиной Дмитрия Киселева «Время первых». В нашем рейтинге она уверенно занимает четвертую позицию: в копилке этой космической драмы 561 миллион рублей. Тем не менее, авторы фильма и кинокомпания «BAZELEVS» ждали немного другого. Суть дела вот в чем: суммарный бюджет фильма (производство и затраты на рекламную кампанию) – 680 миллионов. Следовательно, проект сможет окупиться, только если его сборы превысят 1, 360 миллиарда. А этого, к сожалению, не случилось.
Что именно произошло, сказать сложно. Картина получила широкую роспись в кинотеатрах: в премьерную неделю ей принадлежал каждый третий (!) сеанс. Да и аудитория приняла фильм довольно тепло, интерес к нему был. Лучшее тому доказательство – минимальный спад на вторую неделю: всего 13%. Судя по всему, заработал положительный «сарафан»: зрители продолжали идти на «Время первых», хотя в прокат уже вышел очередной голливудский «тяжеловес» «Форсаж-8».
Тем не менее, «миллиардером» фильм Киселева не стал. Скорее всего, сказалась непродуманная рекламная кампания: серьезной поддержки на телеканалах картина не получила, да и присутствие проекта в соцсетях было минимальным.
5. Замыкает пятерку лидеров «вкусная комедия» Антона Федотова – «Кухня. Последняя битва». Как легко понять из названия, это «наследница» одного из самых успешных отечественных сериалов, рейтинги которого всегда были на высоте. А потому и от нового «кулинарного приключения» ждали серьезных побед: в том числе и на финансовом фронте. И надо сказать, что фильм, в общем, не разочаровал: критики «Битву» хвалили, зрители активно заполняли залы. Довольно быстро картина стала хитом, и в её окупаемости почти никто из экспертов не сомневался. Сборы действительно оказались очень солидными – чуть больше 350 миллионов рублей. Правда, до точки окупаемости фильм всё же немного не дотянул: при бюджете проекта в 200 миллионов собрать надо было как минимум 400.
6. «Защитники». Думаю, что отечественный кинокомикс Сарика Андреасяна в представлении не нуждается. Реакция зрителей на эту поделку оказалась столь бурной, что вряд ли найдется человек, который уже успел забыть ту шумиху, которая поднялась вокруг фильма. «Защитники» не понравились никому: ни критикам, ни аудитории, хотя изначально рейтинг ожидания был очень высоким. Причина негатива проста: крайне низкое качество самого фильма. Что же касается цифр, то они следующие: при производственном бюджете в 380 миллионов проект сумел собрать 273, и то лишь потому, что большинство зрителей шли в кинотеатр просто из любопытства – посмотреть на «самый худший фильм года». Однако ко второй неделе даже такой интерес к «Защитникам» иссяк: сборы упали на 90%, что является абсолютным рекордом в истории отечественного проката. Тем не менее, касса в 273 миллиона позволяет работе Андреасяна занять в нашем рейтинге шестое место.
7. Нежданной гостьей нашего обзора оказалась «темная лошадка» - хулиганская комедия Романа Каримов «Гуляй, Вася!».
Снятая за сущие гроши (всего-то 40 миллионов рублей!), она сумела «выйти в ноль» уже в первый уик-энд. В целом же, в копилке фильма 257 миллионов: для малобюджетного кино сумма неслыханная. Так в чем же секрет?
На самом деле, всё очень просто. Каримов сделал продукт, который, с одной стороны, был довольно нестандартным (необычные сюжетные ходы, экспрессивная игра актеров и т.д.), а с другой – оказался понятным и близким простому зрителю. И кинозалы сразу же стали заполняться. А смехотворный бюджет (режиссер использовал работу волонтеров, чтобы снизить себестоимость картины) позволил фильму не только окупиться, но и получить прибыль, в несколько раз превышающую затраты на производство.